Словарный запас. Чиновная челядь

17.08.2015 17:58|ПсковКомментариев: 93

Скандальная ситуация со стадионом «Электрон» ярко и контрастно, словно прожектор, высветила позицию власти по этому актуальному для жителей вопросу, развела так называемых «общественников» и чиновничий аппарат по разные стороны баррикады. Не будем миндальничать и назовем вещи своими именами: еще до всяких публичных слушаний, которые назначены на 23 сентября, руководство Пскова фактически высказалось за ликвидацию «Электрона». Достаточно бегло взглянуть на высказывания чиновников. Сити-менеджер явно двумя руками «за». Заместитель сити-менеджера Светлана Исекеева, само собой, вторит начальнику, и иначе быть не может. Клерки помельче, вроде руководителя горспорткомитета Александра Гаврилова, тоже «за», уж не знаю, ногами или руками. Хотя депутаты Псковской городской Думы и не совсем чиновники, позиция их пресс-службы однозначна: «Для города только xopoшо, если частные инвесторы будут вкладывать свои средства в благоустройство Пскова. <...> Кроме того, это и рабочие места, зарплаты строителям, налоги в казну...»

Мы не утратили навыка читать между строк, и понятно, что чиновники стараются высказаться поизящней, как-то смягчить формулировки, придумать заведомые оправдания («частная собственность», «депрессивная зона» и т. д.), но в данном случае позиция мэрии выражена прямым текстом: жилому комплексу на месте стадиона быть! А, значит, необходимо как можно скорее превратить зону Р в зону Ж. Проще говоря, перезонировать городскую территорию, изначально предназначенную для отдыха и спорта, в земельный участок. Под жилую застройку. Мнение горожан, например, читателей Псковской Ленты Новостей, судя по всему, мало волнует чиновников. Вернее, волнует, но не само по себе, а исключительно как угроза их наполеоновским планам: вместо футбольного поля построить элитный частный забор или типовые коробки очередного спального района.

Интернет-опрос - это, конечно, не референдум, но я бы не стал игнорировать его результаты. Журналистский опыт подсказывает, что 77% читателей ПЛН, высказавшихся против ликвидации зоны отдыха на среднем Завеличьи, очень близки к реальности. Жители Завеличья попросту задыхаются без парков и скверов, общедоступных спортивных объектов, где можно свободно побегать или поиграть в футбол. И потеря еще одной зеленой зоны, в перспективе (пусть и на пару десятилетий вперед) полноценного парка культуры и отдыха не может не вызывать тревогу. У многих на памяти наглядный пример того, как другая запущенная территория на берегу Великой легко превратилась в обширный гипермаркет, и тогда даже намека на общественную дискуссию не возникло. Я имею в виду территорию строящегося псковского аквапарка, где оный аквапарк, по моему мнению, всего лишь необходимое обременение, аппендикс или довесок (это уж кому как нравится) к погонному метру возведенных торговых площадей.

Я вот лично не берусь судить, что на среднестатистического псковича действует депрессивней: безликие спальные районы с погонным метражом гипермаркетов или заросший травой пустырь, где хотя бы можно выгулять четвероногого друга? Мне сейчас предельно ясно одно: в Пскове намечается очередная большая несправедливость, и проводниками этой несправедливости (если не творцами) являются именно чиновники.

Почему так? Не будем притворяться наивными дурачками. У всякого крупного дела, где замешаны серьезные деньги, есть бенефициары, то бишь заинтересованные в выгоде лица, пресловутые «интересанты». Бизнес есть бизнес, а в России власть — необходимая часть бизнеса. Спайку бизнеса и власти пока никто не отменял. Владельцам территории стадиона «Электрон» необходимо извлечь прибыль. Для этого им нужно тупо перезонировать зону. Кто-то должен убедить депутатов Думы, что эта затея выгодна не только инвестору, но и якобы городу в целом. То есть, как бы всем нам.

Кто способен лучше справиться с этой непростой задачей, чем не сама власть? Сформулирую более точно: власть исполнительная, наделенная известными полномочиями и административными рычагами. Кто справится с заданием лучше, чем чиновники, то есть представители некой корпорации со строгой иерархией? Заметим, что в вопросе с будущим «Электрона» (пока весьма туманным) все чиновники, вне зависимости от калибра, дуют в одну дуду. Им все ясно. Они что, заранее, по-тихому договорились? Вряд ли. Хотя и не исключено. Но скорей всего, это просто так хитроумно устроена чиновничья машинерия. Имеется негласная установка на некий «план А». Значит, никаких «планов Б» или «В» не существует в природе. До нового высочайшего повеления, кабы оно вдруг возникнет.

