Псковская набережная - урок другим городам

23.05.2013 11:06|ПсковКомментариев: 165

Еще в феврале отснял великий дестрой и разорение на набережной реки Великой в Пскове. Пост я тогда не доделал. Эти материалы так бы и канули в лету, если бы не пара звоночков сегодня.

Во-первых, опять стала обсуждаться тема глобальной реконструкции набережной в Перми (ранее был только ремонт), а, как мы знаем, один из заказчиков набережной псковской (бывший глава Минрегионразвития) и нынешний пермский губернатор - одно и то же лицо.

Во-вторых, попались в сети фото того, что досталось горожанам по весне, после «успешно проведенной» реконструкции, и эта тема опять с переменным успехом стала обсуждаться в местных СМИ наравне с темой реконструкции Изборской крепости.

В-третьих, февральские фотографии имеют большую фактологическую ценность, ибо фиксируют то, что реально было сделано до паводка и все то, что уплыло вместе с вешними водами и будет по максимуму списано на стихию.

Вот так главная набережная Пскова выглядит сейчас. Все как обычно: разломать - разломали, деньги кончились, и стройка встала.

А теперь посмотрим, как выглядела набережная в феврале. Снежный покров в майскую жару, конечно, не в тему, да и скрывает он некоторые элементы, но есть и большой плюс - со льда можно подробно рассмотреть устройство этого технического шедевра и составить свое мнение не по газетным статьям.

Итак, зайдем на обнесенную со стороны города территорию мы, как водится, через дырку в заборе. Многочисленные заборы, призванные скрыть от простых граждан разрушение набережной, зимой стали бесполезны, ибо жители города абсолютно спокойно проторили привычные тропинки по льду с другого берега Великой и где надо пробили дырки для прохода. Начнем экскурсию от того места, где улица Профсоюзная ранее выходила к реке.

В феврале тут стоял единственный относительно работоспособный копер.

Проходим мимо онкологической поликлиники в сторону ТЭЦ, это ее пациенты все время стройки вынуждены были пробираться через заборы и стройплощадку. Оглядываясь назад, видим Ольгинский мост и поликлинику справа. Под снегом не видно изрытой земли на месте газонов и деревьев под стеной.

На дальнем плане Мирожский монастырь. Все-таки у строителей было «гениальное» решение - наступать широким фронтом, устроить дестрой одновременно по всей набережной, а не реконструировать ее кусочками, как это обыкновенно делалось при советской власти. Удивительная переоценка своих сил и способностей.

Взгляд назад. Если приглядеться, то у стены виден валун в честь речников Чудской флотилии. Когда-то здесь хотели установить торпедный катер, но не нашлось даже якоря.

Дворец бракосочетаний. Улица Детская перекрыта забором, а ведь раньше пары молодоженов выходили к реке фотографироваться. Да и вид из окон гостиницы напротив испорчен до безобразия.

Эту часть липовой аллеи пока еще не вырубили под видом тополей приглашенные из Тюмени специалисты, рабочие и ИТР «СтройГрада».

Эпическое  полотно глобального дестроя. Хорошо, что еще снег скрывал весь ужас происходящего.

Подъем к Георгиевской улице. О разрушении здесь строителями петровского бастиона я писал еще в феврале. Повторяться не буду, судя по современным фото, ситуация не изменилась.

Вид с Георгиевского спуска на реку, церковь Папы Климента и Мирожский монастырь, передний план радует глаз.

Тут я решил дальше не идти, а попытаться детально разобраться с конструкцией новой набережной. Согласно проекта она проста, как два рубля одной бумажкой - вбитые в дно реки стальные шпунты образуют металлическую причальную стенку, сверху все пространство до берега заливается бетоном. Нормальная такая пристань для барж, груженых керосином или песком где-нибудь на севере, но не в историческом городе, где облицовка набережной должна быть или в граните, или, по бедности, в бетоне. Здесь же, наверное, замешано питерское сталепрокатное лобби, иначе я не могу объяснить использование столь странной конструкции с обилием дорогостоящего металлопроката.

