Граница на замке, или Как дурная голова рукам покоя не дает

28.04.2018 15:22|ПсковКомментариев: 65

По мере того, как близится «судный день» Ганзы-2019, в Пскове все чаще задаются вопросом: сколько же приедет туристов заморских поглядеть на красоты псковской земли? Вопрос риторический, тем более, что ответ лежит на поверхности – туристы к нам, в массе своей, конечно же, не поедут. И совершенно правильно сделают.

За чередой актуальных событий последнего времени как-то незамеченными остались масштабные изменения российского таможенного законодательства. 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Дальше я позволю себе процитировать ответственного чиновника, имени которого упоминать не стану, чтобы впоследствии не быть обвиненным в экстремизме и подстрекательстве к физическому уничтожению должностного лица. «Таможня с этого года работает по новым правилам. Единый кодекс Евразийского экономического союза наконец-то ратифицирован всеми странами-участницами. Его нормы существенно упрощают процедуры и ускоряют процесс прохождения таможни. Он должен существенно облегчить жизнь гражданам сразу пяти государств: России, Белоруссии, Киргизии, Казахстана и Армении. Участие специалистов в таможенной процедуре новый кодекс сводит к минимуму…».

Уж облегчили, так облегчили. Я когда эту ахинею прочитал, натурально, извините, выпал в осадок.

Думаю, многие псковичи, регулярно посещающие соседние прибалтийские государства, обратили внимание на некоторые изменения в работе таможни. Тут можно долго рассуждать о том, что конкретно произошло, но есть очевидные факты: порядком подзабытые за последние годы очереди и многочасовое ожидание на въезд в Россию вернулись.

Очередь на въезд в Россию

Настройтесь на длительное ожидание, ибо российская таможня будет над вами издеваться максимально долго. Вот сколько сможет, столько и будет. Может быть один час, если очень повезет. А может – четыре. В минувшие выходные автор застрял на 3,5 часа, и «коллеги по несчастью» с завистью говорили, мол повезло тебе, брат. Крепкий и совершенно адекватный мужчина за рулем престижного авто с московскими номерами, виртуозно матерясь, показывал фотографии на своем телефоне: «Вот время прохождения эстонской границы. Вот время, когда я прошел российскую». Эти две фотографии разделили 6 с лишним часов.

На разные сайты возмущенные граждане пишут жалобы. Таможенные чиновники иногда даже снисходят до ответа – разумеется, очередной казенной отписки про то, что «работа таможенного поста осуществляется в соответствии каким-то там нормативным актом…».

Вряд ли ошибусь, если предположу – сами таможенники искренне верят в то, что они делают все правильно и приносят пользу государству и обществу. О чем-то таком им должны рассказывать на уроках политинформации. С этой слепой верой в осмысленность своей деятельности спорить невозможно, как невозможно было спорить с тем, что дважды два равно пяти.

Но есть один вопрос. Как так получается, что эстонская граница проходится в худшем случае за 15 минут, а российская – за 2-3-4 часа? Ведь эти две пограничные структуры в теории и практике должны взаимодействовать по принципу сообщающихся сосудов. Не может такого быть, чтобы при нормальной работе на одном из участков случался затор. Подчеркну: при нормальной!

То, что происходит на таможенном посту с российской стороны, нормальной работой нельзя назвать ни при каких обстоятельствах. С точки зрения цифрового общества и XXI века это является либо намеренным вредительством, либо проявлением идиотизма.

Смотрите сами. Мы все знаем, что любой эстонский (финский, немецкий и тд.) пограничный переход работает по принципу «одного окна». Все возможные структуры сосредоточены в одном месте. Соответственно как одиноко бредущего пешехода, так и водителя авто проверяют в одном месте и один раз. В результате такой организации процесса погранично-таможенный досмотр на эстонском пограничном переходе Койдула (как и на любом другом) обычно занимает 5-10 минут. Не припоминаю, когда я там в последний раз видел очередь хотя бы из 10 машин.

Пограничный переход Койдула (Эстония)

Теперь посмотрим, как принцип «одного окна» реализован с российской стороны.

1. На въезде вас встречает будка с традиционно хмурым сотрудником. Тут нужно сделать ремарку. Если на российской стороне случится затор (а это обычное состояние российской стороны),то вы застрянете еще до этой будки на долгое время. После того, как все же подъедете к блокпосту, надо выходить из машины и предъявить пограничнику паспорт и «пластик» на машину. Персонаж в будке просто смотрит документы, никаких отметок не делает. Ему там дьявольски скучно. Обычно интересуется количеством людей в машине. Это, несомненно, очень важно. Как, впрочем, и вся его остальная деятельность на страже интересов государства, направленная на подъем и опускание шлагбаума. Ну ок, преодолели это «окно».

2. Далее следуем собственно на пункт досмотра. Там нас ждет очередное окно. Ждет долго, потому что к нему обычно очередь из 4-5 автомобилей.

МАПП «Куничина Гора» (Россия)

А где-то впереди мучаются граждане Евросоюза, которые оформляют какие-то бесчисленные таможенные декларации. Наиболее проблемный вопрос – оформление т.н. «временного ввоза автотранспортного средства». Любой автомобиль с иностранными номерами как бы декларируется в качестве ввозимого товара. Господа-таможенники, я понимаю, что это делать вас закон обязывает. Но имею спросить один вопрос: вы там не утомились играть в эту идиотскую игру? Вы же прекрасно знаете, что примерно 99% автомобилей с эстонскими номерами, которые вы «декларируете» – это печорские «бензинщики», которые живут, на свою беду, в России и выживают за счет ежедневных поездок в Эстонию. У них и так жизнь не сладкая, зачем вы их кошмарите при каждом пересечении границы? Добавлю, что если вдруг границу будет пересекать случайный иностранный гражданин, он там, скорее всего, умрет в процессе заполнения бумажек. Тонны никому не нужной макулатуры, в которой каждую бумажку нужно заполнить от руки. И не дай бог ошибетесь – отправят переписывать, как провинившегося двоечника. Как вы, должно быть, догадываетесь, таможенник будет затем «ручками» переносить всю эту бумажную галиматью в свой компьютер. Ну, тут уж молитесь, чтобы «система не зависла», что случается может и не так часто, но, как говорится, имеет место быть. Цифровое общество? «Электронная Россия»? Держите карман шире.

