Пушкин и оскорбление чувств

13.02.2017 16:22|ПсковКомментариев: 68

Был вчера на показе эскиза спектакля по «Капитанской дочке» в рамках режиссерской Лаборатории XXIV Пушкинского театрального фестиваля. Поставил зарисовку уроженец Томска, молодой режиссер из Петербурга Николай Русский. В представленном эскизе Петруше Гриневу глубокого за шестьдесят, то есть заслуженный артист России Виктор Яковлев изображает этакого «папика»; Маша Миронова общается с Петрушей глумливым тоном и исполняет под смартфон песню Тани Булановой «Не плачь»; бунтовщик и самозванец Пугачев похож на певца Лепса и тоже завывает дурным голосом какой-то народный хит; слуга Савельич имеет отстраненный вид, будто постоянно пребывает под кайфом; подонок и предатель Швабрин весь эскиз упражняется с настоящей шваброй.

Видимо, режиссер попытался набросать изображение того, как обыватель воображает себе карикатурный «постмодернизЬм» (так, с издевательским мягким звуком «Z»).

Понятно, это всего лишь сценический эскиз, результат трех с половиной дней работы; с наброска взятки гладки, и все же в итоге на сцене возникло какое-никакое «упражнение в прекрасном», смешной и жуткий актуальный комикс, сон старого маразматика, где переплелись высокое и низкое, откровенная пародия и лиризм, и который при желании и надлежащих усилиях можно превратить в полноценный спектакль. Исключительно как к готовому спектаклю, то есть вполне всерьез, к лабораторной «Капитанской дочке» отнеслась и публика, «специально обученная» и не очень, эксперты «Золотой маски» и обычные зрители. И в ходе обсуждения довольно быстро прозвучал вопрос, который лично я ждал, и который выражает мнение изрядной части псковской публики по отношению к нынешнему фестивалю в целом.

«А почему Пушкин? Причем тут Пушкин?» - громким, звенящим от возмущения голосом, спросила девушка, и в гневной интонации содержалась её истинная претензия к молодому постановщику, претензия, с которой на фестивале мы столкнулись не раз: «Да как вы смеете похабить и корежить светлое имя Пушкина? Зачем прикасаетесь своими грязными ручонками к нашей святой классике? Хотите упражняться, упражняйтесь на котиках! Своих, собственных. Оставьте Пушкина в покое».

Подчеркну, ничего этого девушка вслух не произнесла, но именно эта громокипящая мысль присутствовала в ее праведной эмоции: «Зачем взяли Пушкина?», и все, кто был в зале, прочитали сей посыл вполне адекватно, однако претензии девушки, обидевшейся за Пушкина, все-таки не поняли. «Почему? Почему? Да по кочану!» - ответил девушке молодой режиссер, а руководитель Лаборатории, убеленный сединами премудрый драматург Олег Лоевский попытался объяснить. Мол, театр - это интерпретация, и классик жив, пока его не только читают, но и интерпретируют на сцене. Интерпретация суть жизнь, без которой Пушкин мертв, детка.

Возможно, девушка поняла и приняла ответ авторитетного театрального деятеля; возможно, осталась «при своих», а вот от сакраментального вопроса: «Почто ж Пушкина-то? За что его руками?» - так просто не отвертишься. Завершившийся в Пскове Пушкинский театральный фестиваль, двадцать четвертый по счету, во многих смыслах стал беспрецедентным. И прежде всего - из-за шума, той волны дискуссий (с обязательным переходом на личности), которая вдруг поднялась в социальных сетях и оффлайн.

Быть может, впервые в своей истории театральный фестиваль в Пскове стал не только культурным событием, но и явлением в общественной, а отчасти – и политической, жизни региона. Из достаточно узкого явления сцены он вдруг превратился в настоящий, без дураков, социокультурный феномен. Даже люди, далекие от театра, что-то да слышали про скандал, про уход публики со спектаклей и про «вакханалию», которая, по слухам в Фейсбуке, якобы творилась в Народном доме имени Пушкина.

