Сцена / Концерты

Фабио, оркестр и псковичи

12.01.2019 19:59|ПсковКомментариев: 13

Новогодний концерт Фабио Мастранджело

Какой он — дирижер-симфонист ХХI века? Перед псковским слушателем симфонических концертов за последние годы, то есть, два десятилетия  третьего тысячелетия возникла целая галерея их портретов. И Фабио Мастранджело — далеко не первый иностранный дирижер, вставший за пульт Псковского симфонического оркестра. С псковичами работали в свое время дирижеры из Голландии, США, Великобритании, Израиля. Творческий портрет каждого дирижера - гастролера — многогранен: выбор музыки, отношение к музыке и ее интерпретация, творческая работа с оркестром, раскрытие его потенциала, отношение к коллективу оркестра и отношения, складывающиеся с оркестрантами  подчас в экстремальных условиях, ведь   дирижер — гастролер, а местный  оркестр — небольшой, с трудным опытом проб и ошибок, хотя и и с неуклонным желанием  развиваться  вопреки всем трудностям.   

Фабио Мастранджело появился в Пскове в особенный момент. В жизни псковского симфонического оркестра возникла новая волна движения, развития, роста. Оркестр неоднократно  в этом сезоне выступал в увеличенном, а вернее, в  полном составе, стал стремительно расширяться его репертуар.  И встреча  оркестра в начале 2019 года  с  «самым известным итальянцем в музыкальных кругах России», даже ожидание этой встречи и у оркестра, и у псковичей, создало совершенно особенную атмосферу радостного предчувствия. Предчувствие не обмануло.

Именитый, известный, чрезвычайно деятельный Фабио Мастранджело  на концерте с первого же произведения — Торжественного марша Элгара -  покорил публику, вызвав бурные овации.  Несомненно, что на репетициях и на концерте он покорил и оркестр, это было видно по растроганным лицам оркестрантов, которых дирижер поднимал после каждого исполненного произведения.  Еще бы, оркестранты во главе с Фабио Мастранджело устроили на сцене и в зале настоящий новогодний бал из маршей, вальсов и полек.

Но какие это марши, вальсы и польки! Это — шедевры, созданные в разное время и в разных странах — Австрии, России, Англии, Италии -  Штраусом, Элгаром, Понкьели, Чайковским, Хачатуряном, Свиридовым. Дирижер с оркестром ввели слушателей на пир музыкальных богов композиторов — олимпийцев, и публика убедилась, что  с этим мало что может сравниться.

Так каков же он, дирижер начала нового тысячелетия? В истории ХХ века  сохранился образ дирижера, созданный еще в предыдущем, XIX веке. Это образ абсолютного диктатора, властителя, подчиняющего себе  волю любого, даже самого мощного профессионального исполнительского коллектива. Их было не так уж мало, они оставили сокровищницу:  непревзойденные образцы интерпретаций классической музыки,  и всегда при этом сохраняли  некую тайну своего «божественного» происхождения, «разговаривая» с публикой только на языке музыки. Они находились на пьедестале. Но  в ХХ веке, под натиском массовой культуры, под угрозой заточения классической музыки в «башне из слоновой кости» для немногочисленных «избранных», боги сошли с Олимпа. Новый стиль общения дирижера с публикой, достигающий порой особой доверительности и виртуозного мастерства — это живое общение, переходящее в исполнение музыки, еще более темпераментное и живое. 

За естественностью  речи Фабио Мастранджело, обращенной к залу,   - его профессиональное мастерство, дирижерское искусство, школа и совершенствование мастерства  у таких великих дирижеров  как Л.Бернстайн и К.Эстеррайхер, и огромный опыт работы во многих городах  России. Маэстро  буквально покорил не только Москву, Санкт-Петербург и российское телевидение, участвуя в мировом проекте «Большая опера». Он покорил Сибирь и Урал, Якутию и Татарстан. Поэтому, когда  Фабио произнес слова о Петре Великом, говоря  о «холодном»  Петербурге, невольно возникло  сравнение.

Этот харизматичный итальянец, давно уже живущий в России и любящий Россию, приехал — и - «п о д н я л  н а  д ы б ы»  Псков, создав удивительную звучащую картину события -  Новогоднего концерта  Фабио Мастранджело и Псковского симфонического оркестра. Благодаря мастерству маэстро,  в танцевальной музыке, звучавшей на концерте,  все услышали и русскую певучую речь, и, через дирижерский жест - темпераментную  речь итальянца, и звонкую и звучную. чеканную ритмику немецкой  речи и наполненные древней легендарной красотой  мотивы  британской  музыки.  Новогодний бал  мировой музыки состоялся  в Пскове 11 января в Большом концертном зале филармонии!

Татьяна Лаптева, любитель классики

опрос
В Госдуму внесли законопроект о возвращении сезонного перевода времени. Поддерживаете ли вы эту инициативу?
В опросе приняло участие 1415 человек