А был ли путч?

20.08.2018 18:49|ПсковКомментариев: 28

С утра российские масс-медиа с каким-то мазохистским наслаждением тиражируют реплику Александра Руцкого о том, что все трое суток августовского путча 1991 года лидер новой демократической России Борис Ельцин находился в «трехсуточном запое с неоднократной попыткой сбежать в американское посольство».

Вот так обычно и заканчиваются великие события - пошлым, скабрезным анекдотом от очевидца. Бывшему вице-президенту Руцкому не то чтобы не веришь (скорее, наоборот: разумеется, высокопоставленные защитники, прячась в бомбоубежище, пили водку, как и весь простой люд вокруг Белого дома, что же им еще оставалось там делать?); просто сейчас это не имеет никакого значения. Да хоть вообще не приходили в сознание! Важно то, что мы получили в итоге.

А Россию в августе 91-го как всПУТЧило, так пронесло кровавым десятилетним поносом. И самое жуткое, что несет до сих пор.

Есть мультик, сделанный сразу после путча знаменитой студией «Пилот» Александра Татарского, он так и называется: «Путч». Ельцин смывает в унитаз маленьких карикатурных путчистов - членов ГКЧП. В короткометражке все символично: и этот унитаз, и пять пальцев Ельцина на левой руке вместо реальных трех, и конечный титр на английском языке. Понятно, кому адресовалось послание художников, - новой, входящей в силу власти и одновременно куда-то на Запад. Вот так и живет тридцать лет наша творческая интеллигенция, «подмахивая» чувакам в Кремле с басурманской фигой в кармане бесстыдно спущенных штанов.

Беда в том, что в тот самый ельцинский унитаз были бездарно смыты не только трясущиеся от страха ручонки Янаева и «дьявольское» пятно на лысом черепе Горбачева, но и миллионы загубленных биографий, обнулившихся сберегательных вкладов, абортированных детей, пустых надежд и иллюзий.

Только конченый подонок или дегенерат может сейчас рассуждать о том, что последовавший за путчем распад СССР был бескровным.

Кровищи и разрухи было не расхлебать. На всем бескрайнем пост-советском пространстве бушевала гражданская война: где-то, как в Чечне, резали головы и выжигали «Градами» города и села; а там, где вроде бы сохранялся мир, спивались от нищеты и безысходности. Залпы этой бойни гремят сегодня в Донбассе.

Спустя 27 лет, согласно свежему опросу «Левада-центра», лишь 6% опрошенных считают августовский путч 1991 года «победой демократической революции». Действительно, какая уж тут «победа» после шока 90-х, Чечни и дефолта? Больше половины: 53% опрошенных - уверены в том, что ни одна из противостоящих сторон в те дни не была права; 10% респондентов полагают, что прав был Ельцин; в правоте ГКЧП убежден только каждый сотый опрошенный, то есть 1%; тем не менее, 38% участников опроса считают путч и то, что за ним последовало, «трагическими событиями с гибельными для страны последствиями».

Что ж, это не новость: большое видится на расстоянии, лучше поздно поумнеть, чем никогда. А вот лично я, хотите верьте, хотите нет, и тогда, и нынче совершенно уверен, что, если бы ГКЧП одержал верх, по всем правилам удавшегося путча, ничего страшного бы в стране не произошло. Янаев - это ни разу не Пиночет. Никакой «совок» бы не вернулся, это просто невозможно. Перечтите Гегеля, история не знает не только сослагательного наклонения, но и никогда не повторяется, даже в виде так называемого «витка».

Сейчас абсолютно ясно, что «путчисты» были в сговоре с президентом Горбачевым, и весь этот путч - это грандиозная постановка, как собственно часто и случается, перечтите историю путчей, удачных и неудавшихся. Было достаточно арестовать Ельцина и его ближайшее окружение, разогнать пьяную толпу у Белого дома, и дрожавшие трое суток на своих креслах первые секретари республик и обкомов присягнули бы на верность ГКЧП. Таков их «основной инстинкт».

