Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию радиопрограммы «В рубель», которая выходит на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM) каждую пятницу. Ведущий программы, экономический обозреватель Алексей Овчинников знакомит радиослушателей с важными экономическими и потребительскими событиями.
Сегодня мы обсудим, что происходит с российской экономикой – она уже встает или еще даже не падала, каких еще кульбитов ждать от рубля, почему Казахстан все реже называют дружественной страной и чем опасно драматичное снижение продаж на авторынке.
На этой неделе эксперты вновь оживленно заговорили о возможном падении экономики России из-за санкций, но измеряли его явно различными аршинами. Причем заговорили как в нашей стране, так и за ее пределами. Кажется, расслабляющий флер фраз типа «Все не так уж плохо на сегодняшний день» иссякает, и мы начинаем предвкушать день завтрашний.
Начну, пожалуй, с публикации исследования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, в котором утверждается, что санкции могут стоить экономике России от 6,4% до 11,5% спада в 2022 году в зависимости от разных сценариев развития кризиса. Причем при определенных параметрах в 2023 году потери экономики могут быть еще больше. Очень многое зависит от уровня дисконта цены на нефть, курса рубля и торгового оборота.
Всего авторы исследования смоделировали шесть прогнозных оценок потерь ВВП России в первый и второй годы действия санкций. В сценариях учитываются введенные ограничения со стороны Евросоюза, США, Великобритании, Японии, Южной Кореи, Канады и Австралии.
Эксперты РАНХиГС отмечают при этом, что ощутимо смягчить падение ВВП могло бы увеличение торговли с Китаем, но тут же признают, что на практике моментально сильного роста оборота с КНР ждать не стоит. С другой стороны, некоторые дружественные партнеры, например Индия, могут потребовать продажу им нефти еще с большим дисконтом, что, вероятно, сведет на нет прирост ВВП от наращивания торговли с этой страной.
Напомню, что Минэкономразвития ожидает падения ВВП на 7,8% по итогам 2022 года. Центробанк более пессимистичен и указывает на интервал 8-10%. Что касается следующего года, то Минэк ждет нулевых темпов роста, Банк России — диапазона от нуля до минус 3%. По сравнению с оценками РАНХиГС просто потрясающий оптимизм!
На Западе, разумеется, на мрачные прогнозы тем более не скупятся. Bloomberg, хоть и соглашается с тем, что нашей стране удалось достойно выдержать коллективно-западнический удар, и все по факту оказалось не так ужасно, как это виделось апологетам санкций, тем не менее намекает, что еще не вечер. Санкции будут усиливаться, и основные риски для России, по мнению западных экспертов, переносятся на 2023 год из-за приближающегося нефтяного эмбарго. К тому же этот спад может продлиться дольше, чем прошлые, а влияние ограничений со временем будет усиливаться.
Автомобильная промышленность, например, уже практически остановилась из-за нехватки запчастей и ухода крупных иностранных производителей. С другой стороны, в других секторах экономики худшие опасения не реализовались. Возможно, пока не реализовались.
Впрочем, есть и другая точка зрения. Так, главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах уверен, что нокдаун у нашей экономики уже был, а теперь «боксер-тяжеловес» встает на ноги. Процитирую: «Был нокдаун, но он был существенно компенсирован комфортными экспортными ценами, даже с учетом скидок, и способностью бюджета вкладывать деньги».
Один из важных показателей: годовая инфляция в России замедлилась к 1 июля до 16,2%. И это при том, что в последнюю неделю июня она ускорилась в связи с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Свою лепту внесло и сезонное удорожание туристических услуг. Да-да, поводов для дефляционной бравады больше не осталось. После шести недель отсутствия роста потребительских цен, из которых в течение четырех они даже снижались, инфляция вновь напомнила о себе.
Но справедливости ради отмечу, что в секторе потребительских товаров снижение цен продолжается. Согласно данным Минэка, в последние дни дешевеет плодоовощное, мясное, молочное и хлебобулочное. Продолжили дешеветь также электро- и бытовые приборы, строительные материалы, одежда и обувь, а цены на бензин и вовсе снижаются 17-ю неделю подряд.
Я, честно говоря, снижения цен не заметил. Но аналитики говорят, что субъективная инфляция (а у каждого из нас, безусловно, очень индивидуальная потребительская картина) слабо коррелирует с понятием инфляции глобальной. Мы все привыкли к определенным маркам, сортам, брендам... И если они, как на грех, не дешевеют, то это наши проблемы, что мы их выбрали. Статистика тут неумолима.
Впрочем, есть и вполне объективный факт, цены как подскочили на треть с начала года по большинству товаров, так и живем мы теперь с этим. И это не просто красивая фигура речи. Снижение покупательской способности (читай – спроса) очень пагубно сказывается на экономике. И тут я, можно сказать, закольцевал тему, возвращаясь к возможному падению ВВП, в том числе, и по этой причине.
Еще одной обсуждаемой темой, конечно же, стал ослабевший на этой неделе рубль, который до этого демонстрировал исключительно чудеса укрепления. Неужели власти наконец-то смогли обуздать норов отечественной валюты или просто возможности для роста уже просто иссякли? Давайте разбираться, благо высказываний на эту тему было вдоволь.
Еще в конце июня рубль торговался по 50 рублей за доллар и 52 рубля за евро, демонстрируя максимальные значения за последние семь лет. Это очень радовало тех редких граждан, кто готовился к покупке тура за границу, и сильно нервировало экспортеров. Но все изменилось. В среду, 6 июля, курс доллара подбирался к 64 рублям, а курс евро — перевалил отметку в 65 рублей.
Разумеется, причин для такого разворота назвали массу: от ослабления валютного контроля до легализации параллельного импорта, который благоприятствует восстановлению ввозного потока. Плюс громкие заявления о начале валютных интервенций (покупка валют дружественных стран на часть доходов от экспорта), а также слухи о том, что они уже на самом деле начались.
Тут надо сделать оговорку, что уже в четверг рубль начал отыгрывать упущенное, и довольно убедительно. Однако большинство аналитиков считают, что к концу лета отечественная валюта может еще ослабнуть по отношению к доллару, и ослабнуть не менее убедительно. Впрочем, большинство, не значит – все. Некоторые полагают, что рубль нам еще покажет чудеса на виражах. Так, стратег SberCIB Investment Research Юрий Попов полагает, что текущая коррекция явление временное, и нацвалюта еще может восстановиться до 50 рублей за доллар.
Мне же ближе оценка экспертов, которые считают, что рубль отныне плотно сел на качели. Периоды усиления будут сменяться падениями, вопрос лишь в каком диапазоне. Одни ставят на 52-55 рублей, другие на 60-65. Впрочем, если обновленное бюджетное правило заработает в ближайшее время, то диапазон вполне может уйти и в 65-70. Во всяком случае, я бы точно не горячился раньше времени говорить о прекращении тренда на укрепление рубля, который наблюдался в предыдущие несколько месяцев.
Любопытно, что эти самые качели в Минпромторге считают вселенским злом, которое способно доломать еще не сломанное. Во всяком случае, именно так сказал первый заместитель главы министерства Василий Осьмаков. Процитирую его спич: «В оголтелой борьбе против сильного рубля нет смысла, потому что для экономики и бизнеса нужна стабильность нацвалюты. Главный риск заключается в валютных "качелях" в диапазоне 50-120 рублей за доллар. Этого никакая экономика не выдержит».
Правда, до таких размашистых качелей, про которые рассуждает г-н Осьмаков, нам еще далеко. Возможно, рубль даже еще и не начинал «чудить». К примеру, очень уважаемый мной экономист по России и СНГ из «Ренессанс Капитал» Софья Донец отмечает, что рынок действительно находится вблизи разворота тренда — с укрепления рубля к его ослаблению, но по факту мы пока до него не дошли. Произошедшее на этой неделе - лишь часть сезонной волатильности.
Так что, в июле мы еще увидим, скорее всего, новые скачки курса и вверх, и вниз. Но не слишком впечатляющие. До фундаментального рычага давления на рубль – восстановления импорта – еще очень далеко. Раньше осени я бы даже не загадывал. И не советовал бы вам метаться в поисках вопроса, когда лучше взять валюты, чтобы что-то выгадать. Берегите нервы. Они дороже денег.
Но, если очень хочется, то в качестве вводных могу лишь дать прогнозы аналитиков. Меньше 50 рублей за доллар к концу года никто не дает, уже показатель. Самое часто встречаемое «предсказание» - диапазон 75-80 рублей. Реже встречается люфт в 60-70 рублей, еще реже в 50-65 рублей или, наоборот, в 80-90 рублей, но и такие прогнозы есть. Евро же сейчас слабеет и движется в сторону паритета к доллару.
Однако эксперт из «Фридом Финанс» Георгий Ващенко, на мой взгляд, дал самый дельный совет: не слушать ничьих среднесрочных прогнозов, потому что те пока «носят ненадежный характер».
Хотел было начать свой спич об очередном экономическом известии с фразы «Пришла беда откуда не ждали», но не получится. Во-первых, никто не крестит еще не родившегося ребенка, а во-вторых, неожиданность происходящего сильно преувеличена.
Я сейчас, разумеется, про риторику Казахстана в отношении товарооборота с Россией. Увы, геополитика серьезно омрачает наши экономические отношения. И тут точно нет ничего неожиданного. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев неоднократно заявлял, что его страна будет очень внимательно относиться к вопросу санкций. Вот цитата одного из его выступлений: «Санкции есть санкции, мы не должны их нарушать, тем более, мы получаем уведомления в отношении того, что в случае нарушения последуют так называемые вторичные санкции со стороны Запада в отношении нашей экономики».
Итогом таких рассуждений стало известие, что российские и белорусские поставщики могут столкнуться с трудностями при вывозе товаров с территории Казахстана. Республика может потребовать заверенные копии электронных документов на товары, вывозимые через ее территорию в Россию. Все бы ничего, но об Казахстан в таком случае может поломаться вся затея с параллельным импортом. Ведь в вывозе товара может быть отказано, если он сделан в стране, которая ввела запрет на экспорт отдельных товаров в Россию.
