.
Сцена / Обзоры

«Фантазии Фарятьева»: Пять фриков и один фантом

20.06.2016 21:42|ПсковКомментариев: 17

Открывается дверца, и внутри буфета включается волшебный свет; в зал, к зрителям, летят радужные мыльные пузыри; как таинственные звезды, медленно зажигаются лампочки, когда разговор вдруг заходит о других планетах... Псковский драмтеатр имени Пушкина завершает сезон «Фантазиями Фарятьева», как указано на афише, «драматической комедией в двух действиях» Аллы Соколовой. Спектаклем камерным, интимным, пусть и на большой сцене. В оригинальном тексте жанр обозначен несколько иначе: трагикомедия, и это важно. Трагикомедия — совсем не то, что комедия, пускай и «драматическая». Ведь не случайно же петербургский режиссер Олег Куликов поменял этикетку? Зритель быстро убеждается, что - да, совсем не случайно.

Главный персонаж — Павлик Фарятьев, «некрасивый человек неопределенного возраста», не то чтобы смешной и нелепый, а тот, кого нынче принято называть словом «фрик». Как трактует Википедия, «человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим (зачастую эпатажным) поведением». Поразительно, но Фарятьев в исполнении Андрея Шимко весьма точно иллюстрирует определение из популярной интернет-энциклопедии. Чисто внешне Фарятьев — клоун по неволе, воплощенный гротеск, ку-ку. Вы наверняка встречали таких людей в жизни. Они не вписываются в привычный интерьер, выбиваются из обычной среды, выделяются из любой компании. Плюс ко всему еще и с завиральной идеей в мозгу, о которой предпочтительней молчать. Например, о том, что люди на самом деле инопланетяне, и именно поэтому им на планете Земля так трудно.

В теории инопланетного происхождения самой по себе нет ничего страшного (мало ли кто и как объясняет себе несовершенство этого мира?), если бы каждое явление Фарятьева на сцене не превращалось в отдельный цирковой номер. Нет, он не делает сальто-мортале и не жонглирует стаканами, но его существование подчеркнуто комично; весь он — воплощенная нелепость, человек-гротеск. Можно сказать, что Андрей Шимко изображает дурачка, откровенно «дуркует». И понятно, что герой делает это не преднамеренно; просто таков его дар, его психическая природа, физиологическое естество. Для того, чтобы сыграть подобное состояние, требуется немало актерского таланта, и Андрей Шимко превосходно справляется со своей задачей.

Но зачем нужен этот гротеск, мим-спектакль одного героя? А для того, чтобы убедительно показать боль. «Фантазии Фарятьева» Олега Куликова - вещь не только о любви и нелюбви, о фатальном непонимании, о слепоте и глухоте, о том, как часто мужчина и женщина не совпадают физически и духовно («он любит его, она - другого»), это спектакль о переживании боли. Когда Фарятьев узнает, что его, как он думает, почти невеста Александра убегает к Бедхудову, словно собачка, он буквально ломается на глазах у зрителя, из него будто извлекается стержень, он шатается и чуть не падает: Андрей Шимко великолепно сыграл этот внезапный удар судьбы. Сцена длится, кажется, бесконечно, и физически невыносима, но сама боль (как художественный, сценический феномен) становится возможна только благодаря тому самому комикованию, к которому ближе к финалу вроде бы адаптировался зритель. Вот герой только что придуривался, а мгновение спустя буквально на глазах у изумленного зрителя превратился в само страдание, в смешного «мужчинку», глубоко и трагически переживающего любовную неудачу. И в этом нет ни пошлости, ни преувеличения, а только сочувствие. Не столько даже к потешному отверженному мужчине, но к людям вообще, ведь и все остальные персонажи (а это исключительно женщины) страдают от острой нехватки любви.

Все героини «Фантазий Фарятьева» в той или иной мере и очень по-разному, но мучаются от отсутствия любви, утраты взаимности. Холодная красавица Александра (Мария Петрук) пребывает в своего рода ступоре, эмоциональном анабиозе, ведь ее бросил любимый мужчина, в котором она полностью растворилась, и вот теперь оказалась брошенной. Юная школьница Люба (Ксения Тишкова, Ангелина Аладова) впервые влюбляется, познавая себя, но тот, к кому направлены ее чувства, к кому она стремится всей душой, не слышит и не видит ее. Их мама (Надежда Чепайкина) страдает за своих дочерей буквально телесно, физически, у нее постоянно болит за них сердце, а сестры, хотя и любят свою маму, зачастую отвечают ей незаслуженной черствостью, столь понятной среди родных людей и все равно непростительной.

Наконец, тетя Фарятьева (Галина Шукшанова), что называется, не чает в своем племяннике души, переживая его жизненные неудачи как свои собственные, у нее давно нет своей жизни, и здесь включается чеховский мотив потери, ускользания времени: «А жизнь-то ушла! Куда? Туда...»

И все эти женщины, пожилые и юные, в большей или меньшей степени - тоже фрики, «двойники» Фарятьева. Его тетя в исполнении Галины Шукшановой - откровенная клоунесса, бесконечно добрая и не такая простая, как кажется на первый взгляд; мама в своей бытовой любви к дочерям — почти ненормальная, она, как чеховсие три сестры, все рвется уехать, только не в Москву, а в Киев; Люба — чудачка, девушка оригинальная и эксцентричная; даже Александра не совсем в себе, ибо страдает, как формулирует младшая сестра, от «слепой, безумной любви». Лучший жанр для выражения этих отнюдь не простых чувств и состояний и есть комедия, в которой вдруг на втором плане просвечивает драма. Ведь боль, которую испытывают персонажи, настоящая.

Сюжет пьесы - сугубо чеховский: несостоявшаяся свадьба. Но кто ее расстраивает? Некто Бедхудов, злой гений. Друг Фарятьева, возлюбленный Александры. Персонаж-фантом, герой-призрак, о котором все говорят, и о свойствах которого лишь догадывается проницательный зритель. Сама фамилия Бедхудова говорящая: от слов «беда» и «худой», то есть в русском восприятии: дурной, негодный. Бедхудов - причина любовных несчастий Александры и Фарятьева. И в то же время все мы знаем, что нет худа без добра. То есть эта несчастная свадьба и не должна была состояться: ну какая из Фарятьева и Александры пара?

Что бы их ожидало, не явись вдруг Бедхудов с букетом цветов? Одно сплошное непотребство, стыд и позор. Так что побег Саши и внезапный, от невыносимости переживаний, сон Фарятьева — единственный выход, почти хэппи-энд. Завтра герои обязательно очнутся от своих фантазмов, от любовных наваждений, и продолжат свою жизнь. Простую, немного чудаковатую и провинциально-эксцентричную.

Александр Донецкий

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 245 человек
ПЛН в телеграм