Как так получилось? Интересный вопрос для культурологов, театроведов и социологов. Ведь по большому счету ничего из ряда вон выходящего не произошло. Да, часть публики, меньшая или большая, не приняла некоторых сценических событий фестиваля. Ну и что? Подобное происходит каждый день на любом спектакле или киносеансе, независимо от эстетических качеств продукта. В случае же с Пушкинфестом-2017 реакция приняла масштаб своего рода «вирусной» рекламы. Как известно, знак плюс или минус в такой рекламе не имеет никакого значения, главное - масштаб и сила реакции, и в этом смысле фестиваль можно назвать успешным - он привлек внимание. В чем тут конфликт?

По-моему, «виноват» только Пушкин, и никто другой. Взрывная и непредсказуемая мощь реакции в сети связана исключительно с именем Пушкина. Вдруг выяснилось, что культ Пушкина, над которым смеялся еще Довлатов в своем «Заповеднике», совершенно не изжит и сегодня, в эпоху, в которой очутились счастливые обладатели смартфонов и жители Фейсбука. Пушкин - «наше всё», и это не шутка. Шутить здесь, значит, святотатствовать, оскорблять «религиозные чувства». Пушкин - наша национальная «священная корова». А тут приехали на святую землю, «в православный город», какие-то (здесь следует матерное междометие), так сказать, художники, и ну изголяться над нашим кумиром.

Первый же спектакль по Пушкину, «Пиковая дама» от «Коляда-театра», вызвала взрыв возмущения, и под знаком этого возмущения фактически прошел весь фестиваль. Сам автор скандального спектакля — Николай Коляда, активный обитатель Фейсбука, тут же стал делиться и распространять среди подписчиков цитату, извлеченную из псковского интернет-форума, цитирую: «Это продуманное УБИЙСТВО РУССКОЙ культуры! Этих иудеев эдинбургов-коляд только товарищ Сталин мог держать в узде! Тогда хоть с вечной фигой, но глубоко засунутой промеж ног- славили и создавали то, что ТРЕБОВАЛОСЬ стране! Теперь у них – свобода. Надолго ли хватит терпения у зрителя кормить этих извращенцев?».

Добавим, это хоть и показательный, но еще не самый жесткий отзыв.

Теперь представьте, какой образ «коренного, природного скобаря» сложился на просторах интернета в связи с Пушкинским театральным фестивалем. Образ малокультурного, грубого и невежественного человека, да еще и махрового антесемита. И это не говоря о том, как откровенно по-хамски вела себя публика, «голосовавшая ногами» и не способная потерпеть хотя бы до антракта. Горючего в огонь негодования подлили артхаусная «шумовая» опера «Снегурочка» и особенно - «Сказки для взрослых», о которых посчитал нужным публично высказаться даже прокурор Псковской области.

«Весь этот трэш» объясняется просто: в «православном городе» действительно поклоняются Пушкину, точнее, его иконе. И это, разумеется, какой-то особый Пушкин, лубочный истукан и «дядя самых честных правил», не имеющий к реальному Пушкину ровно никакого отношения. И когда на светское мероприятие, на наш «семейный праздник» ,вдруг приехали «какие-то не такие спектакли», это мгновенно было воспринято частью публики как «оскорбление чувств», покушение на резного кудрявого истукана. А когда твои чувства оскорблены, в выражениях не стесняешься.

И все-таки, какой из этого неоднозначного опыта можно сделать позитивный вывод? А такой, что, как выяснилось, Пушкин действительно «живее всех живых», и это вовсе не гипсовый чурбан на постаменте с пустыми жуткими глазницами, не предмет поклонения скобарского племени тумба-юмба, не фетиш вздорных дам, пребывающих в эстетическом климаксе; это – другой Пушкин, злой и актуальный; Пушкин, разрушающий любые границы; Пушкин, легко переходящий на немецкий; Пушкин большого информационного взрыва; Пушкин Фейсбука и порнохабов; Пушкин-экзорцист, изгоняющий чиновников и мелких лавочников из зрительного зала; Пушкин, метко стреляющий из дуэльного пистолета в очередного лощеного пошляка Дантеса.

Таков наш Пушкин, и, ей богу, этого малого откровения вполне достаточно всякому свободно мыслящему носителю живой русской культуры.

Саша Донецкий

опрос
Надо ли ввести более жесткие меры по борьбе с рыбаками, выходящими на хрупкий лед?
В опросе приняло участие 112 человек