Кто на новенького?

20.08.2015 11:34|ПсковКомментариев: 10

В то время, как россиян в целом и псковичей в частности более всего волнуют темы финансово-экономического кризиса, ухудшения отношений с Западом, падения уровня жизни и другие злободневные проблемы, наших соседей - европейцев продолжают будоражить иные темы. Одна из них - новые механизмы распределения по странам ЕС огромного числа мигрантов из государств Африки и Ближнего Востока. Как известно, по двадцать тысяч беженцев в каждую страну распорядилось взять руководство Европейского союза. На первый взгляд может показаться, что к нам это не имеет почти никакого отношения. Однако полагаю, что имеет — и может аукнуться в России достаточно скоро.

В странах Старого Света хорошо понимают, что по 20 тысяч беженцев на страну – это не предел. Расчерпать поток втекающих через итальянскую «дыру», когда ежедневно к итальянскому берегу нелегально пробираются десятки лодок с сотнями новых беглецов, не удается уже на протяжении нескольких лет. И каждая новая порция несет не только беженцев, но и иные проблемы. Из Брюсселя, да и в самой принимающей нелегалов Италии, практически не разобраться: кто прибывает в Европу в общей массе? Проверить на благосклонность к европейским ценностям и на отсутствие экстремистских намерений простых скотоводов и обитателей городских трущоб Ливии, Сирии, Ирака, ищущих приюта, - просто нереально, не представляется возможным. Подобные проверки, какими бы тщательными они ни были, мало что могут дать. Если есть засланные «казачки», то большинство из них новенькие для всевозможных баз данных всех европейских служб безопасности вместе взятых, и после формальной легализации в европейских странах для них «работы» непочатый край: это и терроризм, и поиск денежных средств для продолжения войны, и посредничество при продаже различных предметов искусства, истории, культуры, предметов роскоши, и вербовка молодежи в различные отряды, воюющие против правительственных армий в Африке и на Ближнем Востоке.

А вербовка молодежи, видимо, продолжается практически без выходных, - тому свидетельств в СМИ достаточно, и правоохранительные структуры разных стран то и дело вылавливают новых беглецов, рвущихся на войну. Поток завербованных юношей и девушек, как и находящихся в разработке, остается полностью неосознанным – на то он и тайный, чтобы мало кто знал, какой он на самом деле. Причем, количество молодежи, пытающейся найти «правду жизни» на чужой войне, хорошие деньги, реализацию планов и желаний, имеет четкую соотнесенность с условиями жизни, профессиональными и социальными возможностями в тех странах, где они проживают или проживали постоянно. В богатых и вполне благополучных государствах вроде Бельгии, Швейцарии или Австрии – желающих повоевать немного. А, к примеру, во Франции, в Испании, не говоря уже о странах менее обеспеченных, сталкивающихся с проблемами миграции, социальной незащищенности молодежи, отсутствия работы, и т.д., их достаточно.

Желающих кардинально поменять жизнь ищут и в России. Причем, где находятся точки вербовки, откуда через Интернет и социальные сети ведется обработка потенциальных жертв – малоизвестно, может, и в странах Европы, где уже осели мигранты. В России и раньше были известны случаи вербовки молодежи для участия в подготовке террористических актов на территории нашей страны. Но то были, как правило, единичные случаи. Однако в последние месяцы таких примеров прибавилось. После нашумевшего случая с отличницей из хорошей московской семьи, студенткой самого престижного вуза страны, Варей Карауловой, которая вместо посещения лекций самовольно отправилась в Сирию, появилась информация еще о нескольких подобных историях.

Волна докатилась уже и до регионов, в том числе, находящихся совсем рядом с Псковской областью. В Твери суд в особом порядке рассмотрел дело, главным фигурантом которого оказался студент местного вуза - он признан виновным в приготовлении к участию в вооруженном формировании на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам Российской Федерации (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 208 УК РФ). Здесь тоже всё просто и сложно одновременно. Просто, потому что завербовали парня через переписку в обычной социальной сети. Сложно, потому что делали это не за один день, не сразу, а путем методичного «просвещения». И если бы родители контролировали процесс изменения взглядов своего чада на жизнь, то, возможно, и увидели бы эти метаморфозы.

Но вопрос, конечно, значительно сложнее обычного родительского недосмотра. Скоро начнется новый учебный год, и тысячи студентов уедут из родительских домов начинать или продолжать обучение. Проконтролировать, с кем они на таком отдалении общаются в реальности, или в социальных сетях – невозможно. Что же делать? Ждать новых Варвар? Нет, ждать не надо. Прозвучит, конечно, несколько утопично и не ново, но - другого пути явно не будет. Нужно, по примеру богатых и в социальном плане благополучных стран, создавать для всех слоев общества равные условия жизни, обеспеченности и возможности для реализации. Иначе у вербовщиков всегда будут поводы вовлечь молодежь в свои планы, в какой бы стране они не действовали. Тем легче это будет получаться, чем меньше возможностей жить полноценно будет перед глазами жертвы вербовщика. Разговор не столько о деньгах, высокооплачиваемой работе, в чем москвичка Варя Караулова явно не испытывала недостатка. Но кроме необходимого уровня жизни, хорошо бы еще обеспечить вовлеченность людей в общественную жизнь, уменьшить градус безысходности, дать возможности творческого роста. И самое главное - предоставить все эти возможности не только жителям Москвы и Петербурга, но и Пскова, Локнянского или Дедовичского районов, деревеньки Пожары или Васькина Горка. Конечно, проще поставить задачу правоохранительным органам ловить беглецов на границе, чем ежедневно кропотливо возвращать в каждую деревню и город социальное равенство, возможности и просвещение...

Игорь Докучаев  

опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 285 человек