Записки йотофоновладельца

19.05.2017 19:46|ПсковКомментариев: 9

На днях корпорация «Йота Девайсес» анонсировала выход очередной, уже третьей модели своего высокотехнологического чуда – «Йотафона». В связи с этим хотелось бы поговорить о первом опыте создания российского гаджета, так сказать, без привязки к политике и экономике, исключительно с точки зрения конечного пользователя.

Полностью уйти от вопросов политических едва ли получится – больно уж много копий было сломано вокруг этого смартфона. Фактически «Йотофону» повезло стать одним из символов «крымской весны». Вторая версия, в общем-то, мало кому известной модели в 2014 году неожиданно оказалась хитом. Оно и понятно, жителям огромной страны хотелось верить в лучшее, в то, что наконец-то начался долгожданный национальный подъем. И что теперь у нас научились делать не только «Арматы» и «Протоны» по доставшимся от Союза чертежам, но еще и разные комфортные высокотехнологические игрушки для массового потребителя. Не случайно Владимир Путин подарил российский телефончик своему китайскому коллеге – мол, тоже не лаптем щи хлебаем. В интернетах мнения разделились на два типичных лагеря. Одни радостно заявляли, что наконец-то мы «сделали» «Эппл» и «Самсунг», другие привычно воротили нос и фыркали в том смысле, что все, производное от РФ – это по определению треш, брак и распил денег.

Тут, конечно, открытым остается вопрос о том, насколько вообще данный телефон можно считать российским. Производство и комплектующие китайские, операционка от Гугл, проектированием и разработкой специализированного софта занимались инженеры из бывшей «Нокиа». О последнем факте, кстати, не без гордости рассказывали и сами руководители корпорации. Тем не менее, создал фирму российский бизнесмен Денис Свердлов, топ-менеджмент тоже российский, какой-то долей владеет «Ростех», возможно, подкидывающий кое-какие оборонные технологии. В общем, если брать организацию и идею, и не придираться к деталям, то телефон вроде как русский. Ну, а что собирают китайцы – так это современный международный бизнес так работает, ничего личного. Заводы «яблочников» тоже, чай, не в Детройте дымят.

Нужно ли говорить, что 99.9% от восторгающихся и критикующих никакого Йотофона в руках не держали и клеили ярлыки исключительно из своих политических предпочтений. Что же касается вашего покорного слуги, то я стал счастливым обладателем сего гаджета на пике странного потребительского спроса 2014 года. В декабре Мегарегулятор проделывал с несчастным рублем такие вещи, которые не решался вытворять маркиз де Сад с парижскими куртизанками. И глядя на это, немало сограждан понесли остатки пока еще не окончательно сгоревших кровных в ближайшие автосалоны и магазины бытовой техники. Именно тогда во многих российских семьях появилось по три запасных телевизора, парочке резервных стиральных машин или четверке дополнительных колонок. На фоне всеобщего потребительского безумия идея заменить старушку «Нокиа» на разрекламированный до небес «Йотофон» второй модели не казалось чем-то странным.

Заказ был оформлен через Озон – с приличной наценкой, однако, это на тот момент была единственная сеть, где аппарат можно было купить наложенным платежом. Остальные просили деньги вперед, что делать не хотелось. Ценник тогда составлял что-то в районе 35 тысяч рублей, при том, что другие флагманы стоили куда дороже. Последняя на тот момент модель «Айфона» тянула на 60 тысяч, а «Самсунг Гэлакси» на полтинник с копейками. Понятно, что по большому счету человеку не нужно ни первое, ни второе, ни третье, тем более за такие деньги. Речь идет о своеобразном предмете роскоши для нищих, к которому и критерии предъявляются своеобразные. Но, не будем забегать вперед.

Итак, что сразу же порадовало, это упаковка и дизайн. Шутки в сторону. Мы живем в пору войны смыслов и символов, когда грамотно разрекламированный бренд вроде откушенного яблока может стоить дороже, чем система газопроводов, не дающих замерзнуть всей Европе. Так что дизайн и искусство подать товар лицом значит очень многое. Коробка-трансформер была выполнена на 6 баллов по пятибалльной шкале, цветовой гаммой, шрифтами и оформлением давая понять, что в ней заключено нечто крайне ценное и высокотехнологическое.

Внутри оказался набор наушников, зарядное устройство, абсолютно пустая и бессодержательная инструкция по эксплуатации и, наконец, сам «Йотафон 2». По габаритам машинка оказалась весьма удобной, особыми изысками не отличалась – а чем вообще может отличаться безликий кирпич современного телефона? Первый неприятный момент – старая симка к ней не подошла, поскольку требовался стандарт Nano-Sim – как, в общем, во всех современных флагманах.

Технологические параметры аппарата на тот момент не сильно выделялись среди аналогов. «Йотафон» поддерживал связь стандартов GSM/EGPRS, WCDMA, LTE. Память 32 гигабайта, чего хватает за глаза и за уши. Экран Full HD 1920 на 1080, порадовало стекло «Gorilla glass 3.0» - не сапфир, но тоже устойчиво против царапин и микротрещин. В наличии такие обязательные сегодня вещи, как геолокация GPS и ГЛОНАСС, Wi-Fi, Bluetooth, Акселерометр, компас, гироскоп, датчик приближения, датчик освещения. Фонарик еще есть, куда же без него.

О плохом – все критики ругают и делают это справедливо, простенькую камеру на 8 мегапикселей. Также не сильно порадовал мозг «Йотафона» - таковым стал чахлый процессор Snapdragon-801 2.2 GHz американской фирмы «Квалькомм» (Qualcomm). В качестве операционки, как уже было сказано, разработчкики поставили обычный Андроид, с «окей Гуглом», а также всеми встроенными и довольно навязчивыми сервисами от софтверного гиганта. На момент покупки это был «Android 4.4 KitKat».

