Трава по пояс

27.11.2015 11:38|ПсковКомментариев: 13

Наверное, многие, прочитав новость о поезде Санкт-Петербург - Псков, который любимые всеми РЖД запускают аж целый раз - 31 декабря, испытали не очень хорошие чувства. И не потому, что железная дорога (хотя какая это железная дорога - так, офисная высотка) просто решила срубить денег на предновогоднем пассажиропотоке. Практически беспроигрышно выбрали один из самых загруженных дней, когда «пскопской да вицебский народец питерский» массово тянется к корням. Самое неприятное здесь в напоминании - что Псков, а тем более область, все больше становятся российским захолустьем, куда даже нормальный транспорт почти не ходит.

Рост количества туристов в регионе пускай тут не смущает: вездесущие охотники до новых ощущений едут даже в заброшенные города, дабы утолить голод новых ощущений. К тому же в основном притягивает их в Пскове и его окрестностях то, что было создано несколько столетий назад и вовсе не нами.

Но совсем еще недавно псковский вокзал, а также вокзалы Дно, Новосокольников, Великих Лук были весьма оживленными. Поезда на Питер, Москву, Ригу, Вильнюс, плюс множество пригородных маршрутов создавали не только любимую многими движуху. Всей этой благодатью пользовалась уйма народу. Частенько даже в середине недели поезда, в том числе пригородные, ходили под завязку заполненные самой разношерстной публикой.

Помниться когда в нулевых отменяли льготы, перевозчики писком пищали, как это хорошо, теперь, мол, заживут все. Некоторые договаривались даже до того, что вот, наконец, подвижной состав заменим, и все будет блестеть и переливаться.

Потом начались странные вещи. Пригородное сообщение оказалось жутко нерентабельным. Междугородное тоже. Расписание стало откровенно колбасить. Вместо традиционного утреннего прибытия в Петербург предложили непонятное вечернее. Народ волей-неволей стал ездить маршрутками… Теперь маршрутки - основной транспорт не только внутри области, но и между Псковом и Петербургом.

Спору нет - поначалу частные автоперевозчики предложили невиданный по тем временам сервис: относительно новые машины, чистые (!) подголовники, заменяемые почти каждую поездку, возможность бронирования по телефону, возможность сесть в микроавтобус и выйти из него на многих городских остановках. Да и небольшое количество пассажиров тоже было плюсом.

Сегодня от всех этих преимуществ практически ничего не осталось. Хотя и утверждается, что микроавтобусы новые, но они уже насквозь пропахли тысячами пассажиров и дорожной пылью. Подголовники - сперва чистые, затем подголовники вообще - остались в прошлом. Бронированием сейчас никого не удивить. Так как маршрутки стали фактически безальтернативным видом транспорта, едва ли не каждый рейс забит народом почти под завязку. Да и цена за поездку серьезно выросла.

Как бы ни ругали РЖД, и как бы ни было это справедливо, за последнее время качество их услуг существенно выросло. Говоря коротко, стало чище и спокойнее. Даже в сидячих вагонах давно продают чай, кстати, иногда довольно хороший. При этом прежние плюсы никуда не делись: по-прежнему много места и по-прежнему ж/д транспорт один из самых безопасных и душевных.

Только вот Пскова все это не касается. Каждый день ходит только поезд до Москвы. Один. Иногда отправится какой-нибудь пригородный состав. Более-менее регулярно проезжают мимо грузовые. Теперь вот раз в год будет приезжать поезд из культурной столицы.

Чуть не забыл - теперь у нас летают самолеты до Москвы и Петербурга. Несколько раз в неделю.

И по все более забитым и от того все еще разбитым дорогам едет все больше машин и кибиток, которые даже с приставкой «комфортабельные» кибитками и остаются.

В общем, очень хочется возвращения нормального поезда до Петербурга. Чтобы можно было в дороге при желании отдохнуть или, наоборот, пройтись. Или просто посмотреть в окно не на мелькание встречных машин, а на естественный пейзаж, пусть иногда и унылый.

Вот из нетранзитного и неприграничного Новгорода до Питера ходит целых два поезда, что очень удобно.

Немного не по теме, но почему бы не вспомнить давнюю практику туристических поездов? В наше время, конечно, речь пойдет скорее о туристических вагонах, но все же. Стилизовать вагон под начало – первую половину ХХ века, одеть соответствующе проводника. Первый туристический объект — Витебский вокзал, затем сам вагон, следующий — псковский железнодорожный вокзал, далее — по списку. Почему нет?

Впрочем, это тема для тех, кто инфраструктурными проектами занимается. Мне бы пока просто удобно до Питера доехать. На поезде.

Ведь Псков не такая уж и дыра.

Константин Шморага

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 92 человека