Чиновники и российский автопром

10.08.2023 15:59|ПсковКомментариев: 3

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

 

«Двигаться с высокой эффективностью в неверном направлении еще хуже, чем вообще никуда не двигаться»

Харуки Мураками «Хроники заводной птицы»

На минувшей неделе президент Владимир Путин заявил, что российские чиновники должны ездить на российских же автомобилях. Для страны это прозвучало как гром среди ясного неба. Государственные мужи на некоторое время впали в ступор, потому что езда на отечественном автопроме им только в кошмарном сне могла привидеться. Где это видано, чтобы солидное должностное лицо погружалось в недра какого-нибудь, прости господи, «АвтоВАЗа»? Да, говоря откровенно, не каждое лицо в этот «АвтоВАЗ» и поместится. А простой народ, наоборот, злорадно потирал руки, предвкушая, как высокопоставленные чиновники начнут кряхтеть и пыхтеть, пересаживаясь с комфортабельных японских и немецких иномарок в малоприспособленные для нормального человека российские авто.

Фото: Alexey Druzhinin / Pool / AFP 

Но музыка недолго играла. Недюжинные мастерство и талант решения сложных задач показал губернатор Калининградской области Антон Алиханов, первый нашедший выход из создавшегося положения. Цитирую: «Я давно езжу на отечественном автопроме. У меня сейчас калужский Volkswagen Tiguan, а до этого был Mitsubishi Outlander тоже российского производства». Так-то, дамы и господа. Если вы наивно полагали, что, привыкшие к комфорту в дороге, сильные мира сего пересядут на Lada Vesta или УАЗ «Буханка», то шах вам и мат от г-на Алиханова.

Но давайте разберемся, чего в идее пересаживания госчиновников на отечественные автомобили больше – патриотизма, протекционизма или популизма.

О патриотизме говорить, прямо скажем, не приходится. Сегодня почти невозможно точно установить государственную принадлежность конкретной марки автомобиля. «Вольво», например, шведский или китайский? Технически, наверно, еще шведский, а вот с юридической точки зрения – китайский, потому что производство легковых автомобилей «Вольво» с недавних пор принадлежит китайскому автоконцерну Geely. Можно привести десяток аналогичных примеров транснациональной коллаборации в автопроме, делающих национальную принадлежность конкретной марки авто весьма условной. Также и в случае с «АвтоВАЗом», где процент импортных комплектующих заметно выше 50%. Ту же Lada Vesta можно считать условно российским автомобилем лишь на том основании, что ее собирают в России. Но в таком случае совершенно прав калининградский губернатор, считающий российским собранный в Калуге Volkswagen.

Ок, отвлечемся от безнадежных попыток найти в этой идее нотки патриотизма. Может быть, речь о протекционизме? Чиновники будут вынуждены закупать отечественные марки автомобилей, что позволит запустить простаивающие конвейерные линии. Что ж, до некоторой степени это может помочь. Где-нибудь перезапустят производство и начнут там что-то собирать, электорату сообщат, что это что-то — российского производства. Вот только не очень понятно, зачем мы снова пытаемся обмануть себя и в XXI веке заново изобретаем колесо. Год назад с большой помпой объявили о возрождении российской марки автомобилей «Москвич». Трудно сказать, зачем это вообще было делать, потому что «Москвич» всегда был жалким подобием нормальной машины даже на фоне в целом не блещущих качеством, надежностью и комфортом советских автомобилей. Ей-богу, странно возрождать то, что у любого здорового человека вызывает рвотный рефлекс и естественное отторжение. Но итог превзошел самые пессимистические ожидания, когда выяснилось, что новый российский «Москвич», на самом деле, 100%-ный китайский JAC, где российского – только шильдики на капоте и багажнике. Что мешало просто запустить производство китайского бренда и не пытаться имитировать «отечественный автопром»?

Китайский JAC JS4 и российский «Москвич 3». Источник: youtube.com / @SergeyProDrive

Вот и получается, что номинально правильная идея оборачивается обыкновенным популизмом. Кто-то из ответственных чиновников уже бодро отчитался, что в ближайшее время будет реанимирован бренд «Волга». Да можно, наверное, и «Победу», и даже дореволюционный «Руссо-Балт» реанимировать. Написать концепцию реанимации, дорожную карту и на этом благополучно забыть, потому что все это – очередная пустая популистская затея. Любая попытка пересадить нашего чиновника в российское авто обречена на провал. Как это уже было четверть века назад, когда покойный Борис Немцов пытался заставить чиновников ездить на «Волге». Тогда, кстати, импортных соблазнов и вариантов было в десятки раз меньше, но все равно ничего не получилось.

Уверен, не получится ничего и в этот раз. Да и не нужно это. Давайте объективно посмотрим на ситуацию. Чиновник должен ездить на комфортабельном автомобиле – это аксиома. Отбросьте неуместный пролетарский гнев и влажные фантазии увидеть, как большие начальники претерпевают муки на заднем сидении горбатого «Запорожца». Чиновник, что бы о нем ни думали, в дороге тоже работает, а работать нужно в комфортных условиях. Наш автопром таких условий предложить не может – просто не производят в России нормальные «членовозы», кроме «Ауруса», конечно, но этот автомобиль только для политических небожителей.

И, на мой взгляд, главное. Задайте себе вопрос: чего вы хотите от современного российского чиновника? Чтобы он страдал и испытывал физические неудобства или эффективно работал на своем месте? Ответ очевиден. И вот я так думаю, что, если чиновник не справляется со своими обязанностями, то его гнать надо с занимаемой должности, а не рассуждать, в авто какого класса его пересадить. Ну а если он успешно справляется с поставленными задачами и приносит пользу обществу, так какая, к черту, разница, на чем он там ездит?

Константин Калиниченко

опрос
Нужно ли вернуть обязательное распределение молодых специалистов?
В опросе приняло участие 338 человек