Там, где нас нет…

18.05.2015 15:53|ПсковКомментариев: 9

Из сообщений СМИ. Самарский губернатор Николай Меркушкин публично назвал героя Великой Отечественной войны Александра Матросова, закрывшего вражеский ДЗОТ грудью и спасшего тем самым своих товарищей, самоубийцей. Скандальное заявление глава региона сделал на встрече с представителями местных вузов, пишет «Лайф Ньюс». В Ленинградской области школьники младших классов закидали камнями пожилого узника концлагеря. 77-летний Анатолий Федотов возвращался домой после награждения медалью к 70-летию Победы, когда за ним увязались несколько школьников, сообщают «Вести».

Судя по этим, и не только, фактам, нельзя не признать, что что-то происходит здесь, сейчас, среди нас. У меня правильное отношение к Великой Отечественной войне: из нашей семьи она забрала навсегда пять человек, не считая тех, чьи судьбы были искорежены ею. Я благодарен судьбе, что в этом году довелось участвовать не только в торжественных мероприятиях, связанных с награждением, но и обойти десятки квартир псковичей; тех, кто по разным причинам, в силу возраста, болезней и прочего не смог прийти на награждения. Этим самым провидение подарило мне пусть мимолетные, но поистине яркие и навсегда запоминающиеся встречи со столь разными людьми. Для сегодняшних заметок выберу одну, увы, подходящую к приведенным выше цитатам. Удивительная женщина, перевалившая на десятый десяток, участница Парада Победы в том, 1945, причем с той стороны, которая реже фигурирует в воспоминаниях (их, студенток Тимирязевской академии, вместе с другими привлекли к культурно-спортивной массовке), осуществившая на Псковской земле свою мечту по выращиванию садов, страдающая болезнью Альцгеймера, но принципиально обслуживающая себя сама, принимая медаль плохо слушающимися хозяйку руками, обронила сакраментальную фразу: «…неужели и эту правнук раскурочит».

Есть такое частное наблюдение над общезначимыми событиями истории: новая крупная, страшная война, пусть и не мировая, приходит тогда, когда люди забывают о войне предыдущей.

Следующая часть заметок будет посвящена вещам, возможно, не столь глобальным, как только что миновавшее и, по-своему, из ряда вон выходящее празднование 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Из ряда вон уже хотя бы потому, что есть живые свидетели этого, а 70 лет - сам по себе срок из серии «столько не живут». Не знаю, как кому из моих коллег, а мне неоднократно в эти месяцы задавали вопрос те, кого принято называть «дети войны»: почему нас обошли в очередной раз при награждении? Почему тот факт, что мы под бомбежками ели котлеты изо мха вперемежку с тем, что еще попадало под руку, но в советском тылу, или на оккупированной территории не является существенным фактом? Впрочем, с оккупированной территорией связана и еще одна проблема: тружениками тыла, подлежащими награждению, считаются те, кто проработал не менее полугода, но не на оккупированной территории. Как будто те, кто оказался на ней, сделали это по собственному выбору или по прихоти, а не по злой и чужой воле. К сожалению, но и 70 лет спустя эта характерная примета первых послевоенных лет так и не была до сих пор пересмотрена, и сам факт нахождения на оккупированной территории, если и перестал быть клеймом, то не исчез, к сожалению, вообще. Между прочим, этот вопрос, который и на сегодня еще касается судеб тысяч людей, остается открытым.

Никоим образом не ставлю это в вину нынешнему президенту, подписавшему указ о награждении ко Дню Победы, но ведь есть же люди, готовившие его, которые, по логике вещей, совсем не обязаны были копировать категории награждаемых с документов, подготовленных еще к 20-й годовщине Победы. Впрочем, к указу предыдущего президента, касающемуся обеспечению жильем участников войны и вдов погибших, вопросов еще больше. И не только у меня, хотя я свою личную позицию на этот счет обозначил еще пять лет назад, а как раз у тех самых ветеранов и вдов погибших и умерших от ран. Не буду касаться сегодня тоже больной, но уже не актуальной темы: конечно, обеспечить жильем ветеранов дело благое, но надо бы сделать это лет так… 40-50 назад. Вернемся к нынешней реальности. Живы до сих пор два ветерана, которые равно рисковали жизнью во имя Родины и Победы, но один, работая, столь же ударно, как воевал, получил от государства хорошую квартиру от прежней работы, т.е. тоже от государства. А второй работал, мягко говоря, спустя рукава, хотя надо бы сказать иначе, и сегодня он получает сертификат тоже от государства. Воевали они одинаково, работали по-разному. Я не ставлю вопрос нужно ли обеспечивать второго. Конечно, нужно. Я ставлю вопрос по-другому: а первый чем провинился?! Еще одна задачка с приемов граждан. А что причитается по этому указу ветерану на свои кровные своими собственными руками построившему себе дом или кооперативную квартиру? Увы, ничего. Но, если он построил сам, а довел потом до состояния развалюхи, то – да, получит сертификат. Дальше – больше. Присутствующий здесь моральный аспект оставляем в стороне. Итак, было у двух ветеранов жилье, и хорошее, но, еще задолго до известного указа, они, как говорят в народе, переписали его на кого-то из родственников. Но, один остался жить там же и с регистрацией, и на него действие указа не распространяется, а другой, либо живет там без регистрации, либо прописался у кого-то из дальних родственников, где-нибудь в Куньинском районе. И он тоже законным образом получает сертификат. Точно такая же история и с вдовами. Еще иная несколько авантюрная история, но есть факты, подтверждающие ее реальность. После выхода указа тот, кто был хорошо знаком с нюансами жилищного кодекса, избавился от принадлежащего ему жилья, и, если прожил благополучно пять лет после этого, тоже получает сертификат. Согласитесь, что не есть хорошо, если попытка восстановления справедливости сохраняет условия для не справедливости.

И в качестве совершенно необходимого NB. По счастью, мне есть что ответить и самарскому губернатору, и ленинградским школьникам. В тот самый апрельский день, когда все СМИ, и не только Пскова и области, обсуждали не столько даже приезд министра культуры в Псков, сколько один из эпизодов этого визита, связанный с несостоявшейся премьерой скандальной пьесы в нашем театре, там же, в театре, происходило то, что в моей памяти останется навсегда и тоже, как имеющее отношение к войне. Российский Красный Крест проводил мероприятие для малолетних узников фашистских концлагерей. И на сцене разворачивалась их воплощенная память. Семь девушек и трое парней, старшеклассники двух псковских школ и студенты колледжа культуры, поставили спектакль «Там нет меня». Точнее, проживали события семидесятилетней давности, как свои. И это точно не было игрой. Благодаря тому, что мне пришлось видеть это с первого ряда, я видел и их лица, и слезы на них. И в их внутреннем стержне я уверен. И, по счастью, их не десять, их больше. Хотя, как показывает история Великой Отечественной войны, бывают мгновения, когда все решают именно такие десять…

…К великому сожалению, об этом спектакле, ни в тот день, ни в другие, СМИ не писали.

Евгений Самуйлов

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 233 человека