Шестнадцать крест

10.09.2012 12:28|ПсковКомментариев: 29

В Северной Америке существует занятное понятие Dumblaws, по-нашему - тупые законы. В каждом из североамериканских штатов местные законотворцы соревнуются в идиотизме. В штате Техас запрещено стрелять по бизонам со второго этажа гостиницы. В Аляске нельзя будить медведей, чтобы их сфотографировать, и выбрасывать живых лосей из самолета. В штате Нью Хемпшир считается не только грешным, но и преступным, облегчаясь в туалете в воскресенье, смотреть вверх.

В России «тупые законы» тоже существуют. Типичный пример Dumblaws последнего времени – федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Название уже не соответствует действительности. На самом деле это закон о маркировке информационного потока в СМИ.

Объясните, каким образом маркировка телепрограмм и сайтов в Интернете должна помочь развитию детей? В официальных комментариях к закону сообщается, что он предназначен, в первую очередь, для взрослых.

Можно понять возрастные ограничения в кинотеатре. Из анонсов и афиш часто непонятно, чего ждать от фильма. В кинотеатре можно нарваться на сцены эротики и насилия. Но это кинозал. А что мешает переключить телеканал на домашнем телевизоре? В домашних компьютерах есть функция «Родительский надзор», можно ограничить доступ ребенка к опасным вещам, в том числе компьютерным играм. Кстати, почему про них забыли создатели закона?

Получается, законодатель считает всех взрослых людей дураками. Мол, сами они не способны разобраться в степени вреда той или иной телепередачи или сайта. Сидят с детишками на диване перед телевизором и, открыв рот, поглощают кадры с порнографическими картинками с утра до ночи. Спасибо, капитан очевидность, просветили нас, глупых!

Можно поспорить по поводу опасности информационного потока в телеящике для незрелой личности. Лично мне опасными кажутся тупейшие телепередачи типа «Давай поженимся» и утренние новостные выпуски государственных телеканалов.

Вообще российское законодательство страдает излишней рамочностью и размытостью. Как правило, в законе прописываются общепонятные неопровержимые истины. Конкретные особенности устанавливаются госорганом исполнительной власти (правительство, министерство, федеральная служба).

Условная формула закона выглядит следующим образом. Статья 1. «Каждый человек имеет право на счастье». Статья 2. «Возраст, дающий право на счастье, условия достижения счастья и его размеры устанавливается правительством».

Неважно, что в законе нет отсылок на подзаконные постановления и указы. Сам факт неполноты описанных в законе норм подталкивает исполнителя расширять, конкретизировать и уточнять. Фактически законодатель перекладывает на органы исполнительной власти ответственность за разработку важнейших правил.

Это нарушает принцип главенства законодательной власти. Исполнитель сам устанавливает правила работы. Ситуация довольно абсурдная. Поясним на примере. Вы проводите ремонт в своей квартире и решили воспользоваться услугами специально обученных людей. Пригласили бригаду рабочих и как заказчик сформулировали краткое техническое задание: «Сделать ремонт». Какой и где, рабочие решают сами, на свой вкус. Захотят, обклеят кафельной плиткой стены в гостиной. Захотят, в ванной комнате появятся бумажные обои. А что, вы сами разрешили.

Любой здравомыслящий человек согласится с мнением, что документ, регулирующий важные общественные отношения, должен приниматься обстоятельно и после обсуждения со всеми заинтересованными сторонами. Спешка ни к чему. Законы не должны печься как румяные пирожки.

Наверное, это понимал президент Медведев, подписывая законопроект 29 декабря 2010 года. До введения в действие закона оставался 1 год, 8 месяцев и 3 дня. Особого смысла в таком долгосрочном планировании нет в силу российского менталитета. В нашей непредсказуемой стране в любое время может случиться все что угодно. От экономического кризиса до насильственной смены власти. Ясное дело, медиаменеджеры предпочли отложить подготовку к введению в действие закона на потом. Такая позиция оказалась весьма прозорливой. Госорганы еще раз успели поменять правила игры. За месяц до начала действия в закон были внесены серьезные правки. Спрашивается, зачем было спешить, чтобы потом снова делать работу над ошибками?

С точки зрения законодательной техники закон исполнен на слабом уровне. Попросту, неконкретен и туп. Согласно статье 12, знаки информационной продукции (16+ или 12+ и другие) размещаются в «информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях». В этой формулировке не указано, в какой именно части сайта должна содержаться плашка шестнадцать крест (шапка или подвал). Не написано, распространяется ли требование законодателя на архив ранее опубликованной информации.

Роскомнадзор опубликовал подробные рекомендации по исполнению закона, в которых подробно и обстоятельно изложено мнение ведомства. Насколько законны эти рекомендации - большой вопрос. В Конституции России не написано, что Роскомнадзор или любой другой –дзор имеет право комментировать федеральные законы. Безусловно, в федеральном органе исполнительной власти работают грамотные и квалифицированные специалисты. Но почему они берут на себя смелость трактовать волю и замысел законотворцев? Может быть, депутаты Госдумы специально не прописали подробные требования, дабы не ограничивать свободу СМИ и деятельность юридических лиц.

С какой стати уважаемое ведомство решило, что знак информационной продукции должен располагаться в верхней части главной страницы и по размеру должен быть не меньше 75% от заголовка второго уровня? Такого требования в законе нет.

Конечно, можно обратиться к статье 4 пресловутого закона. Мол, к полномочиям федеральных органов исполнительной власти относится разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации. Но в правовом государстве все требования должны быть изложены в законе, а не в обладающих неясным юридическим статусом рекомендациях.

Большая беда российского законодательства – очень мало законов прямого действия и очень много различных инструкций, распоряжений, рекомендаций. На мой взгляд, исполнительная власть не должна заниматься несвойственными функциями. Каждый должен заниматься своим делом и не лезть в чужой огород. Врачи должны лечить, строители – строить. Федеральное Собрание должно придумывать законы прямого действия, без ссылок на подзаконные нормативные акты. Министерства и федеральные службы должны исполнять принятые законы и не заниматься самодеятельностью. В противном случае все это похоже на очередные пустые поводы покошмарить бизнес и создать работу для многочисленной армии чиновников.

Денис Бахтин

карикатура Алексея Меринова

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 253 человека