Вот когда заливали в бетонный саркофаг памятник природы Снетогорскую гору с расположенным на ней одноименным монастырем, питерцев на горизонте еще не было, и там обошлись простым железобетоном. Хотя какая разница, как государственные деньги в землю закапывать? Саркофаг до сих пор так еще и не разобрали и никого за него не посадили. Эти случаи еще раз подтверждают правило: за шальные федеральные деньги никогда ничего хорошего еще не делали.

Посмотрим, как конструктивно воплощается наш чудо-проект набережной. Это заботливо укрытые дорлином от непогоды недобетонированные конструкции.

Зимой, похоже, что с них периодически зачем-то счищали снег…

После паводка…

Вот что скрывается под покрывалом зимой и весной…

Вернемся же к конструктивным особенностям набережной. И тут я увидел нечто странное. Забитые в дно реки шпунты из стального профиля, призванные образовывать сплошную гофрированную стенку зачем-то покрываются тонким слоем железобетона. Это еще более странно, чем просто оставить их голыми, как планировалось по первоначальному проекту. Зачем все эти титанические и абсолютно бесполезные затраты дорогостоящих стальных конструкций? Чтобы спрятать их под железобетонной скорлупкой, которая отлетит после первого же ледохода? Или набережную проектировали вчерашние школьники, не имеющие представления о строительстве гидротехнических сооружений и об элементарных принципах бетонных работ? На фото видны торцы шпунтов под арматурой и недозалитый угол. Зачем он нужен? Чтобы об него разбивались льдины? Или для красоты?

Судя по степени кривизны поверхностей и качеству вязки арматуры, нынешним строителям далеко до голодных и разутых строителей ДОТов Линии Сталина, хотя косяков там хватало. Про конструктивные решения, экономию каждого кубометра бетона, погонного метра арматуры и кубометра досок мы уже и не вспоминаем.

Насколько я понимаю, у гидротехнического сооружения должна быть непрерывная заливка бетоном, в противном случае оно теряет свою прочность - мелкие трещины между пластами будут способствовать разрушению монолита от перепадов температуры, бетон будет выкрашиваться. И еще про марку бетона: как мне кажется, в строительстве гидротехнических сооружений должен использоваться бетон не ниже 600 марки с соответствующими свойствами. Люди говорят, что лили 400-сотый. Вот бы упаковочку от цемента увидеть…

Как вы думаете, долго продержится эта бетонная штукатурка на этом причале судов для сбора отходов жизнедеятельности, призванном украшать собой вид с реки на церковь Георгия со Взвоза?

Переходный участок. Шпунты в зимнем камуфляже еще не обварены арматурой.

Здесь мы видим продолжение вандализма обыкновенного. Раскурочена бетонная набережная послевоенной постройки, которой сносу не было. Бетон ее парапетов закрывается шпунтами, так, как нынче принято в Псковской области покрывать сайдингом фасады памятников архитектуры. Не удивлюсь, если кубатуру еще сталинского бетона приплюсуют к кубатуре бетона сегодняшнего.

Украшение лестничных маршей - бетонный кораблик вырван и брошен рядом, как якорь разбившегося о чиновничий беспредел судна…

Фото лестницы этой весной. Сейчас заборы убраны, и любой может посмотреть, что стало с набережной.

Еще пара планов этого гимна безумию на фоне Ольгинского моста

А теперь скажите мне, зачем все это было нужно? Не слишком ли дорогая цена за освоение федеральных средств? Причем это в Пскове осуществляется уже не первый раз - про Снятную гору мы помним.

И еще, зачем я это написал? Да чтобы эта история не повторилась в Перми или каком другом городе. А у нее есть на это шанс...

Алексей Старков

Фото автора и Ивана Лопаева. 

 

От редакции: фотокорреспондент Псковской Ленты Новостей вчера прошел по маршруту февральской прогулки Алексея Старкова и дополнил рассказ фотографиями от 22 мая.

опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек