Имя для аэропорта

18.10.2018 23:24|ПсковКомментариев: 80

С завидной частотой в нашей стране наступает эпидемия переименований. Переименовывают улицы, площади, парки, скверы, учебные заведения и целые города. Теперь кому-то на федеральном уровне пришла в голову светлая идея – переименовать российские аэропорты, назвав их именами известных исторических личностей.

А когда федеральные умы посещают идеи, то умам региональным остается только изумиться важности и своевременности таковых. И – приступить к выполнению. 18 октября в малом зале областного Собрания представители общественности формировали список персоналий, из которых потом предстоит выбрать одно имя для псковского аэропорта. Командовал парадом (впрочем, отметим, что весьма демократично) директор государственного медиахолдинга Псковской области Александр Машкарин.

Он рассказал участникам про историю проекта и его текущее состояние. Инициаторами конкурса выступили Общественная палата РФ, Русское географическое общество, Российское историческое общество, Общество любителей русской словесности и Российское военно-историческое общество. Сейчас по всей стране проходит первый этап, на котором должны быть сформированы предварительные списки имен в каждом из регионов. С 22 октября начнется второй этап, во время которого списки будут размещены на официальном сайте проекта, а в итоге будут именованы 45 российских аэропортов.

Первоначально организаторы выдвинули ряд ограничений. Так, каждому региону разрешалось представить список от 3 до 10 имен, а, кроме того, было разрешено предлагать только людей, родившихся более века назад. В дальнейшем эти ограничения сняли. Псковичи предлагали свои варианты в приемную Общественной палаты, а также в группе проекта ВКонтакте.

Помимо прославленных исторических личностей, ученых, писателей и военных, в него вносили и не слишком широко известных псковичей. Например, некая пожилая женщина предложила назвать аэропорт в честь супругов Зои и Петра Федоровых. Это селяне, скотники, которые спасали колхозное стадо и погибли от падения провода с высоковольтной ЛЭП. Александр Машкарин призвал с уважением отнестись ко всем мнениям, поскольку для односельчан имена погибших пастухов могли быть не менее достойными и уважаемыми, чем любое из имен в списке.

Перечень быстро рос. Версия, представленная общественниками, составила 33 строки. Версия из соцсети меньше – всего 8.

Туда вошли Александр Пушкин, княгиня Ольга, Александр Невский, Довмонт, Василий Маргелов, Константин Рокоссовский и Николай Второй. В тройке лидеров оказались древние властители – Ольга, Александр Невский и Довмонт. Все князья.

Были предложения от граждан вообще отойти от использования имен и назвать аэропорт «Березка», «Чудской», «Советской Армии» или «76-й дивизии». Было и достаточно здравое предложение ничего не менять, сохранив за воздушным портом название «Псковский».

Некоторые идеи обсудили в ходе совещания. Так, Александр Голышев предложил почтить память Тимура Апакидзе, с чем тоже оказались солидарны далеко не все участники. При всем уважении к заслугам героя и одного из пионеров российской палубной авиации, называть аэропорт в честь пилота, разбившегося при трагических обстоятельствах, кажется неоднозначной идеей.

Председатель областного Совета ветеранов Николай Груздов выразил мнение, что список должен быть кратким, чтобы упростить людям выбор. Он вспомнил о героях Великой Отечественной, псковских партизанах и подпольщиках, однако, остановился на десантниках 6-й роты. Здесь мнения также разошлись. По мнению одних, аэропорт можно назвать в честь комбата Марка Евтюхина, другие предложили обобщенный вариант «имени 6-й роты».

Представлявший профком студентов Псковского университета Владимир Алексеев посоветовал, при всем уважении к героям-десантникам, воздержаться от такого названия. Мотивируя это тем, что не всем может понравиться прилетать в аэропорт, названный в память о большой трагедии. Сам он предложил остановиться на имени Александра Невского. Что, рискнем предположить, тоже не вызовет у наших европейских партнеров сильно позитивных ассоциаций.

Отметим, что у отцов и детей взгляды на этого исторического деятеля разошлись. Представители старшего поколения высказались в том смысле, что, во-первых, благоверный князь, топивший немецких евроинтеграторов на Чудском озере, к Пскову прямого отношения не имеет, а во-вторых, его почти наверняка заберут себе жители Санкт-Петербурга, для своего аэропорта Пулково.

