Если вспомнить, что «Актерский дневник» задумывался как некий качественно новый канал «обмена веществ» между театром и зрителем, пора заговорить и о профессии актера с переходом на личности. Тем паче, что обещание разговора о коллегах было дано в первых выпусках «Дневника».
То, что актер – по определению – центральная фигура в театре, - ни у кого сомнений не вызывает, мысль эту любят повторять, декларировать и смаковать на всех этажах театральной власти. Как бы там ни было, актер, подобно космонавту, фокусирует на себе усилия всех, кто работает в театре, от бутафора и гримера до режиссера и директора, потому что «летит в космос», т.е. выходит на сцену, именно он и именно благодаря актеру зритель, приходя в театр, становится зрителем.
Я благодарен своим коллегам. Всем. За науку, как надо существовать на сцене и как не надо. Но, прежде всего, – как соотносить опыт жизненный и профессиональный, чтобы не просто быть интересным зрителю, но и говорить на одном с ним языке о том, что одинаково важно и зрителю, и актеру. Качество довольно редкое, но именно способность говорить о главном из того, что касается всех, и делает актера современным.
Четыре года назад, к 1100-летию упоминания Пскова в летописи, на ГТРК «Псков» снимался первый (и пока единственный) игровой короткометражный фильм «Ольгин хлеб». Основа сюжета – знаменитая встреча на перевозе в Выбутах князя Игоря с Ольгой, будущей равноапостольной благоверной княгиней, почитающейся ныне как основательница Пскова. Поскольку средств, которые удалось достать, едва хватило на костюмы, необходимым условием стало согласие актеров на бесплатную съемку. Соглашались не все. Мало надеясь на положительный ответ, я предложил сняться в роли воеводы Олега Юрию Новохижину, тогда уже народному артисту России. Он с готовностью согласился, несмотря на то, что эпизод был крохотный, в несколько фраз. Но крайне важный: в какие-то доли секунды мудрый Олег, впервые увидев Ольгу, должен был понять, не блажь ли это пылкого молодого князя, и в самом ли деле девушка со сторожевой окраинной заставы поможет «обуздать» неуправляемого Игоря и обратить его к делам государственным. Не все в фильме получилось так, как хотелось, но этот эпизод –из лучших. И когда Ольга, в ответ на вопрос, поедет ли она с ним до Киева, ответила кротко: «Поеду…», - в глазах воеводы-Новохижина была и сдержанная отеческая радость, и, казалось, провидение непростого и славного будущего великой княгини российской. Вряд ли всю гамму эмоций, мыслей, ассоциаций, которую удалось передать актеру, можно объяснить только профессиональным мастерством. Дело здесь прежде всего в личности человека-актера, убежденного в своей правоте.
Новохижин как личность – силен и напорист. Эти его качества особенно сказались в ролях, где на первом месте – готовность идти до конца, максимализм и бескомпромиссность. Таков его шекспировский король Лир, который у Новохижина не воплощение обманутой доверчивости, а трагедия рухнувшей самонадеянности абсолютной власти. Таков Сирано де Бержерак, для которого дороже жизни – любовь и честь. Таков неподкупный Клеон в «Разрушителе»: «…Если боги простят злодеяние – я уйду из этой жизни». И в каждой роли актер словно бы сам удивлен тем, что происходит с его героем, словно здесь и сейчас, вместе с ним, мы открывает новые качества его персонажей. Вот и попробуй тут отделить профессиональное от человеческого.
И совсем уж редкое явление, когда человеку-актеру становится тесно в своей профессии, и он берется за дела, казалось бы, совсем ему не свойственные. Уже двенадцать лет Новохижин руководит региональным отделением Союза Театральных деятелей России и, судя по тому, что избирается на эту должность коллегами, руководит успешно, несмотря на все сложности, с которыми сталкивается театр. Более того, побывав вместе с ним на последнем съезде СТД в Москве, я не мог не удивиться авторитету, каким пользуется у театральной общественности России актер из небольшого провинциального Пскова: по предложению Александра Калягина съезд избрал его в бюро секретариата СТД.
«Талант – единственная новость, которая всегда нова…» И всякая новая «ипостась» народного артиста Новохижина будет интересна и неожиданна, - какие бы роли ни уготовала ему жизнь и сцена.
Вик. ЯКОВЛЕВ