Железный занавес: зеркальные меры?

21.09.2023 16:36|ПсковКомментариев: 7

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.


 

«Все, что в нас исчезает — даже если оно исчезает навеки, — оставляет после себя дыры, которые не зарастут никогда»

Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света»

Всю неделю, после того, как Эстония и Латвия запретили въезд в страну автомобилей с российскими номерами, идет бурное обсуждение, как должна ответить на этот недружественный шаг Россия и должна ли в принципе отвечать. Пока идут споры, к странам Балтии успели присоединиться Польша и Финляндия. А вчера правительство Норвегии – последней европейской страны, не закрывшей границу для российских авто – сообщило, что присоединится к запрету, вот только по срокам определится, скандинавы – народ неторопливый.

Фото: Jeff J Mitchell / Getty Images

Нет смысла обсуждать, насколько эта мера оправдана. Чем бы она ни была вызвана, речь идет не о точечных санкциях, а о системной попытке «отмены» России. Бьют наотмашь по национальному признаку. Европа перестала скрывать то, что давно было понятно – санкции, запреты и различные дискриминации введены в отношении всех русских, независимо от их отношения к СВО на Украине.

Если внимательно посмотреть на глобус в том месте, где проходит граница России и стран Европы, то легко понять – вокруг нас построили самый настоящий «железный занавес». Такой, о котором не мечтали советские вожди эпохи развитого социализма. Обычная практика псковичей, на выходные отправлявшихся на шоппинг в Тарту, Таллин или Ригу, сегодня кажется псевдонаучной фантастикой. Жителям Пскова теперь проще в Антарктиду попасть или Уругвай, чем в эстонские города, находящиеся от нас в паре часов неспешной езды.

Но вот вопрос – надо ли нам отвечать симметрично? Аналогично запретить перемещаться по России на автомобилях с эстонскими, латвийскими и финскими номерами? Турбопатриотическая общественность рвет волосы на груди, требует полностью закрыть границу с недружественными странами, закрутить эту крышку и вообще никого сюда не впускать, ни белых, ни красных. С такой инициативой выступил первый зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа, и у него очень много сторонников в разных слоях общества, в т.ч. в верхних эшелонах власти. О «зеркальных» мерах говорила, в частности, официальный рупор российского МИДа Мария Захарова.

К счастью, далеко не все, что инициирует депутат Чепа, и артикулирует госпожа Захарова, претворяется в жизнь. Нам совершенно не следует отвечать в данном случае ударом на удар, руководствуясь юридическим принципом Талиона «око за око». Объясню, почему.

Прежде всего, как бы ни было сложно в этой ситуации, нужно включить здоровый прагматизм. Практика доказала, что все подобные «зеркальные меры» в виде выстраивания каких-то «железных занавесов», демаркационных линий по 38-й параллели и прочих Берлинских стен негативно работают в обе стороны, но хуже приходится той стороне, которая, образно говоря, в меньшинстве. Так это работало в ситуации Западной и Восточной Германии, работает в случае Южной и Северной Кореи. Не надо питать иллюзий и бравировать нашей особой устойчивостью к неприятностям – «новый железный занавес» бьет, в первую очередь, по нам. Запад давно самодостаточен, по крайней мере, без России он точно проживет. Вспомните, как прошлой осенью ура-патриоты радостно потирали ручонки, дескать, сейчас наступит зима, и этот проклятущий коллективный Запад замерзнет к чертовой матери. И что? Не замерзла Европушка, вполне годно перезимовала. И еще не раз перезимует, тут не может быть двух мнений. Да и черт бы с ней, пусть зимует, как ей вздумается, у нас своих проблем хватает.

Нужно это осознать в своей голове – закрытие границы с Польшей, Финляндией и Норвегией означает, что с европейской стороны мы оказываемся в «консервной банке». Конечно, остаются сложные логистические маршруты, куда-то можно долететь на самолете. Но, если посмотреть объективно, а также на цены подобных вояжей, то становится ясно, что с таким же успехом можно путешествовать по Северному морскому пути или на атомных подводных лодках.

