Общественный транспорт как форма ненависти?

17.09.2018 18:48|ПсковКомментариев: 53

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная передача, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по понедельникам в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове». Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

Автобусы в Пскове? -

У меня нет слов это описать.

Я думала, такие ездят где-то в Африке,

в самых «медвежьих углах»,

куда цивилизация поленилась заглянуть...

О.Л.

В прежние времена завершение избирательной кампании для региональных чиновников означало наступление поствыборной сиесты. Поскольку выборы в России служат не для смены власти, то по окончании дня голосования ответственные чиновники «выдыхали» и с чистой совестью уходили в отпуска. Хорошо поработали – можно немного отдохнуть. Однако эти времена безвозвратно канули в прошлое.

Мы не раз уже отмечали, что наступила новая политическая реальность. Как и во всем новом, в ней много непонятного. Совершенно неясно, какие действия предпримет архитектор системы. В этом смысле некоторое эстетическое удовольствие доставляет наблюдение за чиновниками областной администрации. Почти все они затаились в ожидании кадровых решений, которые кажутся совершенно неминуемыми. Лишь немногие позволяют себе уверенно смотреть в будущее…

Первое кадровое решение не заставило себя ждать. 12 сентября Александр Питиримов покинул пост руководителя ГППО «Псковпассажиравтотранс». Сегодня у предприятия, контролирующего примерно 75% рынка пассажирских перевозок в области, уже новый директор. На первый взгляд, это кадровое решение нельзя назвать знаковым. Руководство главного автотранспортного предприятия региона в последние годы менялось довольно часто. Имелись, как мы отлично помним, и уголовные дела, связанные с нецелевым использованием средств.

Непростые времена в судьбе «Псковпассажиравтотранса» наступили не вчера. Предприятие серьезно лихорадит, и видно это невооруженным взглядом. Финансовое положение ухудшается все последние годы. Предпринимались попытки что-то сделать, но переломить ситуацию не удалось. В этом году начались задержки выплаты заработной платы. Лишь вмешательство губернатора этим летом смогло предотвратить забастовку сотрудников организации. Впрочем, и сегодня информация о задолженности по зарплате перед персоналом носит противоречивый характер.

В этом смысле состоявшееся кадровое решение выглядит логичным развитием ситуации. Очевидно, положение дел на предприятии таково, что требует каких-то новых подходов. Но, как обычно, есть нюанс.

На самом деле тут очень много нюансов. Мы все, как говорится, не слепые. Видим, в каком состоянии прибывает общественный транспорт в Пскове. «Белые мерседесы», которым пошел третий десяток, чудом выходят на маршруты, но своим внешним обликом напоминают зомби из постядерного мира. Белорусские «МАЗы» как-то слишком оперативно ржавеют в нашем непростом климате. Все чаще на городских маршрутах можно встретить убогие от рождения «ПАЗики», являющиеся венцом деградации отечественного автопрома. Что дальше? Осталось только из прошлого вытащить желтые «Икарусы»…

Прежнее руководство «Псковпассажиравтотранса» попало в замкнутый круг. С одной стороны, престарелый и постоянно ломающийся «подвижной состав», постоянный рост стоимости ГСМ и ремонта техники. С другой - отсутствие возможности повышать стоимость проезда, чтобы покрывать этот рост. К этому следует добавить социальные обязательства: далеко не все маршруты являются коммерчески обоснованными, но что поделать – люди иногда живут в самых «медвежьих углах» и им тоже надо как-то добираться домой.

Разорвать этот порочный круг прежнему руководству не удалось. И, честно говоря, не очень понятно, как оно пыталось выйти из ситуации. Больше было похоже на то, что о развитии и перспективном направлении и думать забыли. Старались как-то минимизировать текущие проблемы и, как умели, затыкали пробоины.