А простой народ в массе своей уже не желал никаких перемен, к лету 91-го, на излете Перестройки, «наелись и нахлебались» по полной, что прекрасно показали итоги референдума о судьбе Советского Союза: 78% населения высказалось «за». Никуда бы не делась даже прозападная Прибалтика, в чем бывшие лидеры «народных фронтов» нынче честно и признаются. США в качестве «мирового жандарма», как известно, были тогда всецело за сохранение СССР.  

Другое дело, в каком бы направлении страна стала развиваться после путча? Повторюсь, никакого сталинского ГУЛАГа, по моему мнению, и близко не предвиделось. Это все «пугалки», рассчитанные на дебилов. Самого Ельцина наверняка выпустили бы из «Матросской тишины» примерно через год-два, как амнистировали членов ГКЧП и защитников Верховного Совета в феврале 1994 года. Зато страна смогла бы пойти по пути, условно говоря, Югославии эпохи Иосипа Броз Тито, то есть открытых границ, развития рынка потребительской кооперации и «социализма с человеческим лицом». Это, понятно, была всего лишь одна из возможностей, однако факт заключается в том, что Россия Ельцина после путча выбрала наихудший сценарий, и все мы, выжившие в 90-ые, были этому живые свидетели.

Сейчас многие гадают, как так получилось, что власть в стране фактически захватили и раздербанили хрякоподобные секретари республиканских ЦК и обкомов типа того же Ельцина да циничные комсомольские вожаки типа Ходорковского? Где мол, был наш русский Вацлав Гавел? Недоделанные местные «недогавелы» бегали в дни путча по подворотням и мазали облупленные фасады белыми буквами: «Долой ГКЧП!». Перекрасившиеся секретари быстро выкинули их с парохода современности. Как саркастически описывал постсоветскую Россию Виктор Пелевин в «Generation П»: «По телевизору  между тем показывали те же самые хари, от которых всех тошнило последние двадцать лет. Теперь они говорили точь-в-точь то самое, за что раньше зажали других, только были гораздо смелее, тверже и радикальнее. Татарский часто представлял себе Германию сорок шестого года, где доктор Геббельс истерически орет по радио о пропасти, в которую фашизм увлек нацию, бывший комендант Освенцима возглавляет комиссию по отлову нацистских преступников, генералы СС просто и доходчиво говорят о либеральных ценностях, а возглавляет всю лавочку прозревший наконец гауляйтер Восточной Пруссии». Точнее и не скажешь!

Поэтому, и не было после краха ГКЧП никаких люстраций, никакого «суда над КПСС». Кого должны были судить Ельцин или главред журнала «Коммунист» Егор Гайдар? Самих себя? «Золото партии» попало в нужные руки, а что способны вытворять со страной и народом секретари, дорвавшиеся до власти, мы видели и видим до сих пор. Путч 91-го ни для кого не стал уроком. «Победители» лицемерно объявили «героями России» трех жертв ДТП на Садовом кольце, чтобы всего через два года у того же Белого дома расстрелять из пушек сотни москвичей. Без жалости и доли сомнения. Вот вам и цена «победившей демократии».

Когда вечером 19 августа 1991 года в программе «Время» вдруг показали сюжет про залезающего на танк Ельцина, я сразу понял, что это никакой не путч, а бездарная инсценировка, фарс, фальшак. Так и случилось. Весь последующий балаган в центре Москвы и на ЦТ уже не мог обмануть. Плебс истерически вопил и лез на оказавшиеся бутафорией танки, а настоящие бенефициары прятались в толпе и руководили торжеством. Эйфория длилась недолго. Совсем скоро на ваучер, за который член КПСС с 1977 года Чубайс обещал два автомобиля «Волга», удавалось выручить примерно три батончика «Сникерс» и один «Марс».

Саша Донецкий          

опрос
Надо ли сокращать количество праздничных выходных дней в году?
В опросе приняло участие 36 человек