Но предаваться в исступлении негодованию пока рано. Документ еще не принят официально, хотя и опубликован на сайте казахстанского министерства финансов «для общественного обсуждения». Аналитики Финама полагают, что на дипломатическом языке такая публикация может означать переговорную позицию в отношениях с Россией, а не ультиматум. Обидно только, что в Кремле документ, по большому счету, никак не комментируют. Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков только заявил, что Казахстан остается «дружественной» страной. «Решений не принималось, напротив, декларируется абсолютное намерение и дальше расширять наше взаимодействие», - отрезал он на пресс-конференции с журналистами.
Хм… А как же еще один проект казахстанского Минфина, регламентирующий реализацию санкционных ограничений на поставки отдельных видов товаров на территорию РФ. Это же прямое присоединение к западным санкциям! А еще нефтяной скандал - на фоне решения российского суда запретить на месяц деятельность Каспийского трубопроводного консорциума, через который идет на экспорт большая часть казахской нефти, Казахстан решил найти пути для поставок в обход России.
Не уверен, что Казахстан таким коленцем хочет устроить фронду России, хотя на свою самостоятельность упорно и настойчиво намекает. Скорее – хочет получить выгоду. Страна имеет шансы стать одним из крупнейших хабов для нашей внешней торговли, а. возможно, и площадкой для релокации международных и российских компаний. Грех таким не воспользоваться. Главное – не заиграться.
Россия, в конце концов, и без Казахстана решит вопрос с параллельным импортом. Да, это будут более сложные и дорогие схемы поставок, но они будут. Но при этом отношения с давним партнером и союзником будут испорчены. Ради чего? Попытки усидеть на двух стульях?
Не очень, правда, понимаю, и наши пропагандистские ресурсы, которые с охоткой накидывают дров в печь. «Отношения России и Казахстана накалились до предела» - такие заголовки – это еще самое безобидное. А как же поиск компромиссов? Дружить с помощью угроз – это крайне странный выбор. Так же, как и выстраивать добрососедские отношения с позиции силы. Тут тоже очень важно не заиграться.
******************************************************
Напоследок давайте пройдемся по авторынку. Ассоциация европейского бизнеса опубликовала недавно очередной отчет об объемах продаж новых автомобилей в России. Он оказался очень любопытным. Несмотря на то, что покупательский спрос практически на все категории товаров (включая продукты!) драматично снизился, на авторынке ситуация даже немного улучшилась: если в мае падение составляло 83,5%, то, по данным июня, снижение оценивается уже в 82%.
В абсолютном выражении также видна положительная динамика. В мае было продано 24 268 машин, а в июне - уже 27 761. Складывается впечатление, что люди стали меньше кушать, но отказывать себе в железном коне все равно не намерены. Но… впечатление на самом деле ложное, потому что, если сравнивать с показателями прошлого года, впору прослезиться.
Давайте посмотрим на тройку самых продаваемых брендов авто.
На первом месте по количеству проданных машин в очередной раз оказалась Lada (в фаворе Granta). Лидер продаж, безусловно, но это все равно на 80% меньше, чем в июне прошлого года. За первое полугодие продажи сократились на 63%.
На втором месте находится Kia (чаще всего берут Rio). Падение относительно аналогичного периода прошлого года также составило 80%.
Третью строчку занимает Huindai (верх притязаний – Creta), чьи продажи упали на 86% по сравнению с июнем прошлого года. За первое полугодие продажи дилера сократились на 60%.
Согласитесь, цифры пугающие. Но, смотрите, что в отчете следует дальше. Все, что подороже – Lexus, Volvo, FIAT, Porche, Toyota, Honda – в продажах обвалились от 95 до 98%. То есть продажи стремятся к нулю.
Даже достаточно ходовой Renault потерял 86%.
Не нужно ходить к гадалке, чтобы осознать, что примерно в таком состоянии рынок пробудет еще очень долго. Новые машины стали недоступны среднестатистическому россиянину. Даже в кредит. Удовлетворения мечты о железном коне сограждане будут искать по большей части на вторичке, что приведет к старению автопарков в городах. Это, конечно, грустно, а еще – опасно, ибо на ремонтах и обслуживании видавших видов «ведер» россияне явно тоже будут экономить.
Властям впору утроить усилия по эволюции общественного транспорта и городской среды для удобства перемещения на альтернативных транспортных средствах. Будь то велосипеды или электросамокаты. Знаю, там тоже хватает травмоопасных историй, но очень многое зависит от того, насколько дружелюбна инфраструктура к высокомобильным гражданам. В Пскове, к сожалению, с такой дружелюбностью пока серьезные проблемы. Значит, есть над чем поработать.
На этом все. Будьте в курсе событий, не теряйте оптимизма и своих сбережений. До встречи в эфире радио «ПЛН FМ».
Алексей Овчинников