Вот тут, собственно, кроется главный вопрос: насколько в сложившемся положении велика вина теперь уже бывшего руководителя, и есть ли в наших реалиях решение проблемы? Смена руководителя не означает, что на дорогах города появятся новые современные автобусы, а в новые районы проложат автобусные маршруты. Кстати, о маршрутах. Сегодняшняя система городского общественного транспорта устарела и совершенно неэффективна. Автобусная маршрутная сеть в Пскове не соответствует требованиям динамично развивающегося города. Псков, как бы странно ни звучало, достаточно привлекательный населенный пункт, куда стремятся жители прилегающих районов, из соседних регионов, с севера страны. Структура областного центра усложняется, увеличивается количество автомобилей, численность населения хоть и медленно, но растет.

Несмотря на то, что перемещения людей по городу становятся более активными и разнообразными, в областном центре по-прежнему сохраняется устаревшая модель работы пассажирского транспорта. Существующие автобусные маршруты не удовлетворяют сегодняшним потребностям псковичей, темпам современной жизни и не соответствуют росту объемов градостроительства. Изменения в схему внутригородских перевозок, которая формировалась еще в советские времена, вносились, но не системные. Между тем, маршрутная сеть требует постоянной корректировки.

Маршруты общественного транспорта не позволяют доехать не только до отдельных улиц, но даже до целых микрорайонов, вынуждая людей пользоваться личными автомобилями или добираться до пункта назначения пешком. Не только новые жилые массивы полностью выпадают из маршрутной сетки, но и по части старых городских улиц не проходят автобусы. К примеру, непонятно, почему улица Советская обделена общественным транспортом? Как жители с улиц Маргелова, Зобова, Инженерной или Юбилейной должны выбираться в город?

Наиболее остро стоит вопрос по новым районам. Когда застраивали микрорайон Борисовичи, никто не подумал, как будет организовано движение общественного транспорта по улицам Кузбасской дивизии, Владимирской и Никольской. В итоге застроили так, что автобус туда просто физически не может проехать. О чем думали «отцы города», согласовывая проект застройки микрорайона?

В результате чиновничьего головотяпства Борисовичи сегодня превратились в безобразное гетто, где все незастроенное пространство занято припаркованными автомобилями. И жителей можно понять, ведь до ближайшей автобусной остановки идти минут 20.

Сегодня в Пскове есть одна перегруженная транспортом стратегическая магистраль. Она начинается от Рижского шоссе, переходит в Рижский проспект, потом в Октябрьский и заканчивается Крестовским шоссе. По этой магистрали ежедневно передвигается огромное количество автомобилей и проходит большинство автобусов. При этом второстепенные улицы в маршрутной сетке городского транспорта практически не задействованы, и у людей нет возможности попасть на них, кроме как только дойти пешком или доехать на своем авто. Часть интенсивной транспортной нагрузки приходится на два моста – Ольгинский и 50-летия Октября. При этом мост Александра Невского почти не эксплуатируется.

Следующая проблема – это центр Пскова, который сегодня является транзитной зоной. По сравнению с другими микрорайонами плотность проживающего в центре населения гораздо меньше, и только 13% псковичей здесь работают. Однако почти половина горожан (47%) в силу предложенной схемы общественного транспорта каждый день просто проезжает через него. В итоге получается, что из-за отсутствия привлекательных альтернативных маршрутов в обход центра, почти половина жителей Пскова вынуждена двигаться через центр транзитом, чтобы попасть в другую часть города…

Вы спросите: ну, а делать-то что? Решение проблемы как-то не просматривается.

На самом деле, решение есть. Просто оно, как бы помягче сказать, болезненное. Но в ситуации с глубоко запущенной системной проблемой иного быть не может.

Обсуждая проблемы общественного транспорта, псковичи любят кивать на наших европейских соседей. В Пскове автобус – это средство сегрегации. В нем, как правило, едут те, кто не может себе позволить личный автомобиль. Автобус выглядит жутко не только снаружи - внутри он не лучше. Летом в нем жарко, зимой – холодно. 365 дней в году он грязный и вонючий. Другое дело – в соседней Эстонии: автобусы новые, чистые, оборудованы системой климат-контроля. Одно удовольствие ехать в таком.