Заполнение декларации на российском пограничном переходе

3. Добравшись до пункта осмотра/досмотра (в законодательстве это совершенно разные и параллельные процессы), снова предъявляете пограничнику паспорт и документы на автомобиль. Все выходят из машины, каждый со своим паспортом – не дай бог нарушить процедуру. Вам зададут вопрос: «Откуда вы следуете»? Эта практика введена несколько лет назад. Я вот думаю, неужели проводятся масштабные социологические исследования и выясняется, по каким недружественным России направлениям путешествуют крайне непатриотичные псковичи и прочие россияне? 

4. Прошли пограничников, и через 5 метров нас ждет следующее окно. Это окно на выезд с поста, и именно его таможенники успешно превратили в «бутылочное горлышко». Пока взмокшие от напряжения печорские «граждане Евросоюза» оформляют временный ввоз своего 30-летнего Фольксваген-Пассат Б3, снова томимся в ожидании. Можно сходить в туалет, причем не один раз – все равно заняться больше нечем… Как только очередь дошла, опять вылезаем из машины. Начинается досмотр. Или осмотр – поди разбери, что вообще происходит. Очередной хмурый и весьма недружелюбно настроенный сотрудник (вот, интересно, их такими на службу берут или воспитывают уже в процессе) требует открыть все, что только открывается. К этому нет вопросов – смотрите сколько влезет. Конечно же этот осмотр категорически бессмысленный. И может привести к успеху только в том случае, если вы на заднем сиденье везете мешок героина или труп в багажнике. Хотя это и к лучшему – не хватало еще, чтобы этот осмотр длился по полчаса с особым пристрастием. Но и тут наша доблестная таможня не могла не разродиться очередным недоразумением. С недавних пор внедрена практика фотографирования салона автомобиля. Из будки выползает еще один таможенный кадр и на совершенно убогую цифровую «мыльницу» фоткает внутренности салона автомобиля. Зачем? Куда впоследствии используют полученные фотографии? Получить адекватный ответ на вопрос мне не удалось. Оба раза мне отвечали: «Надо. Положено так». «А если не нравится, читайте Таможенный кодекс». Ну, то есть с вами разговаривают как с биологическим мусором, недочеловеком, который имеет наглость задавать вопросы и лезть в работу важных людей. Стиль общения таможенного чиновника в подобной ситуации – разговор «через губу». Им некогда разъяснять, что и как. Да и кому? Этим насекомым, которые мало того, что посещают разлагающуюся Европу, откуда тащат невероятно бездуховные хамон и пармезан, так еще имеют нахальство интересоваться, почему прохождение российской границы примерно в 20 раз дольше, чем эстонской? Обычный таможенный чиновник всегда смотрит на вас с видом превосходства биологического вида. И если вам что-то не нравится, обязательно организуют проблемы. Жаловаться же, как вы понимаете, бесполезно. Проблемы с российской таможней многолетние. Если бы жалобы хоть как-то помогали, ситуация давно бы в корне изменилась.

Грустно все это, на самом деле. Ну скажите, какой вменяемый турист поедет на псковскую Ганзу, если для того, чтобы только попасть в Россию, нужно преодолеть все круги ада.

Областные чиновники пытаются наладить туристический поток, привлечь сюда каких-то инвесторов. Бросьте вы это гиблое дело. До тех пор, пока простое пересечение границы сопоставимо по времени с трансатлантическим перелетом, любой инвестор будет обходить Псков как чумной барак. До тех пор, пока границу сторожат хмурые человечки с синдромом «держиморды», никакого «турпотока» здесь не предвидится. Можно в туристы записывать печорских «бензовозов» – им-то некуда деваться, а стало быть терпеть унижения при прохождении границы они будут неиллюзорно и вечно.

Тут у читателя может закрасться подозрение, что я «крошу батон» на таможенную службу, а пограничников вроде как вывожу из-под удара. Это не так. Мне, как потребителю государственной услуги (а прохождение границы есть ничто иное, как услуга), совершенно не интересны трудности взаимодействия двух ведомств. Вся эта хаотичная бессмысленная суета на ограниченном пространстве вообще не должна касаться обычных людей. Плевать мне, кто там конкретно из ваших ведомств тормозит или тупит. Не понимаете, как наладить процесс? Убавьте спесь, возьмите тетрадку для записей и преодолейте пару сотен метров, чтобы посмотреть, как у соседей система может работать нормально.

И последнее. Встречают, несомненно, по одежке. Как думаете, что первым бросается в глаза при въезде в Россию (ну, кроме многочисленных будок и блокпостов)? Асфальт! Наши родные убитые дороги. Господи, даже на пограничном переходе умудрились довести дорожное покрытие до состояния «лунного ландшафта».

«Россия начинается здесь» (МАПП «Куничина Гора»)

Впрочем, о чем это я. Конечно же, привести дорогу в приличное состояние – дело десятое. Куда как более важным является организация фотографирования салонов автомобилей. Интересно, чем в ближайшее время порадуете нас, господа таможенники, в части касающейся реализации вашего Таможенного кодекса, который, напомню, «существенно упростил процедуры и ускорил процесс прохождения таможни»…

Константин Калиниченко

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека