Свобода спама

10.02.2014 10:50|ПсковКомментариев: 16

Утро началось слишком рано. В пять часов шестнадцать минут на телефон жены с громким треском пришла СМС-ка. Сообщение было чрезвычайно важным – абонентский отдел «Газпром межрегионгаз Псков» просил до 31 декабря 2013 года погасить долги за газ.

Долгов перед «национальным достоянием» у нашей семьи отродясь не водилось, 31 декабря закончилось еще месяц с лишним назад, но я все равно порадовался вниманию со стороны столь серьезной конторы. Хотя она своими действиями и поставила под сомнение собственный лозунг - «с нами все мечты сбываются»: я-то мечтал поспать подольше…


Получив в свое распоряжение три лишних часа жизни, я всерьез задумался о своих эмоциях в отношении мобильного спама. Пообщавшись позднее с коллегами, я утвердился, что не одинок в своих выводах: реклама на мобильном телефоне сама по себе вызывает повышенное раздражение относительно иных форм навязчивого маркетинга.

Электронные рассылки и макулатура в почтовых ящиках воспринимаются нами как неизбежное зло, порожденное прогрессом. И с ним мы более-менее научились бороться, уничтожать на автомате, игнорировать. Спам на мобильный раздражает потому, что телефон – это и рабочий инструмент, и личное пространство. Мне в принципе сложно представить лучшую антирекламу, чем СМСка. И еще сложнее, если она пришла в пять утра. Хотя и осознаю, что в основе подобной формы информирования явно лежит какой-то прагматический расчет. Иначе его бы не брали на вооружение крупные бизнес-игроки.

Конечно, на СМС зарабатывают и разного рода сомнительные предприниматели, и явные мошенники. Вариантов обмануть рядового пользователя – масса. Например, в интернете ходит предупреждение о сообщениях типа «Абонент Екатерина оставил Вам сообщение. Открыть: http://ow.ly/cyVt» -  после клика на ссылку ваш телефон автоматически генерит ответное CMC на короткий номер, ценой в 10$. По таким бизнес-моделям явно плачет Уголовный кодекс, но речь сейчас не о них.

В моем личном рейтинге официальных «спам-злодеев» почетное третье место занимают крупные сетевые магазины. Включившись в любую из бонусных акций, обязательно оставишь им свой номер телефона, о чем они не преминут тебе напомнить разного рода «новыми предложениями». Но этот спам – не самый вредный из всех, еще и потому, что отписаться от него также просто, как попасть в рассылку. Приличный магазин всегда пойдет навстречу и после личного обращения, продержав минут 10 на «горячей линии», удалит ваш номер из своих баз (лично проверено на «Эльдорадо»).

Почти такая же ситуация – с банками и финансовыми учреждениями – второй номер рейтинга. Ситуацию усугубляет лишь то, что любой интернет-банкинг завязан на мобильный телефон, а грань между рекламой и информационным сообщением о подключенной услуге можно сделать такой тонкой… Тем более, что в последнее время они взяли моду не просто слать СМС-ки, а звонить напрямую, предлагая «кредитные карты под выгодный процент – всего 49,9% годовых» и прочие свои азартные игры.   

Да и с ощущением времени у банков тоже бывают сбои. Коллега поделилась в тему еще одним СМС-будильником: ее без пятнадцати шесть утра Сбербанк обрадовал сообщением о новой сногсшибательной услуге. В ответ ей сразу же захотелось поблагодарить всех сотрудников этой финансовой организации. Жаль под рукой в такую рань не оказалось номеров их мобильных телефонов, а то ведь «ваше мнение важно для нас»…

Ну, а на первом месте любителей телефонного спама в моем «черном списке», естественно, сами мобильные операторы и аффилированные с ними фирмы, предлагающие различные телефонные сервисы. Из последнего, что приходит на память – две недели бомбардировали бесплатной рассылкой погоды и постоянным напоминаем, что скоро эта услуга станет платной. Хорошо, хоть сразу ее насильно не включили – ранее водились за ними и такие грешки. 

Кстати, лидирующие позиции за мобильными операторами я оставил еще и потому, что убежден, рост телефонного спама – результат их пассивности. Или активности. Не сомневаюсь, что такая ситуация им финансово выгодна. Хотя бы тем, что пара таких сообщений в роуминге вполне способна обнулить абонентский счет.

Что предлагают в качестве борьбы с этой «чумой XXI века»? Тем, кто доверяет государственной системе, рекомендуют, во-первых, обращаться в ФАС - фиксировать нарушение ст. 18 закона «О рекламе»: «распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента». Во-вторых, в Роскомнадзор – жаловаться на незаконную обработку персональных данных в целях продвижения товаров и услуг (ст. 15 закона «О персональных данных»). Сработать может не со всеми. Те же мобильные операторы и банки включают пункт о согласии на рекламные рассылки прямо в договор.

Есть еще варианты, так сказать, из раздела «гражданского неповиновения». На один пример я наткнулся прямо на сайте самого ФАС, в сообщении (http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_18054.html) о группе активистов, которые в ответ на спам-рассылку организовали ответный шквал звонков, парализовавший работу компании-спамера с реальными клиентами. Остроумно, хотя опять не со всеми «злодеями» такое можно провернуть. Но лично я бы в таком флеш-мобе в отношении одного местного такси поучаствовал бы с удовольствием…

В целом же все указанные действия - это полумеры, разовые акции сатисфакции, не несущие стратегического значения. Пока в борьбу со спамом (как с «официальным», так и с мошенническим) не включатся сами мобильные операторы, результата не будет. А помочь им прирезать курицу, несущую золотые яйца, должно государство. Вместо того, чтобы ограничивать свободу слова, нашим законодателям стоило бы заняться ограничениями свободы спама. Пользы для народного хозяйства не в пример больше выйдет.

Сергей Ермолаев

опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 163 человека