Нахамить у нас сегодня могут везде: и в современном супермаркете, и в холеном бутике, и в автобусе, и в железнодорожном вагоне, и даже в такси – труднее назвать место, где не могут, где отношение к покупателю, пассажиру, клиенту, пациенту, не зависит от настроения с которым человек встал утром, от количества выпитого с вечера, от благорасположения мужа или жены, от обиды на соседа, от…от…от…
Когда-то, имиджем «дешевого хама» прославились продавцы в советских магазинах и точках общепита и этим изобразительным примером, потом нередко пользовались демократы 90-х, чтобы напугать возвратом к очередям и хамам за прилавками, колеблющихся идти в светлые капиталистические дали…
Так что свою, на первый взгляд, незаметную роль в развале большой страны советские работники торговли безусловно сыграли. Кажется, уже много лет прошло, изменился стиль жизни, меняются поколения. Но «дешевый хам» у тех, кто работает в сфере обслуживания людей нет-нет да и вырывается наружу…
Но терпеть такое отношение к себе сегодня - очень неприятно… И я продолжаю настаивать, что, например, кондукторов в общественном транспорте надо проверять на профпригодность, прежде, чем допускать до работы, или по крайней мере выяснять их текущее состояние духа и здоровья перед каждым выходом на линию – водителей-то проверяют, прежде чем машины отправляются в путь из гаража, почему же кондукторы, непосредственно работающие с людьми, избегают такой процедуры… Тем, из нормальных кондукторов, кто адекватен, приветлив и не злобен, по-моему, нечего бояться таких проверок, а остальным на пользу пойдет. И тогда нормальным пассажирам не нужно будет терпеть застарелого хамства, и показывать проездной билет по три раза за две коротких остановки, только потому, что кондуктор даже не пытается запомнить и увидеть, что перед ней не одинаковые деревянные чурбаны, а люди…. Не нужно будет доказывать, что у него и совесть есть, и с моралью все в порядке. Не нужно будет в ответ уподобляться хаму, едва сдерживая свое негодование, и стараться побыстрее выйти на ближайшей остановке, чтобы не видеть уже этого маленького зубастика, готового вцепиться тебе в горло, а если не дотянуться, то хотя бы в штанину или в полы пальто, или на худой конец «облить» тебя оскорблениями. Некоторые граждане сейчас могут со мной не согласиться, даже высказаться грубо по этому поводу, может даже, подберут слова похожие на оскорбления. Возможно, даже, это будут именно кондуктора, которые найдут массу причин оправдать себя, почему они такие раздраженные в своих требованиях к пассажирам, мол, это не они, это жизнь виновата – злые все вокруг. Опережая подобные восклицания, хочу сказать, что на профпригодность хорошо бы проверять не только кондукторов, но и других сотрудников фирм, организаций, предприятий, которые работают в сфере услуг и ежедневно сталкиваются с людьми. Причем, нередко эти встречи, действительно, становятся столкновениями с непредсказуемыми последствиями… В этом списке, как ни странно даже таксисты, из числа которых обязательно найдутся такие, кто к своим пассажирам относится с искренней ненавистью, сквозящей в уничтожающих взглядах, или в безмолвном равнодушии, или в словах, типа: «Прежде, чем сесть в машину, вымойте обувь…». И это не шутка – сам был свидетелем…
Надо понимать, что и самим профессиональным корпорациям и коллективам будет легче жить и работать, если они избавятся от ситуации, когда из-за одного, двух подобных работников «слава» падает на весь коллектив или бригаду. Тем более что нормальных людей, работающих в этих важных профессиях, действительно много, и их не только уважают, они придают людям силы, создают настроение. Псковичи, явно вспомнят милую женщину, работающую кондуктором на городских маршрутах, которая всегда шутливо и громко на весь салон автобуса обращается к пассажирам: «Зайчики, мои…!». И никто из пассажиров не задумывается, а все ли безмятежно у нее на душе? Понятно, что беспроблемно сегодня мало кто живет. Но этот человек к своей работе относится, как к искусству, отодвигая на время все свои личные проблемы, которые могут помешать ее общению со зрителями…, извините, с пассажирами. Значит, все же можно сегодня работать без злобы и уважать стоящего перед тобой человека.