Умные европейские градоначальники еще в прошлом веке раскусили градостроительный ребус. Число владельцев личного автотранспорта постоянно растет. Строить новые дороги в городах затруднительно, а в старых районах просто невозможно. Если не принять меры, город превратится в сплошные пробки и парковки. Выход из ситуации нашли простой: сделали общественный транспорт комфортным и удобным для городских жителей, чтобы логичным и осознанным решением было использование общественного транспорта, а не личного автомобиля.

На практике это выразилось в формировании принципиально новой маршрутной сети, основанной на актуальных потребностях людей. Автобусы на дорогах европейских городов по уровню комфорта мало чем уступают личному автомобилю. Применяются удобные и интуитивно понятные системы оплаты проезда. Расписание существует не только в теории, но и неукоснительно исполняется, потому что для общественного транспорта существует приоритет и выделенные полосы движения…

Но все это не про нас. Мы, псковичи, продолжаем жить в каменном веке урбанистики. Все организованно максимально бестолково. Грязный разваливающийся автобус устало тащится по центральным магистралям, застревая в общей пробке с владельцами личных авто. Какое уж тут расписание? В салоне автобуса злобные городские жители, обиженные на автовладельцев и на окружающий мир в целом. Кондуктор – этот постсоветский анахронизм – настойчиво прокладывает путь, наступая на ноги и требуя оплатить проезд… Кто-то с утра не почистил зубы и обошел стороной душ… Впрочем, последнее – это проблемы культуры личности.

А с остальным как-то придется разобраться новому менеджменту «Псковпассажиравтотранса». Реально ли? У меня на этот счет большие сомнения.

Восторгаясь автобусами в Тарту и Таллине, не будем забывать, что стоимость проезда в Эстонии сегодня равняется минимум 1 евро 10 центов. Обычный одноразовый билет стоит 1 евро 60 центов. Это, на минуточку, 130 рублей по нынешнему курсу. Штраф за безбилетный проезд – 40 евро. Сомневаюсь я, что псковичи готовы платить такие деньги за проезд в принципе.

Власть нам обещает, что в самое ближайшее время в Пскове появится совершенно новые автобусы. Хорошо бы. Но, во-первых, это никак не решает проблемы морально устаревшей сети автобусных маршрутов, а, во-вторых, совершенно непонятно, на какие деньги эти автобусы покупать. Городской бюджет беден, как церковная мышь. Если эти автобусы купит инвестор, то как он будет отбивать вложенные деньги? Рискнет поднять стоимость проезда, например, до 50 или до 100 рублей? Или дотаций из бюджета потребует? В альтруизм-то не очень верится…

Одним из наиболее вероятных вариантов развития сюжета в таком случае видится приватизация «Псковпассажиравтотранса», переход предприятия на коммерческие рельсы, полную рентабельность и самоокупаемость. Тогда возможны два варианта. Первый – назовем его «великолукским» – когда вместо нормальных автобусов перевозка людей будет осуществляться маршрутными такси. Второй – европейский – с новыми комфортабельными автобусами. Но и по европейским расценкам…

В общем, смена руководства «Псковпассажиравтотранса», вероятно, дает поводы к осторожному оптимизму. Всем понятно, что дальше так предприятие жить не могло. Но пока слишком много вопросов. Посмотрим, какие шаги предпримет новый менеджмент.

И последнее. Общественный транспорт – одно из главных условий развития туризма в городе и регионе. Чиновники у нас очень любят говорить о туристическом потенциале. Позволю себе закончить цитатой обычной туристки из европейского государства после поездки в псковском автобусе: «Надо сильно ненавидеть людей, чтобы так с ними обращаться…».

На этой грустной ноте я с вами и попрощаюсь. Надеюсь, до следующей недели.

Константин Калиниченко

опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек