О «Школе России» замолвите слово

09.09.2015 12:45|ПсковКомментариев: 34

Как говорится: «Пока сам не испытаешь - не поймешь». Вот и жалобы родителей школьников на откровенную бестолковость школьной программы раньше не воспринимались мной всерьез, мол, учились сами, знаем.

Но когда мой ребенок пошел в школу, хватило неполной недели для того, чтобы понять, насколько другие родители были правы. Это при том, что и школа хорошая, и учитель не болен интерактивным сюсюканьем.

Началось все со знакомства с ценами на учебники и учебные тетради (их выдала в пользование школа, но так, для себя, полюбопытствовал). Фантастика! «Где прокуратура и ФАС?» - было первым, о чем подумалось. Я не верю, что книга из 150 страниц в мягком переплете, весьма средней полиграфии может стоить 400 рублей при тираже 150 тысяч экземпляров. Не верю! А вот «Азбука» от издательства «Просвещение» именно столько за одну часть и стоит в одном из книжных интернет-магазинов. Или рабочая тетрадь по математике того же издательства: 268 рублей просят за две ее части по 48 страниц каждая и тираже 200 тысяч экземпляров. Это как?

Я понимаю, что учебниками сейчас обеспечивает государство, а оно, как говаривал товарищ Бунша, не обеднеет. Но таки хочется знать, зачем платить немалые деньги за сомнительные, пусть и рекомендованные министерством образования, вещи.

Почему сомнительные? Да потому что программа «Школа России», рожденная в недрах министерства, и цены на учебники которой были приведены, не сбалансирована уже с самого начала. Например, учебник «Азбука» предполагает, что в классе есть как читающие, так и нечитающие дети. Наличие прописей подразумевает, что письму первоклашки еще не обучены. А вот учебник «Окружающий мир» на одном из первых уроков сходу предлагает такое задание: «Вместе с родителями напиши, какие народы живут в твоем крае». Помимо некоторой нестыковки в оценке умений учеников, возникает вопрос: кто, где и как объяснит детям, что такое народ? Ведь не считать же за таковое пассаж вроде «народы отличаются друг от друга внешностью, одеждой, религией и т. п.», из того же «Окружающего мира». Ведь даже если эти слова и имеют отношение к понятию «народ», где тогда объяснение слова «религия»? Как понять тогда, почему русские, греки, болгары, сету - разные народы, хотя и одной веры?

И с каких пор язык непричастен к бытию народа? Почему язык - важнейшая составляющая его мировоззрения - вообще не включен в этот список? Что этим хотели сказать составители?

Кроме того, учебник предлагает нарисовать какой-либо народный костюм (а где взять образец-то?), хотя предмет «Изобразительное искусство» еще только пытается научить детей что-либо изображать. Даже самому далекому от народного костюма человеку известно, что основа этнической одежды - детали, на первый взгляд, мало уловимые. Этого учебная программа первокласснику не объясняет. Так зачем заниматься профанацией?

По мнению авторов учебника, и тех, кто утверждал программу «Школа России», в стране живут в первую очередь русские, татары и евреи. Отличный поворот. А где украинцы, армяне, башкиры, чуваши, белорусы? Не сочтите меня кровавым антисемитом, вопрос чисто статистический, но почему указаны евреи, которые согласно переписи населения по численности на 33 месте, а не лакцы (31) или немцы (23)?

Каков принцип отбора и сочетаемости информации для учебников данной программы, не понятно. И как все это проходит через целое министерство, всеразличные управления и департаменты? Детей у них там, что ли нет?

Также как непонятно, отчего задания не предполагают самостоятельного выполнения учениками. Нет, как любой нормальный родитель я только «за» помочь своим детям сделать уроки. Но категорически против того, чтобы взрослый делал это вместо ребенка, к чему фактически толкает нынешняя учебная программа. Смысл учебника - систематизировать первоисточники, указывая на них, облегчая их поиск и работу с ними. Он не может быть вместо первоисточника. Тем более он не должен наталкивать на мысль: «А не скачать ли с интернета?»

Кстати, пресловутая связь с реальностью в учебной программе хромает на обе руки и ноги. Сейчас осень, детям, тем более первоклашкам, листики бы желтые сушить, смотреть, как пауки плетут паутины, да за птицами наблюдать: кто улетел, кто остался. А им ни с того, ни с сего предлагают народные костюмы рисовать.

Вот и получается, что учиться - это скачать с интернета, а для души - для души дело совсем другое. И все это - «Школа России».

Константин Шморага

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 92 человека