Уроборос*

01.02.2019 11:00|ПсковКомментариев: 39

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная передача, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по понедельникам в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове». Автор и ведущий - Константин Калиниченко.

Слышу и знаю, друзья, давнишние ваши советы;
«Надо жену стеречь, запирать на замок». Сторожей-то
как устеречь? Ведь она осмотрительно с них начинает».

Ювенал  «Сатиры» (сатира VI, 340)

Страна, в которой мы живем, у трезвомыслящих граждан давно не вызывает иллюзий. Есть реалии, к которым мы вольны или приспосабливаться, или, как обычно советуют ура-патриоты, валить из страны. Тут все логично, не поспоришь.

Также и в политической жизни. Современная российская политическая система начала складываться в начале 2000-х. По сути, она мало чем отличается от старой советской - таков уж менталитет русского человека. Даже десятилетиями апробированная в цивилизованных странах почти идеальная конструкция, попадая в наши руки, после обработки все равно превращается в политбюро и ЦК КПСС…

Сегодня, надо полагать, система достигла апогея в своем развитии. И, уподобившись мифическому дракону Уроборосу, начала кусать себя за хвост. Дальнейшую сюжетную линию легко предугадать - от кусания собственного хвоста система перейдет к методичному пожиранию себя. Однако от аналогий предлагаю перейти к конкретике и детализации. 

Изображение Уробороса в алхимическом трактате 1478 г. Автор - Феодор Пелеканос

Не секрет, что любое государство в процессе развития стремится к бюрократизации. Этот процесс касается всех сфер общественной жизни и всех без исключения уровней.

Любое государство - это, прежде всего, бюрократия, здесь не следует питать иллюзий.

Государство стремится создать механизм контроля, по возможности, над всеми сферами жизни, кроме личного пространства человека. По сути это - борьба системы за выживание. И это нормально.

Но, как обычно, есть нюанс. В любом созидательном процессе есть проблема: как и когда остановиться. Четко уловить момент, когда это необходимо сделать, чтобы созданная заботливыми руками система не приступила к пожиранию самой себя.

Вот, к сожалению, отечественные демиурги бюрократической модели этот момент благополучно прохлопали. Что еще более тревожно, они продолжают и дальше креативить в этом направлении, хотя давно пора было остановиться, перевести дух и оглядеться по сторонам.

Как сегодня выглядит отечественная бюрократическая система. Подчиненная главной цели - тотальному контролю над всеми возможными сферами жизни общества, она для начала создала гигантский чиновничий аппарат. Не секрет, процент чиновников в России на душу населения сопоставим только с Китаем и Северной Кореей. Это уже не есть хорошо, но система на этом, как вы понимаете, не остановилась.

На втором этапе возник логичный вопрос: кто будет контролировать чиновников? Здесь уместно вспомнить известную формулу, которую вывел древнеримский поэт Ювенал. В переводе на русский язык она звучит так: «Кто будет охранять охранников»? Рано или поздно с этой проблемой сталкивается любая политическая система.

Неподконтрольный чиновник - это пострашнее обезьяны с гранатой, таких дел натворит, что потом неделями разгребать. Естественно, система создала контрольный аппарат и систему согласования решений. Так чиновник попал в зависимость от другого чиновника.

В таком формате система не развивается, а только лишь плодит и умножает бессмысленные сущности. Над первичными контролерами в дальнейшем появляется еще одна надстройка. И так до бесконечности. В результате получается, что на одного ответственного чиновника приходится добрый десяток контролеров и «согласователей». Каждый из которых не дает никакого полезного продукта и озабочен лишь сохранением места под солнцем. И потому всеми доступными способами пытается показать свою значимость.

В этой пищевой цепочке гнобление «младшего по званию» является обязательным условием. Своего рода априорной формой отношений и правилом игры.

В таких условиях любое решение чиновника становится поводам для санкций в отношении него. Суть и даже формальная правильность и логичность решения, по большому счету, совершенно не важны. Я - начальник, ты - дурак. Это, пожалуй, самая известная формула.  

К чему приводит такой расклад? А к тому, что чиновник просто перестает принимать решения.

Так проще, как правило, выгоднее и практически всегда безопаснее. Обратите внимание - сама система ставит чиновника перед неизбежным и изначально проигрышным выбором. Для примера можно взять нашу систему финансирования ремонта дорог, когда деньги на эти цели поступают глубокой осенью. Наивно полагать, что в Минфине не знают климатических особенностей Пскова. Стало быть, делают это целенаправленно. У чиновника при этом богатый выбор: вернуть неосвоенные деньги в бюджет и получить жесточайшие санкции по всей своей вертикали власти, или освоить в сжатые сроки с массой нарушений закона. И ждать, «прилетит» за такое решение или на этот раз пронесет.

