.
Сцена / Выставки

Фестиваль «Заповедник»: «Я спросил у ясеня...»

24.09.2016 10:03|ПсковКомментариев: 3

В первый день фестиваля «Заповедник» в Пскове открыли сразу три выставки

В комплексе Покровской башни открыли три выставки: первого иллюстратора Сергея Довлатова Александра Флоренского, ленинградского и нью-йоркского фотографа Нины Аловерт и художника Александра Стройло, которого псковскогой публике специально представлять не надо. Четвертой выставкой по праву можно считать само внутреннее пространство Покровской башни, самой большой в Европе, которое впервые после реставрации предстало перед широким зрителем. ФОТОРЕПОРТАЖ>>>

«Эта башня долгое-долгое время была закрыта, - рассказал гостям фестиваля «Заповедник» один из его организаторов, руководитель Театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев. - Здесь вообще пока не устраивались показы, не говоря уж о выставочном пространстве. Мы попытались что-то здесь сделать, и вот - первая выставка».

«Рисунки к Довлатову» Александра Флоренского - это серия белых принтов, на которых воспроизведены в увеличенном масштабе знаменитые иллюстрации к культовому трехтомнику Довлатова издательства «Лимбус-Пресс», изданному в середине 90-х. Увеличение масштаба удивительным образом меняет восприятие: приближает деталь к зрителю: то, что виделось прежде просто как затейливая виньетка, вдруг наполняется подробным и точным смыслом. Рисунки Флоренского - своего рода конгениальное сотворчество, и остается поражаться, как так сложилось, что именно один из основателей движения «Митьки» стал первым и во-многом до сих пор единственным иллюстратором Довлатова.

«Есть такая байка, что Флоренский согласился проиллюстрировать Довлатова, которого лично не знал, только потому, что они пользовались одним пивным ларьком», - дополнила легендой историю создания рисунков куратор галереи «ЦЕХ» Марина Николаева.

«Это вранье! - выдал реплику Дмитрий Месхиев «из зала». - Я знаю Флоренского много лет. Он пил совершенно в других местах». А другой художник и старый приятель Флоренского «митек» Андрей Филиппов прокомментировал: «Я действительно был свидетелем того, как создавались эти произведения. Я тогда бывал у Саши в мастерской в Кузнечном переулке. Пивных ларьков действительно рядом не было. Саша изобрел такую новую "митьковскую технику": горелая спичка вставлялась в самговый карандаш и макалась в тушь. То есть это не перьевая, а именно спичечная графика».

История художественного спецпроекта Александра Стройло еще более занятна, ее поведал тоже Дмитрий Месхиев: «Краткая история выставки такова. Александр Григорьевич, как-то выпив самогону, увидел, как жгут костер кусочками спилов сухого ясеня. Ему очень понравились сами спилы, сами рисунки, появляющиеся на древесине. И тогда он вспомнил текст Довлатова из повести "Заповедник". А мы как раз в это время обсуждали создание фестиваля, тоже, не скрою, выпивая самогонку. И вот он сказал: "А помните, там был такой дружбист?". Я его не понял: "Саша, какой дружбист?". "Ну, тот, который говорил: зайдешь в лес на час, х...к - и червонец в кармане!". "Что-то помню", - ответил я. "Так давайте, я и нарисую этих дружбистов". "Ну, рисуй, конечно". И Александр Григорьевич пошел пилить ясень. И он напилил много-много всяких кружочков. Из этих кружков создал много-много дружбистов. При этом обратите внимание, все, что я говорил, - это была цитата. Причем я цитировал не самого Довлатова, а Стройло, который цитировал Довлатова. А потом меня еще и поправил Валентин Яковлевич Курбатов. Так что я вдвойне не виновен в том слове, которое сейчас прозвучало».

За Александра Стройло ответил известный псковский писатель Валентин Курбатов, который согласился быть «голосом» художника: «Заповедник Довлатова - это не только Михайловское, это заповедник нашего бедного, счастливого, ослепительного, злого, несчастного советского прошлого. И я - дитя этого заповедника. Когда закроется занавес, новые поколения восстановят Псков по рисункам Стройло, вплоть до последнего жителя, каждого - поименно. В этом какая-то новая, и для нас с трудом постижимая правда этого нового искусства».

О выставке Нины Аловерт «Довлатов в Нью-Йорке» рассказала Марина Николаева: «Нина Аловерт была фанатичным репортером, и фиксировала все вокруг, в первую очередь своих друзей. Поэтому она оставила подробную летопись жизни, в том числе и Сергея Довлатова в Нью-Йорке. Это уже такая мифология, может быть, даже погуще, чем ленинградский период жизни Довлатова».

«Это будут интересные три дня. С интересными событиями, - открывая фестиваль, не сомневалась продюсер Елена Яцура. - Потому что десант, который приехал из Москвы и Питера, - это прекрасные художники, литераторы, поэты, молодые кинорежиссеры. Думаю, это будут живые три дня. Наша идея заключается в том, что Довлатов и Заповедник - это места культурной преемственности. Есть повесть «Заповедник», и есть сам заповедник, прогулка по которому в широком смысле слова сближает разные поколения мастеров культуры, а также читателей произведений Довлатова».

Все три выставки, «Рисунки к Довлатову», «Довлатов в Нью-Йорке» и «Дружбисты П.Г» в башне и на пряслах Покровского комплекса, в дни фестиваля «Заповедник» открыты для посетителей.

Александр Донецкий

опрос
Пора ли менять резину?
В опросе приняло участие 107 человек
ПЛН в телеграм