Иногда ты ломаешь их об колено…

16.05.2019 12:41|ПсковКомментариев: 7

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове». Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

«… Но что поделаешь? Иногда ты ломаешь их об колено. Не потому, что они - долбаные кретины. Возможно, они отличные парни, с которыми неплохо выпить пивка. Наверно, в Касл-Роке других просто нет. Какая, нафиг, разница, если у тебя вообще нет выбора? Ты просто ломаешь их об колено, чтобы идти дальше, а не стоять с разинутым ртом, глядя на то, как твоя жизнь и мечты утираются мокрой жилеткой …»

С.Кинг «Кристина»

Давеча мне попеняли на то, что в моих текстах стало много критики власти. Конечно же, укорили и за то, что «таким умным» я стал аккурат после ухода с государственной службы. Мол, где же ты был раньше с этими умными мыслями?

Упрек, в какой-то степени, справедлив. Мундир, как известно, искажает восприятие действительности. Иногда, зная ситуацию изнутри, просто хотелось объяснить действия и мотивацию чиновников. Но, впрочем, хватит рефлексии.

Накануне больших майских праздников, когда политическая жизнь в городе готовилась замереть, а граждане уже собирались на все лады отдыхать, губернатор области Михаил Ведерников, в компании сити-менеджера Александра Братчикова и «главного по дорогам» Бориса Елкина, совершил веловыезд на местность.

Честно признаюсь, когда я прочитал материал про «велопрогулку» и жесткий разнос подрядчиков, отнесся к этому скептически. Подумалось - ну, показуха же вот это вот все. Прокатился «ареопаг» на великах, показали, с одной стороны, близость чаяниям простого народа, с другой, продемонстрировали на публике, что начальство и в выходной день «на посту» и держит руку на пульсе. Скепсиса, как это у нас принято в последнее время, добавил политико-медийный блок областной администрации, красиво продолбавший тему с велосипедом губернатора. В общем, если мыслить стереотипно, ситуация совершенно ничем непримечательная. Но я предлагаю посмотреть в глубину проблемы. И тут получается совершенно другой ракурс.


Фото из Instagram Михаила Ведерникова

Всем нам прекрасно известно, что строгость российских законов традиционно компенсируется полнейшей необязательностью их исполнения. Это, прямо скажем, ахиллесова пята России с давних времен, и совершенно непонятно, что с этой бедой делать. Так уж повелось, что законы в России - не для того, чтобы их соблюдать, а для того, чтобы их обходить. Этот принцип у нас едва ли не в культ возведен. Более того, даже законы многие пишутся, как мне кажется, с оглядкой на этот принцип.

Возьмем самый наглядный пример. Федеральный закон №44-ФЗ - базовый нормативный акт для абсолютного большинства государственных контрактов. Можно тут долго и упорно рассуждать о том, что условия контракта и техническое задание нужно прописывать так, чтобы потом не было мучительно больно и не возникало наивных вопросов. Это все верно.

Но в реальном мире основным параметром определения подрядчика для выполнения работ является цена. Закон прямо или косвенно подталкивает подрядчиков снижать цену. Если совсем упростить: между «дешево и сердито» и «качественно, но дорого» контрактная комиссия, при прочих равных, выберет «дешево и сердито». Не нужно тут питать иллюзий. Более того, если в качестве метода определения подрядчика используется электронный аукцион, то параметры качества работ и вовсе не важны - аукцион автоматически выиграет тот, кто предложит наименьшую цену.

Можно, конечно же, упрекнуть фирмы-подрядчики в том, что они идут на кабальные по сути условия и соглашаются на работы, заранее понимая, что придется экономить буквально на всем и прежде всего на качестве работ. Но что тут поделаешь? Иногда ты натыкаешься на золотую жилу. Иногда ты участвуешь в бизнесе только для того, чтобы оставаться на плаву.

«Подрядчики грустят»

Власть долгое время закрывала глаза на качество выполненных работ. Все, как говорится, все понимали, и в регионе имелся на этот счет некий «джентльменский консенсус» власти и бизнеса. Классическим примером такого консенсуса является, например, ремонт Ольгинского моста осенью 2017 года, когда асфальт подрядчик без малейших сомнений и колебаний укладывал в проливной дождь. В ответ на возмущение граждан и общественников, тогдашний начальник городского УГХ заявил, что технология соблюдена, а дорожная лаборатория не выявила отклонения от нормы. А что в итоге? Мост, как известно, кое-как пережил зиму и начал разваливаться прошлой весной. Сегодня он снова в заплатках. Народ, как водится, опять подержали за «дурачков».

И таких примеров – великое множество. В ноябре-декабре 2018 года снова случился у нас массовый ремонт дорог. Улицы Советская, Рокоссовского, Металлистов… Граждане, по традиции, возмущались, мол, куда же вы асфальт в ноябрьскую жижу укладываете? Подрядчики разводили руками, ссылались на контрактные обязательства. Городские чиновники разводили руками – что делать, деньги на ремонт пришли из Москвы вместе с первым снегом, не возвращать же…

По старому сценарию тут должен был бы, как черт из табакерки, появиться очередной «начальник УГХ», заявить, что «нормы в целом соблюдены, дорожная лаборатория нарушений не выявила». А то, что асфальт не простоял и пары месяцев – ну, это «переходы через ноль», землица русская не принимает асфальт и тд. Короче, по весне все эти свежеуложенные Советскую, Рокоссовского и Металлистов по традиции залили бы смесью гудрона и мелкого щебня. Так бы и жили дальше…

Ибо привыкли, что ничего не меняется. У нас ведь даже был целый депутат с «колобашечкой». Прекрасный проект «Убитые дороги Пскова», который привлек внимание президента страны. Какой-то эффект от всего этого был, но принципиально не менялось ничего. Люди привыкли справедливо возмущаться – власть привыкла соглашаться и закрывать глаза…

Но вот тут случился этот поворот. Действенность и реальные последствия субботней «велопрогулки» Михаила Ведерникова еще предстоит оценить. В зоне особого внимания – насколько слова не разойдутся с делом. Пока ситуация радует – компании, отвечающие за уборку города, стали более расторопны. Тут и там мелькает техника с логотипом подрядчика, чуть ли круглосуточно проводится влажная уборка города. Визуально, песка на улицах стало меньше.

Почивать на лаврах было бы совершенно преждевременно, да и петь дифирамбы тоже пока подождем. Но вот что хотелось бы сказать.

Давайте честно – мы все хотим, чтобы в плане дорог у нас было «как в Германии». Ладно, хотя бы как в соседней Эстонии. Но увы. Мне кажется, давно следует смириться с очевидным и признать, что у нас так не будет. Даже «как в Эстонии». По крайней мере, еще какое-то время. Почему? Какая, в общем, разница? Сегодня это, скорее, риторический вопрос.

Мы часто иронизируем на предмет того, что в России не работают даже физические законы, а все управление осуществляется в ручном режиме. Президент поехал и решил. Губернатор поехал и решил… Да, все это, вероятно, не правильно в 21 веке, а оппозиция из таких вот выездов не извлечет ничего, кроме стоимости очередного велосипеда.

В теории должно быть «как в Германии». На практике – либо вот так в ручном режиме «ломать об колено», либо, извините, никак. Что поделать – видимо, таков наш путь, такова, как говорится, карма. Правильно или не правильно – поздно уже рассуждать. Весна пришла – дороги развалились. Если опять сидеть в кабинетах, рассуждать о том, что «денег нет», то с места не сдвинемся. Так и будем разводить руками и горевать по поводу скудного бюджета и недоведенных лимитов.

Но в наших условиях это даже не вопрос метода. Это вопрос: «вам шашечки или ехать»?

Если тактика губернатора окажется эффективной – плевать, что об этом думают окружающие. Достойная цель, в конце концов, оправдывает средства. И я, и мы все хотим хороших дорог. Хотим чистый город. Хотим, чтобы город не выглядел, как будто накануне подвергся ковровой бомбардировке. Как это будет достигнуто – вот это вообще дело десятое. Мы все хотим видеть результат, приятный глазу. Этапы «великого пути» можно будет, ради спортивного интереса, изучить когда-нибудь потом.

Вот поэтому лично меня искренне радует, что губернатор взялся все это лично руками разгребать. Ну, просто потому, что иного способа что-то сдвинуть с мертвой точки сегодня объективно нет. Уж такие мы, видимо, люди.

Обратите, кстати, внимание на параллельно развивающуюся историю вокруг стадиона «Машиностроитель». Сюжет там был такой, что мы имели шанс совершенно неиллюзорно поиметь очередной «псковский долгострой», в один ряд с «Домом пионеров» и «Гостиницей Интурист». В лучших традициях, поставили телегу впереди лошади, а именно – сначала снесли к чертям старый стадион, потом начали думать, что неплохо бы построить новый. По ходу дела несколько раз отменяли аукцион на определение подрядчика и переносили сроки работ. То, что к Ганзе не успеваем, стало понятно даже наиболее ярким приверженцам «псковской олимпиады».

В обещания, что стадион построят к декабрю 2019, трудно было поверить, потому как на объекте и в рабочие дни едва копошились «полтора землекопа». Снова пришлось Михаилу Ведерникову «садиться на велосипед» (на сей раз в переносном смысле) и придавать ускорение подрядчику, параллельно объясняя прописные истины, в какое время суток какие работы вести.

А что делать, если система по-другому не работает? Тут можно изойти желчью и с пеной у рта доказывать, что это такой пиар губернатора. Да хоть бы и пиар. Пусть будет хоть трижды пиар, если это заставит подрядчика работать нормально, построить этот стадион вовремя и качественно.

Я честно скажу: было бы здорово, если бы такой «пиар губернатора» стал еженедельным. Город Псков остро нуждается в придании ускорения и видимых глазу изменениях. Если для этого нужно, чтобы губернатор области выезжал на велосипеде и в популярной форме разъяснял ответственным товарищам, что конкретно от них требуется – вот пусть так и будет. Если при этом «прольется слезинка» подрядчика – это ничего, мы как-нибудь переживем. Не до сантиментов. Лишь бы результат был.

Константин Калиниченко

опрос
Пользуетесь ли вы замедленными / запрещенными в РФ соцсетями и платформами?
В опросе приняло участие 81 человек