.
В Пскове завершился второй фестиваль имени Сергея Довлатова «Заповедник». В этом году фестивалю не сопутствовала медийная шумиха, но, по общему признанию, фестиваль, сменив продюсерскую компанию, во многом получился даже интересней, чем первый, во всяком случае — другим, более лабораторным и неформальным. Это нормально для нового фестиваля, который еще ищет свой формат. Об итогах и перспективах фестиваля «Заповедник» обозреватель Псковской Ленты Новостей Александр Донецкий побеседовал с его московским продюсером Еленой Яцурой.
- Елена, как я понимаю, ваше участие в фестивале «Заповедник» в качестве продюсера определяется давним знакомством с Дмитрием Месхиевым?
- Да, мы с Дмитрием Дмитриевичем в свое время вместе сняли много кино. Мне очень нравились фильмы «Циники» и «Над темной водой», и у меня было большое желание, можно сказать, программное, снять с Месхиевым такой же яркий и незабываемый фильм. Мечты сбываются: мы вместе сделали «Американку», «Женскую собственность» и «Свои». И так, заодно, возникла особая связь с Псковом, который есть город Энск из «Двух капитанов» Каверина, а эта книга – «мастрид» моего детства, главная книжка взросления. Потом я долго в Пскове не была, и приехала уже на открытие Псковского театра драмы после реконструкции. И тогда возник разговор о том, чтобы делать здесь какой-то новый фестиваль искусств. Потому что прекрасная сценическая площадка, плюс медиа-холл, очень современное здание, такое место в городе, вокруг которого вертится не только театральная, но и всякая другая культурная жизнь. Тогда с этой затеей ничего не вышло, но вот появилась возможность реализовать ее в этом году. Мне показалось, что в Пскове интересно проводить такой фестиваль, как «Заповедник», в смысле его логистики.
- Что вы конкретно имеете в виду под логистикой?
- Псков парадоксален в том смысле, что он вроде бы и рядом с двумя столицами, и в то же время не так просто до него доехать. Псков в известном смысле изолирован. Один поезд, один самолет. Сюда нужно приехать и остаться здесь на несколько дней. Псков сам по себе предполагает некую клубную историю, фестиваль-прогулку. Такая логистика хороша для современного фестиваля. В этом году, конечно, получилось немного «с колес», но главное: сейчас есть понимание, как нужно развивать и как делать этот фестиваль.
- Вы вообще довольны нынешним результатом?
- Да, довольна. Я оцениваю изнутри. Совершенный фестиваль сложно сделать с первого раза. Идея с прогулкой — свежая. Важно, что участники идут ногами, гуляют и видят своими глазами места, где происходит действие повести «Заповедник». Важно, чтобы у каждого участника возникло собственное впечатление. И сейчас нам понятно, что это работает. Пообщавшись с гостями фестиваля и видя реакцию псковичей, мы убедились, что эта концепция оправдывает себя. У гостей — очень хорошее «послевкусие» от событий фестиваля, у них будут приятные воспоминания о Пскове. И у публики, которая дошла до мероприятий, тоже есть свои впечатления.
- Мне показалось, очень плотная программа. Мероприятия следуют друг за другом с шагом в час. Невозможно везде успеть. Вот лично мне приходилось буквально разрываться.
- На любом фестивале попасть на все — практически невозможно. Это вполне нормальная фестивальная ситуация. Но мы все-таки старались зонировать мероприятия так, чтобы зритель мог попасть на интересующие его спектакли, концерты, встречи или лекции. Мы уже эту проблему обсудили, и на следующий год обязательно учтем при составлении расписания мероприятий.
- Что касается концепции... Много ли в мире подобных фестивалей? То есть вы стремились к уникальности или, наоборот, старались соответствовать какому-то фестивальному тренду?
- Знаете, продюсерам важно не следовать трендам, а эти тренды формировать. Вот что по-настоящему клёво! Мульти-жанровые фестивали, фестивали искусств всегда были и всегда будут. Вопрос в том, кто их проводит и для чего. Совмещение жанров — это, вообще, старый, проверенный формат. Это всегда было в Советском Союзе - «дни искусства чего-нибудь где-нибудь». Такой синтез разных искусств. Но понятно, что «Заповедник» изнутри жестко отформатирован с точки зрения вкуса: что-то «да», а что-то «нет», что-то здесь может произойти, а что-то категорически не случится.
- Вы лично форматировали?
