Вопрос на засыпку

21.06.2015 15:13|ПсковКомментариев: 20

Листая на днях монографию «Управление региональной конкурентоспособностью» вологодского автора А. С. Барабанова, обнаружил среди прочего интересную статистику по Псковской области. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 2000 по 2011 годы упала у нас едва ли не сильнее всего по Северо-Западному округу. А среднедушевые денежные доходы за это время выросли более чем в 10 раз, лучше показатель только у Ленинградской области. За этот же период внешнеторговый оборот приграничного региона увеличился всем соседям на зависть – в 11 раз, с 200 долларов на душу населения в год до 2 тысяч 200. Рост исполнения регионального бюджета на одного жителя тоже весьма достойный – третье место по СЗФО. Изменение объема грузоперевозок в расчете на одного человека оказалось существенно выше, чем в среднем по России – 131,3 % против 104.

А вот сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий области (то есть их прибыль минус убыток) просто смешон – 1,5 тысячи рублей в год на человека в 2011 году, что к тому же более чем в два раза меньше чем в начале тысячелетия. Для сравнения: аналогичный показатель в Новгородской области – 36,8 тысяч на человека, в Калининградской – 20,3 тысячи. Да, есть регионы, которые вообще имели убытки в 2008, 2009 или 2011 годах, зато в другие годы у них выходило столько, сколько нашему региону и за весь период не наскрести.

Кстати, отставание по упомянутому показателю от общероссийского у Псковской области резко увеличилось. Если 15 лет назад разница была всего в 8 раз, то в 2011 – в 33 раза.

При этом инвестиции в основной капитал все «нулевые» росли примерно общероссийскими темпами (весьма, кстати скромными даже на фоне большинства государств СНГ), хотя абсолютные их значения выглядели и выглядят более чем скромно. Показательно и то, что наша область все это время постепенно поднималась в рейтинге регионов Северо-Западного федерального округа с наивысшим уровнем безработицы и в 2011 году заняла, наконец, первое место. Если в 2000 году доля безработных у нас была примерно такая же, что и в среднем по России, то в итоге мы превысили среднестатистический уровень почти на 50 %. Вероятно еще один связанный факт – это лидерство в СЗФО по числу людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Несмотря на почти троекратное сокращение обладателей таких «доходов», а также годы борьбы за белые зарплаты, Псковская область сохранила за собой второе место.

Интересно, что при всем при этом сводный коэффициент уровня конкурентоспособности региона, хотя и остается низким, но регулярно подрастает.

То есть, не все так плохо. С точки зрения статистики и макроэкономических показателей.

Да, областной центр становится чище. Да, в нем больше появляется пусть и жутко стандартных, но относительно ухоженных мест. Здесь строятся новые гостиницы и дома, ремонтируются старые, а здание на ул. Калинина, которое, казалось вот-вот рухнет, вдруг оказалось замечательно отреставрировано. Да, поля, хотя и очень медленно, но опять начинают обрабатываться. По этим полям, правда кое-где, но начинают вновь ходить приятного вида коровы.

Если все это сравнивать с лихими девяностыми, когда издыхающие остатки советского хозяйства вызывали интерес только у бандитов и чудаков, то безусловно улучшения здесь налицо.

Но обязательно ли сравнивать с худшим? Что если посмотреть на лучшее? Например, на времена, когда, не стесняясь можно было показать поля, засеянные всем на свете, когда под Пушкинскими Горами конца не видно было посадкам клубники. Когда про псковский лен можно было не только прочесть, но и увидеть его практически на каждом шагу. Когда слово совхоз-миллионер никого не удивляло. Когда обучение инженеров шло не на пальцах, а на самых настоящих промышленных предприятиях, где хотя и стояло часто заграничное оборудование, но технология была собственная.

Можно сравнивать с другими регионами, где, как и у нас тоже не все благополучно.

Коллега по работе, вернувшаяся недавно из отпуска в Анапе заявила, что больше всего ее поразили там три вещи. Это обработанные и ухоженные поля и виноградники, сопровождающие путешественника вдоль дорог в Краснодарском крае. Это улицы тамошних городов, которые буквально вылизывают до блеска, причем не какие-то чудо-машины, якобы делающие за человека всю работу, а дворники, вооруженные, правда, не каляной метлой, а мойками высокого давления и щетками. И то, что там, на юге, Псков знают. Вернее, не Псков, а Александра Невского. То, что он недалеко от Пскова в 1242 году разбил войска Ливонского ордена…

А вот отзывы о самом городе воинской славы – Пскове, – не всегда лестные. «Город хороший, но очень запущенный, и памятники в плохом состоянии», – так или примерно так говорят не только избалованные европами питерцы, но и менее привередливые белорусы, и жители Поволжья. Даже студенты из столицы Туркмении заявили недавно: «Когда мы приехали сюда в позапрошлом году, было впечатление что попали в конец 1980-х».

Понятно, что все это может быть субъективно. Что субъективно любое сравнение с любыми параметрами. Даже статистика и та субъективна, так как последнее слово всегда за интерпретацией.

Все вышесказанное было вовсе не для того, чтобы в стопятьсотый раз заявить, мол, все плохо, все пропало. Вовсе нет. И людей хороших у нас хватает, и делают они хорошие вещи. И плохие люди даже вопреки желанию нет-нет да и сделают что-то хорошее, в очередной раз материализуя то, о чем писал Достоевский, что поле битвы между Богом и сатаной – сердца людей.

То есть дело-то не в показателях и даже не в том, что там говорят о нас другие. Дело в конкретной позиции посреди этой битвы. Потому что только эта позиция в итоге и остается. Она и есть тот самый результат, которого сегодня все так жаждут.

Поэтому я никак не могу уяснить, чего хотят добиться люди, уже не одно десятилетие провозглашающие фактором развития области дешевую рабочую силу. Глядя на многочисленные презентации, буклеты и меморандумы, ясно пока только одно: люди, от которых зависят жизни многих других, даже неясно к кому обращаясь, говорят что-то вроде того – у нас есть кое-какие полезные ископаемые, есть некоторые другие ресурсы и есть люди, которым не надо много платить. Приходите к нам. Несите свои деньги.

Господа, нельзя так! Никто и никогда ничего путевого с таким подходом не создал, не построил государства, не оставил доброй памяти. Почти все что вы предлагаете – по сути, продажа доставшегося вам по случаю.

Да, глобальный аукцион – тенденция современности, причем не только в масштабах России. Да, так в той или иной степени делают все. Да, мир остывает. Но вы же стремитесь делать что-то настоящее, за что не будет стыдно ни вам, ни вашим современникам, ни вашим детям?

Или нет?

Константин Шморага

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 92 человека