Важная ремарка, забыл об этом сказать в начале текста: те, кто убеждены, что нафиг нам эта Европа, даром не нужны эти Эстонии, Латвии и прочие Финляндии – сделайте одолжение, пройдите мимо этого текста, посмотрите свежий выпуск шоу Соловьева-Киселева. Во избежание нервного срыва и болезненных ощущений ниже поясницы. А для тех, кто понимает, что Россия и Псковская область в частности – это неотъемлемая часть европейской цивилизации, я продолжаю.

Давайте заглянем на несколько лет назад, в нашу совсем недавнюю историю. Ведь не прошло и 10-15 лет с момента, когда у нас планировалось открыть регулярное судоходство по маршруту Псков-Тарту. Когда министр Лавров и его эстонский коллега Урмас Паэт на полном серьезе обсуждали вопрос безвизового режима между Россией и Евросоюзом. А сегодня у нас какой-то невероятный откат во времена, о которых мне даже и не вспомнить.

Такие времена, что у нас снова «железный занавес», «ледниковый период» в отношениях с соседями. Воинствующий идиотизм сегодня, что непривычно, проистекает с западной стороны. Это прискорбно, очень многие русские, убежденные в правильности старой европейской системы ценностей, какой мы ее представляли до 2020-х годов, сегодня растеряны и разочарованы. Европа привлекала уважением к частной собственности, четкому следованию норм права и безукоризненному соблюдению гражданских прав. Ну, как Джон Локк и Томас Гоббс прописали в XVII веке. И все это в течение одного гребаного года смыли в ватерклозет. Чертовски жаль и очень обидно видеть такой вопиющий, хрестоматийный идиотизм в исполнении, как многим казалось, самой продвинутой части мировой цивилизации.

Но что нам делать? Нужно ли, в рамках пресловутых зеркально-симметричных ответов, громко выступить с аналогичными мерами. Нельзя. Просто потому, что, когда один собеседник включает идиота, совершенно лишнее отвечать ему тем же. Не нужно России сегодня мериться длиной дряблых величин и демонстрировать, что мы тоже можем быть злобными дураками, нервно реагирующими на провокации. Если один из соседей нагадил под нашей дверью, не следует гадить в ответ. Конкурс «кто из нас двоих точнее выстрелит себе в ногу» — не лучшее, в чем можно принять участие в сентябре 2023 года.

Не хотел, но вынужден говорить о банальных вещах. О том, что на кордоне всегда так бывает, что семьи живут по разные стороны государственной границы, не важно, идет речь о Кулье и Вярска или об Эльзасе и Лотарингии. О том, что могилы предков расположены по обе стороны границы. О том, что народ сету, коих насчитывается крайне малое количество душ, живет как раз на границе, в буквальном смысле слова. Сету живут в Изборске, Олохово, Вярска, Саатсе. И что им теперь – сдохнуть, не видя своих родственников-соплеменников, живущих от них в паре десятков километров? И вообще в XXI веке такой подход – это, простите, какое-то мрачное Средневековье, когда вы разделяете родственников с могилами предков по национальному признаку. Дикость и варварство.

И дальше-то что? Займемся взаимной депортацией тех, у кого русские и эстонские фамилии? Устроим обмен этнического населения поштучно, как между Грецией и Турцией после Первой мировой войны?

Давайте хотя бы по одну сторону баррикад сохранится здравый смысл и разум, раз уж с другой стороны возобладали сиюминутные варварские практики. Это все – политическая шелуха, пройдет время – все вернется на круги своя. Что бы мы ни думали об эстонцах, а они о нас, нам тут и дальше жить бок о бок – нет другого варианта. Чем дальше мы сегодня, извините, разосремся, тем сложнее потом будет наводить мосты. Так давайте сохраним остатки разума, не будем поддаваться конъюнктурному гневу и подумаем о будущем. Быть может, мы до него и не доживем. Но наши потомки доживут. И, если мы в сентябре-октябре 2023 года включим голову и поступим прагматично, они нам потом скажут огромное человеческое спасибо.

Константин Калиниченко

опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 26 человек