В итоге после длительных прений участники решили голосовать поименно, чтобы решить, кого выкинуть за борт истории, а кого пропустить во второй тур. В итоге за борт без малейших колебаний выбросили маршала Константина Рокоссовского и всех героев Великой Отечественной – Александра Матросова, Клаву Назарову, Маншук Маметову, партизанского командира Александра Германа. Неприятно удивило, что имени Зои Космодемьянской не было даже в предварительных списках. Не прошли во второй тур архитектор Юрий Спегальский, писатели Вениамин Каверин и Сергей Довлатов, князья Шуйский, Трувор, Всеволод-Гавриил, боярин Ордин-Нащокин, уже упоминавшийся летчик Тимур Апакидзе, композитор Модест Мусоргский (кто-то из участников искрометно пошутил насчет фамилии), математик Софья Ковалевская, один из отцов водородной бомбы физик Олег Лаврентьев, гражданин Николай Романов, скотоводы супруги Федоровы и другие.

В итоге перечень сократили до 6 пунктов. В него вошли Василий Маргелов, Александр Пушкин, княгиня Ольга, Александр Невский, князь Довмонт и 6-я рота (решили принять именно такой, обобщенный вариант).

Дальнейшая работа будет проходить следующим образом. Список будет распечатан в форме анкеты, и участники общественного движения «Волонтеры Победы» будут опрашивать псковичей на улицах города, попутно рассказывая о проходящем конкурсе и объясняя, о чем вообще идет речь.

С 22 октября начнется второй этап, в ходе которого список всё еще можно будет расширить – правда, для этого придется собрать уже 500 подписей. Заниматься такой работой будет Общественная палата Псковской области. Офис располагается в здании Главпочтампта на Октябрьской площади Пскова и работает в будние дни с 10:00 до 17:00.

В дальнейшем будет сформирован так называемый лонг-лист, из которого после проведения социологического исследования будет определен шорт-лист из трех фамилий. И вот уже они будут участвовать во всероссийском голосовании, которое продлится с 8 по 30 ноября. Результаты обнародуют 5 декабря на ежегодном форуме «Добровольцы России».

Организаторы подчеркивают, что средства на переименование и переписывание документов тратиться не будут. По бумагам аэропорты сохранят свою международную классификацию, а новые названия останутся чисто символическими, как дань памяти уважаемым людям.

Долгая и запутанная процедура придумывания нового названия для аэропорта, с четырьмя этапами, лонг-листами и шорт-листами невольно вызывает подозрения. Хотелось бы отметить еще и такой момент. Почему-то в списке великих имен, связанных с Псковщиной, не оказалось Владимира Ленина. При том, что именно на нашей земле начала издаваться та самая газета «Искра», из которой возгорелось революционное пламя.

А ведь коммунистических организаций у нас много, туда входит много социально активных людей, которые, как показывает политическая жизнь региона, умеют пользоваться информационными технологиями. Тем не менее, «гражданин Романов», неведомо за какие заслуги, в число потенциальных кандидатов вошел, а гражданин Ульянов – нет. Можно по-разному оценивать историческую роль большевиков, но тот факт, что имя Ленина оказалось вообще проигнорировано, как-то снижает доверие ко всей организации конкурса.

По большому счету идея переименований, которая наверху, наверное, кажется очень благостной и объединяющей население, приводит к обратному результату.

Что может быть более нелепым, чем сравнивать заслуги перед Россией Сергея Довлатова и князя Довмонта? Кто достойнее памяти - Вениамин Каверин или Тимур Апакидзе? Сама постановка вопроса выглядит кощунственно. У многих неоднозначное отношение к той же княгине Ольге. А кто-то обидится, что аэропорт не назвали в честь скотоводов супругов Федоровых.

Вроде все при деле. Общественники совещаются, чиновники заседают, волонтеры бегают по городу, печатаются анкеты, создаются сайты. Приятная неразбериха. Результатом станет придумывание второго названия для объекта транспортной инфраструктуры, который в любом случае будет привязан к географическому расположению. Что дальше? Не менее уважаемая госкорпорация РЖД тоже воспылает патриотизмом и начнет переименовывать вокзалы? Или Минтранс станет называть автомагистрали в честь полководцев?

Впрочем, вреда от всей этой веселой суматохи тоже не будет. Главное только, чтобы воздушное сообщение в очередной раз не прекратилось. А то ведь опозорим великое имя.

Илья Петров

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 267 человек