В таких обстоятельствах, если есть возможность, чиновник перераспределит функцию принятия решения на другого чиновника. На канцелярском языке это называется системой согласования. На практике - похороны, возможно, важного решения в бесконечной бюрократической волоките.

Пару дней назад на  Псковской Ленте Новостей был опубликован материал, посвященный проблеме обслуживание в Пскове специальных желтых урн для собачьих экскрементов. Обратите внимание, как вся цепочка ответственных чиновников, не сговариваясь, сбрасывает с себя ответственность за решение этой, без сомнения, актуальной, но совершенно ничтожной проблемы. Это словами не передать, настоятельно рекомендую прочитать весь материал. Думаете, им сложно принять решение? Ничего подобного. Просто все они опасаются, что за принятое решение их сделают «крайними». И уверяю вас, так обстоит дело практически по любому вопросу.

Кстати, позавчерашнее псевдоминирование школ - еще один показательный пример чиновничьего безволия. Великая и ужасная антитеррористическая комиссия, прозаседавшая несколько часов, так и не смогла принять никакого решения, отменять уроки второй смены в школах или не отменять. И отдали это решение на откуп директорам школ. Хотя надо было всего лишь кому-то взять ответственность на себя. Но нет…

Мы и моргнуть не успели, как чиновник из сакрального статуса попал в группу риска и превратился в жертву на заклание. За исключением узкой касты неприкасаемых, над всеми висит дамоклов меч. Когда он упадет? На самом деле совершенно не важно - это всего лишь вопрос времени.

В этом плане, простите за не самое корректное сравнение, чиновнику хуже, чем даже представителю несистемной оппозиции. Те, по крайней мере, понимают, за что борются и ради идеи готовы идти на жертвы. Чиновник же по природе своей предрасположен избегать острых углов и склонен к конформизму. Он мало переживает из-за того, что в глазах народа стереотипно выглядит криворуким бездарем. Однако современные правила игры внутри касты, где за любой неосторожный шаг следует немедленная санкция, ему категорически неприемлемы.

Но, как сказал классик, «чиновник - существо адаптирующееся». Те, кто не желают подобного с собой обращения, уходят на вольные хлеба. Остальные кряхтят, стонут, но потихоньку привыкают и приспосабливаются.

Вероятно, за этим процессом достаточно любопытно наблюдать со стороны. К сожалению, все чаще приходится сталкиваться с этим в повседневной жизни. Приведу вам абстрактный пример. Впрочем, желающие и конспирологи могут подставлять имена и должности.

Допустим, некое вполне лояльное региональное СМИ желает позвать на прямой эфир руководителя органа исполнительной власти, чтобы он ответил на актуальные вопросы и прокомментировал повестку в рамках своей компетенции. Раньше для этого достаточно было набрать телефон этого чиновника, и, как правило, не возникало никаких проблем согласовать дату прямого эфира.

Но эти времена канули в лету. Теперь необходимо для начала связаться с руководством медийного блока в администрации. Те, в свою очередь, отправляются этот вопрос согласовывать с ответственными за внутреннюю политику. Далее, надо полагать, вопрос ложится на стол профильному вице-губернатору и руководителю аппарата. Даже простой комментарий для СМИ чиновники не готовы давать, пока не получат на это санкции сверху…

Все они сегодня боятся допустить ошибку. Перед глазами - примеры недавних коллег. Кому-то повезло больше, и они успели уйти «по собственному желанию». Кому-то не повезло, и он уйти не успел…

В такой атмосфере самое логичное поведение - сидеть и не высовываться.

Не принимать вообще никаких решений, чтобы потом не нести за них ответственность. Как выйти из ситуации? Для чиновника это даже не вопрос. Надо всего лишь подменить деятельность бурной имитацией таковой. Вместо реальных дел - бесконечные совещания, системы согласования, отчеты, отписки… Главное тут - сроки очередного отчета не пропустить, потому как иначе каратели из контрольного управления налетят похлеще «сталинской тройки».

А в сухом остатке - паралич системы принятия решений, который если еще не наступил, то уже не за горами. Что будет дальше? Об этом даже думать не хочется…

На этом сегодня прощаюсь. Надеюсь, до следующего четверга.

Константин Калиниченко   

* Уроборос - мифическое существо, свернувшийся в кольцо змей или дракон, кусающий себя за хвост.

опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 186 человек