Понятно, что главной фишкой «Йотафона» оказался всегда включенный второй экран. Он черно-белый, сделан по той же технологии e-ink, что и обычные электронные книги. Вот он действительно оказался крайне необычной вещью, к которой было не так-то просто привыкнуть. У второго экрана два режима применения – во-первых, установить на нем виджеты, из типовой библиотеки (это может быть погода, часы, текущие СМС-сообщения или даже лента RSS, вариантов очень много). Режим интересный – например, можно положить телефон «мордой» на стол и смотреть, как час за часом меняется лента новостей. Также не нужно каждый раз прикасаться к экрану, чтобы узнать время или просмотреть – звонил кто-то или не звонил. Для эстетов – можно подключить телефон, например, к инстаграмму и каждый день получать новую картинку для оформления. В общем, стоит признать, что если бы такое придумали в том же «Эппл», то его фанаты писали бы кипятком от восторга. Второй режим работы второго экрана – зеркало. На нем можно отображать все то же, что в обычном состоянии выводится на основной экран. При этом есть два плюса – снижается энергопотребление за счет технологии e-ink и экран не бликует. Его можно совершенно спокойно рассматривать в яркий солнечный день без всяких проблем. Да, и главное, на что напирала компания – второй экран тоже активный.

Самым большим минусом, на мой субъективный взгляд, явилась нелепая погоня «Йота Девайсес» за трендом по уменьшению толщины. Действительно, ну какой смысл для пользователя в сверхтонких телефонах? Все равно сложить его в два или три раза не получится, габариты по вертикали и горизонтали не уменьшишь. С точки зрения потребителя сверхтонкий значит сверххрупкий, не более того. Постоянно носить при себе телефон, боясь на него лишний раз дыхнуть – это уже не слишком комфортно. Причем, для «Йотафона» эта проблема становится особенно острой – ему даже футляр подходящий не подберешь, поскольку тогда закрывается второй экран, ради которого и городился весь огород.

Другая сторона медали – в сверхтонкий аппарат пришлось впихнуть не слишком тонкое стеклышко «Gorilla glass 3.0», процессор, память, шасси, микрофон с динамиками, а также технологическую инфраструктуру для второго экрана. Не нужно долго ломать голову, чтобы понять, на чем в итоге было решено сэкономить. Правильно – это аккумулятор! 2500 мA*час – это примерно соответствует основным конкурентам, но этого очень и очень мало.

В итоге на заявленное компанией время работы устройства пришлось положить болт с метрической резьбой. По факту при использовании в нормальном режиме, то есть как звонилка и смотрелка почты, телефон уверенно жил двое суток. Если добавить к этому геолокацию, вайфай и прочие тяжелые нарузки, вроде просмотра потокового видео, то машинка с трудом держалась 24 часа. Был, правда, еще один вариант, связанный со спецификой телефона - а именно, включить энергосберегающий режим и пользоваться только черно-белым экраном. В таком режиме аппарат прожил у меня без зарядки (используясь только для звонков, которых было немало) почти две недели. Однако особо удобным такое использование телефона не назовешь.

Если бы этим все и ограничилось, то можно было бы поздравить российскую компанию со славным почином – молодцы ребята, придумали интересный телефон, хотя и дороговатый. Доводите надфилем и в добрый путь! Однако неожиданно выяснилось, что разработчики из «Йота Девайсес» решили экспериментировать прямо по живому. Телефон с завидной регулярностью начал связываться по сети с головной конторой, постоянно выкачивая с их серверов какие-то патчи, согласно пояснению, только улучшающие производительность и технические характеристики. Конечно, этот процесс можно было заблокировать, но было уже просто интересно, что же условно отечественный производитель придумает дальше.

А придумал он плохое. Во-первых, «Йотофон» в один не прекрасный день обновил операционку до 5-й версии Андроида. И если раньше слабенький процессор, в общем, справлялся нормально, то теперь при выполнении любой задачи телефон явно подвисал и грелся так, что впору жарить яичницу. Далее начали отваливаться драйвера для второго экрана. Нет, сам-то он работал как следует, но вот контрастность постоянно ухудшалась. Вместо черно-белого цвета экран стал выводить светло-серое на темно-сером. А потом снизилась и частота обновления, так что картинка представляла собой сюрреалистическую сумму из нескольких кадров.

На мои не слишком любезные вопросы в техподдержку приходили оперативные, тактичные и абсолютно бесполезные ответы. Мол, ваши замечания переданы в технический отдел, ждите следующий патч, который всё исправит. Исправить у йотофоновцев ничего не получилось, зато как из мешка изобилия посыпались приложения, которые явно были призваны монетизировать продукт – программа для интеграции с какой-то платежной системой, сервис бронирования билетов, цитатник афоризмов из журнала «Эсквайр» и тому подобное. Под конец машинка обновилась до Андроида-6, который, к счастью, оказался не слишком тяжелее предыдущей версии и не сильно навредил делу.

В общем, нехорошо это, братцы. Некрасиво как-то продавать телефоны за 35 тысяч, а потом делать покупателей подопытными кроликами для запуска новой модели. Так можно за счет банальной жадности загубить интересную и перспективную идею.

Что касается третьей модели, то в ней, судя по информации в профильных СМИ, ничего сильно инновационного не будет – устранят баги второй версии, поставят аккумулятор помощнее, добавят второй слот для симки и нормальную камеру. Ну и ценник обещают уже более-менее приемлемый – 23-26 тысяч. Тоже дороговато, конечно. Но как знать, может опять Центробанк поможет?

Илья Петров

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 239 человек