Киберпанк разбушевался

14.04.2020 17:14|ПсковКомментариев: 6

Итак, пресловутый «цифровой концлагерь», которым нас так долго пугали что сектанты разных мастей, что вполне респектабельные господа-политологи, из мрачного прогноза стал реальностью. В российской столице он наступил с понедельника. Будет ли в российских регионах, и когда будет – пока не ясно.

Причин вводить вроде бы нет. В Пскове цифры заболеваемости невелики. Люди, поскучав пару недель на карантине, махнули на всё рукой и пошли кто на работу, кто гулять с детьми, а кто и на пресловутые шашлыки. Про иммунитет к вирусу могут судить только специалисты, но вот иммунитет к страшилкам по ТВ и в интернете у всех уже точно выработался. Но ситуация меняется быстро. И то, что сегодня отрабатывается на Москве, может быть отмасштабировано и для нас.

Работа российского художника Евгения Зубкова из серии Cyberpunk 2077. Источник: социальная сеть «В Контакте»

Еще 1 апреля «Эхо Москвы» со ссылкой на главу департамента информационных технологий Эдуарда Лысенко сообщало, что у столичной мэрии готово приложение для QR-кодов по контролю за соблюдением карантина. Отмечалось, что система уже протестирована и готова к высоким нагрузкам трафика.

Интерфейс, действительно, оказался простым, как мычание. На первом экране простой перечень целей выхода на улицу: вынести мусор, сходить в аптеку, сходить за покупками, выгулять собаку, на работу и т.д. Достаточно ткнуть пальцем в нужную опцию, чтобы отправилась заявка. На сервере генерируется QR-код, который можно либо показывать на экране смартфона, либо распечатать на принтере, для последующего предъявления патрулю. Всё просто.

Отдельный вопрос, конечно, как быть с теми, кто пользуется кнопочными телефонами и не имеет дома принтера. Обязанность гражданина владеть смартфоном и офисным оборудованием в российских законах, вроде бы, не предусмотрена. Впрочем, коронавирусной пандемии тоже никто не предусматривал. И уж тем более, никто не ожидал, что она наложится на нефтяные войны и крах пузырей на фондовом рынке. А вот поди же ты. Черный день потому и черный, что приходит с совершенно неожиданной стороны. Тут законы можно и подвинуть.

Власти в каждой стране пытаются под сурдинку решить те задачи, которые давно уже наболели. Китайцы, например, успешно обкатали свой собственный киберпанк, куда более жесткий и высокотехнологический, чем его лайтовая, российская версия. С массовыми видеокамерами, системами видеонаблюдения, с нейросетями, которые уже научились распознавать даже людей в масках, по походке. С дронами и полным безналом. Господа европейцы, используют свое окно возможностей, бодро отгораживаясь от мигрантов, которых прежде радушно впускали, и вводя границы против соседей, с которыми, как выяснилось, были не так уж и рады жить единым общеевропейским домом. Россия тестирует свою CRM в масштабах государства.

Премьер-технократ Михаил Мишустин, ранее успешно оцифровавший налоговую отрасль, чувствует себя вполне на коне. Финансист Антон Силуанов многозначительно поджимает губы на открытых совещаниях, прекрасно понимая, в какую цену обойдутся расходы на эту самую всеобщую цифровизацию. Народ, как водится, выпускает пар на форумах и в соцсетях, где рыцари шашлыков сражаются с паладинами карантина.

Все понимают, что вирус и кризис рано или поздно пройдет, а системы контроля и слежения – они останутся. Больно уж удобная штучка.

А с другой стороны, так ли это страшно? Цифры придумали, чтобы вести бухгалтерию. Буквы придумали, чтобы собирать налоги. 90% всех египетских папирусов, шумерских клинописных табличек и новгородских берестяных грамот это коммерческие расписки и налоговые архивы. Остальное – жизнеописания царей, религиозные гимны и доносы.

То, что с помощью цифр оказалось возможным рассчитать ракету до Марса, а с помощью букв записать «Смерть Ивана Ильича» – это, в общем-то, побочный эффект, на который сначала никто не рассчитывал.

Имена людей, имена городов, названия улиц, номера домов даются не для удобства там проживающих, а для удобства пользователя. Чтобы можно было безошибочно выделить одного из толпы и работать с ним.

Иди сюда, Анопу, сын Херемхеба, сейчас вот этот полный писец зачтет, сколько накопилось за тобой недоимок, а вот этот хмурый стражник отсчитает тебе должное количество ударов палкой по спине твоей, чтобы усерднее был труд твой… Уважаемый Антон Харитонович, уведомляем вас, что в декларации за отчетный период вами не был указан доход от продажи принадлежащей вам доли в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу…

Государство, мудрый Левиафан Томаса Гоббса, могучий Уицраор Даниила Андреева лениво следит одним из миллионов своих глаз, как мы возимся с анонимайзерами и блокчейнами, как подписываем петиции против биометрии, как возмущаемся против цифрового концлагеря, как заклеиваем видеокамеры и перепрошиваем свои мобильники.

Оно смотрит, как микроскопическая клеточка, задача которой вырабатывать один из сотен ферментов, бегает с плакатиками: «Долой мозг!», «Не дадим организму нас контролировать!». Но этот контроль начался за тысячи лет до нашего рождения и будет продолжаться тысячи лет после нашей смерти, покуда не закроется последний глаз на умирающей планете.

Так что матрица с обязательным QR-кодом, даже доберись она до Пскова в ближайшие полгода, не сильно что-то поменяет. Станет, как принято говорить в определенных кругах, еще одним «административным барьером». Жить будем по-прежнему. В реальном мире, с друзьями, домочадцами, любимой работой и несбыточными мечтами. А также вирусами, кризисами и полями под картошку, которые, как оказалось, многие поторопились продать в сытые двухтысячные.

Илья Петров

опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 369 человек