Одна дуда — это необходимый компонент функционирования чиновничьего аппарата. Все поют в унисон с боссом, и другого не дано. Представьте, если бы каждый из чиновников высказывал не генеральное мнение, а кто во что горазд. Тут же бы возникла ситуация неуправляемого хаоса и тотальных «непоняток». Вопрос с «Электроном» сразу бы завис. Так все-таки власть «за» или «против»? Представить подобное невозможно, просто потому что мнение «против» не имеет никаких шансов; оно не может «проскочить» по определению. Иначе это была бы не чиновничья структура, а анархия.

Все чиновники, сверху донизу, - «рабы лампы», челядь. Не важно, - сановная челядь, чванливая челядь, стыдливая челядь. Главное: челядь, подчиненная какой-то определенной задаче. В данном узком случае — задаче ликвидации «Электрона» в его нынешнем виде — виде «бомжатника». Заметим, даже чиновница Псковской городской Думы (депутаты коей вроде бы и не совсем чиновники, а как-никак народные избранники) тоже высказалась фактически «за». Мнение «против» внесло бы в публичное пространство ненужный диссонанс или даже раскол. А раскол никому не нужен. Власть должна хотя бы выглядеть монолитом. Она и есть монолит, поскольку реальные мнения ее песчинок в расчет не принимаются. Мало ли что думает на самом деле «раб лампы»? Решает-то все равно «лампа».

В публичном пространстве чиновная машинерия работает в качестве специальной системы сигналов: как для «своих», так и для «чужих». Кто такие «свои» в данном случае - тоже не столь важно, выгодопреобретатели они, или так называемые «полезные идиоты»? Важно, что «сигнал» прочитывается сходу и не вызывает других толкований: «все решено, работаем в данном направлении». Тогда как «чужие» - в разброде и шатаниях. Они отнюдь не монолит. «Чужим» предлагаются различные точки зрения. Удручающие фото «бомжатника» и манящие перспективы, впечатляющие цифры инвестиций. Наконец «материалы» публичных слушаний, которые суть всего лишь рекомендации, а вовсе не категорический императив. О конкретных выгодах мы ничего не знаем, но знаем, что «лампа» держится круговой порукой. Когда выгодно, «чужие» легко превращаются в «своих», и я не имею в виду сейчас даже банальные деньги. «Выгода» - понятие широкое, это своего рода «трест», который никогда не лопнет, смазочное вещество доверия: ты — мне, я - тебе. Грядущий итог голосования в Псковской городской Думе более чем предсказуем: в нужные моменты наши депутаты (выражусь осторожно) чаще всего солидаризуются с властью, сливаются с ней. Ведь кто такие депутаты в нашей системе координат? Они своего рода «недо-чиновники», потенциальные клерки, ресурс власти, и то, как легко, словно пешки на шахматной доске, они передвигаются из законодательной власти в исполнительную, и обратно, только подтверждает их изначально зависимый, рабский статус. Статус челяди.

Прошу понять меня правильно. Я вовсе не обвиняю, а всего лишь констатирую. Так по факту устроена наша властная вертикаль, наша «волшебная лампа Аладдина». И, я не исключаю, что, если завтра в эту «лампу» засунут меня, грешного, я тут не превращусь в ее очередного «раба». Назвался груздем, полезай в кузов. Точнее, наоборот. Если залез, - будь добр, соответствуй. Играй по нашим правилам. Не отсвечивай. Лишнего не вякай.

Вот мы часто удивляемся: что происходит с людьми, когда они попадают внутрь «лампы», во властную вертикаль? Как стремительно они перерождаются, по крайней мере, - внешне. Еще вчера как будто выглядел «нормальным человеком», а сегодня — только функция. А ничего удивительного! Там, внутри «лампы», просто иначе не выжить. Всякий винтик и шпунтик должен знать свое место. Вместе они задают движение шестеренкам. Коленвал фурычит, колесо катится. Иногда оно катится по реальным интересам живых людей, допустим, защитников стадиона «Электрон». Ну, так что? Было бы гораздо хуже, если бы вообще не катилось, а застряло и гнило в болоте.

Самое любопытное: достаточно одного внятного сановного окрика, чтобы вся ситуация повернулась вспять, и все «рабы лампы», сверху донизу, начали талдычить ровно противоположное своим недавним выступлениям, вспомним хотя бы показательную историю с пригородными электричками. Челядь — род зависимости, и это не лечится. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, праславянское слово «čеl᾽аdь» родственно древнеиндийскому слову «kúlam» - "стадо, рой, род", а еще родственно слову «колено» (лит. kẽlys "колено", лтш. сеlis – то же). http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-15535.htm

А колено не способно действовать отдельно от мозга, пока голова работает. Как глава прикажет, туда колено и пойдет, туда и согнется.

Саша Донецкий

опрос
Поддерживаете ли вы инициативу о запрете использования пиротехники в период новогодних праздников?
В опросе приняло участие 32 человека