- У нас есть команда, и у команды, разумеется, есть вкус и своя навигация в мире художественного творчества. Свои планки качества, которые мы держим. Это с одной стороны, а с другой, еще раз подчеркну, фестиваль-прогулка - это новая идея. Мы отталкиваемся от возможностей самого Пскова — от его размера, от его маршрутов, от его гостиниц, я сейчас не имею в виду только прогулку по довлатовским местам в Михайловском и его окрестностях, я имею в виду прогулку как концепцию фестиваля в целом, всех трех дней. В Петербурге и Москве главное поветрие последних сезонов: ездить по улицам на велосипеде или ходить пешком. В Москве реконструируется пешеходное пространство, расширяются тротуары. Псков в этом смысле вписывается в столичный тренд. Здесь очень приятно и удобно гулять. Когда мы говорили про особую логистику, то это тоже важно для фестиваля. Нельзя сесть в Москве на электричку и через два часа оказаться в Пскове. Не так-то просто из Пскова уехать. Попадая в Псков, ты попадаешь в некое пространство, в котором придется на какое-то время задержаться. Когда мы приглашали гостей, то предупреждали их: «Вам придется в Пскове побыть несколько дней». И гости соглашались. Это очень важно для фестиваля. Нет гостей на час. Люди одновременно приезжают и одновременно уезжают. А приезжая сюда, они получают редкую возможность общения, так сказать, «аналогового», человеческого, они знают, какая у них компания, они объединены событиями внутри фестиваля. Они, если захотят, могут спрятаться в гостинице. Могут — выйти наружу. И вот в таком не суетном режиме человек идет на премьеру, театральную, кинематографическую, на лекцию или прогулку. Несколько дней жизни вне онлайна, между прочим, самое дорогое предложение модных мировых курортов, лечебное средство века. В такой ситуации иначе чувствуешь себя во времени, и это тоже часть фестиваля, его незримый движок. Фестивали, учитывающие местность, географию и историю, тоже бывают за рубежом, в России таких фестивалей почти нет. А вот «Заповедник» - такой, и в этом его самобытность, его уникальность.
- А «гения местности» как вы учитываете? Я имею в виду, конечно, Довлатова. Понятно, что спектакль «Человек, обреченный на счастье» по произведениям Довлатова — художественный центр фестиваля, его главное событие. Но вот предпремьерный показ нового фильма Павла Лунгина «Дама Пик», как он вписывается в концепцию?
- Еще как вписывается. Сердце концепции – культурная преемственность. Конечно, нам интересна «Дама Пик». Потому что это взгляд из 2016 на произведение Александра Сергеевича Пушкина (и взгляд на 2016-й через произведение Пушкина), по местам памяти которого Сергей Довлатов водил экскурсии, а потом написал повесть «Заповедник». У Довлатов-феста «Заповедник» есть две задачи. Первая – знакомство с творчеством Довлатова нового поколения читателей. Так получилось, что в общественном сознании Довлатов крепко связан с семидесятыми-восьмидесятыми годами прошлого века. Да, Довлатов — часть культуры семидесятых, но одновременно просто прекрасный писатель. Есть Довлатов, и есть культура семидесятых. Есть легенда Пушкинского заповедника в оригинальной версии Довлатова. И есть впечатление, которое дает нам сегодня сама территория с уникальным пространством трех дворянских усадеб. И в этом диалоге впечатления от текста и впечатления от места, по моему мнению, Довлатов как бы «отделяется» от семидесятых, и становится интересен, условно говоря, восемнадцатилетним, как блестящий автор, обязательный к прочтению. Даже если его исторический контекст от них далек. А вторая задача — собственно три дня живого общения участников фестиваля и жителей Пскова на самые актуальные темы, спектакли, просмотры, актерские читки и творческие встречи.
- То есть вы уже имеете какие-то наметки на третий фестиваль, который пройдет через год?
- Да. Думаю, что третий фестиваль получится побольше. Будет больше гостей и публики. Мы рассчитываем на самую широкую публику. На «Даме Пик» ведь зал был полон. В то же время мероприятие у «домика Довлатова», как мы понимаем, ограничено в масштабе самим местом. Там может участвовать максимум человек восемьдесят. Но при этом можно использовать разные интересные штуки. Например, интернет-трансляцию актерской читки в Березино для всех желающих во всем мире. Мы постараемся сделать следующую программу так, чтобы каждый отдельный зритель нашел на фестивале свое мероприятие. Довлатов был человек с отменным вкусом, но при этом он абсолютно массовый писатель. Фестиваль «Заповедник» постарается соответствовать этому редкому художественному качеству.
Беседовал Александр Донецкий