.
Сцена / Обзоры

В желтой жаркой Африке

03.10.2016 22:46|ПсковКомментариев: 6

Псковский областной театр кукол открыл новый сезон премьерным спектаклем для детей и взрослых «Любопытный слоненок»

Хотя возраст просмотра обозначен как 3+, уверен, что «Любопытный слоненок» по мотивам известной сказки Редьярда Киплинга не оставит равнодушными и многих взрослых. Яркий и затейливый, этот спектакль - развернутая шутка двух талантливых мастеров-кукольников (автор пьесы и режиссер - Александр Заболотный; художник - Евгений Бондаренко), но в каждой шутке, как известно, содержится лишь малая ее доля, а все остальное - вполне всерьез.

Разумеется, авторы будут всячески отрицать, что намеревались рассказать что-то еще, кроме знакомого всем сюжета про слоненка, но зрителя не обманешь. Зритель, если спектакль не плоский, как трафарет, а объемный, всегда домыслит, дополнит и «вчитает» в замысел нечто свое, например, проведет параллель с популярной песенкой про Африку Владимира Высоцкого («Жираф большой, ему видней!»), и сразу возникнут культурный контекст и перспектива, не только в сторону первоисточника (в сказку Киплинга), но и в неформальную бардовскую субкультуру, в которой эзоповым языком рассказывали о настоящих реалиях нашей жизни. Вроде речь про Африку, а на самом деле - про Россию.

Так вот, сохранилась замечательная видеозапись (ее легко найти в интернете), на которой Высоцкий представляет свою шуточную «Песенку не про что, или что случилось в Африке» и говорит: «...она шуточная, но не очень, потому что, если вы вдумаетесь, то в каждой шуточной песне обязательно есть серьезная подкладка, иначе нет смысла ее писать». И сам жанр песни Высоцкий определяет точно: «детская народная», то есть одновременно и для самых маленьких, и для народа, который непременно найдет смысловую подкладку, а иначе какой смысл ставить спектакль? Просто для того, чтобы развлекать детишек? Так ведь и детишки, несмотря на свой малый возраст, способны понимать глубокий смысл.

«Никакой идеи я в этот спектакль не вкладывал, как и во все остальные свои спектакли», - декларирует Александр Заболотный, и он, как всякий художник, конечно, лукавит: не бывает мало-мальского произведения искусства без идеи. Просто ее нужно поискать. Для кого-то она на поверхности: излишнее любопытство ведет к неприятностям, для кого-то отнюдь не очевидна, но если вдуматься, вдруг открывается с неожиданной стороны: иногда неприятности оказываются внезапным приобретением, как нос слоненка, превратившийся в хобот и теперь способный прихлопнуть муху. Это даже не привычная нам обязательная «мораль», а именно наглядное изображение: вот, ребята, иногда бывает и так!

Вот Жираф читает газету «ГражданинЪ» с узнаваемым всеми «яблочным» логотипом. Что это? Просто насмешка художника? Возможно, но она сразу отсылает зрителя к недавним выборам и сугубо нашим «баранам», тем более все персонажи спектакля - звери. И эти звери только то и делают, что рассуждают о еде, никаких других интересов у них нет. Не таково ли и наше банальное существование? Думаем исключительно о пище насущной (а если брать шире - о потреблении). Вот появляется самый неприятный персонаж - Попугай-провокатор, который отправляет Слоненка на верную смерть - в пасть к Крокодилу, и делает он это даже не со злобы, а со скуки, потому что: «Какая тоска в нашей Африке! Просто жуть». И этот вредный Попугай, опять же, удивительным образом рифмуется с Попугаем из песенки Высоцкого.

- Этот самый Попугай-провокатор, получается, единственный отрицательный персонаж в вашем спектакле? Остальные все добрые? - спросил я у автора после премьеры.

- Да нет. Они все там герои положительные! - убежден режиссер, и не понятно, шутит он, или говорит всерьез.

- Но он же послал Слоненка на смерть?

- Ему просто очень скучно среди всего этого однообразия. Все одно и то же.

- Сюжет такой, что все звери думают только о еде. Вокруг этого все и вращается.

- К сожалению, да. Никакой политической подоплеки в спектакле, разумеется, нет. Кроме того, что в Африке - все свое, африканское. У них тоже импортозамещение. Мы просто себя радовали, когда делали спектакль, веселились. Иначе не получится веселого спектакля. Насчет идеи - она на самом деле есть, только я сформулировать не умею. Ты видишь - одно. Другой зритель видит другое. Третий - третье. И так далее. Может, это минус, а может, и плюс. Возьмем историю Киплинга. Вспомни, все звери там дубасят бедного Слоненка почем зря. А потом он всех излупил. Мы посидели с Женей Бондаренко, подумали и решили: «А давай не будем никого бить». Не потому что это грубо, а потому что слоненок любопытный. Кто-то жадный, кто-то обжора, кто-то трус. А в результате-то оказывается, что они все нормальные, защищают Слоненка от Крокодила. Так и в жизни происходит. Все мы разные. Но что случись - способны и на хорошие поступки.

- И в этом мораль?

- Это не мораль, а скорее - просто вывод, наблюдение над жизнью.

К сказанному добавлю, что спектакль действительно получился легкий, ненавязчивый, яркий и веселый. А то, как купается в воде Крокодил, - вообще отдельный пластический цирковой номер. Ради пущего эффекта - повторяемый несколько раз. И мыльные пузыри радостно изображают всплеск воды. Крокодил, то есть олицетворение африканского Зла, тонет, что вроде бы невозможно, но в сказке бывает и не такое. И звери ликуют: «Африка свободна!». И ты соглашаешься: свобода, то бишь хэппи-энд, она и в Африке свобода».

Александр Донецкий   

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 247 человек
ПЛН в телеграм