А Германа все нет

21.01.2016 09:45|ПсковКомментариев: 13

Как интересно совпало: стоило сегодняшнему президенту Сбербанка (который перестал быть Сбербанком России, став просто Сбербанком) и экс-министру правительства (которое пока еще правительство России) Герману Грефу сделать заявление о необходимости радикальных реформ в отечественном образовании, как почти тут же Общественная палата страны доложила о наличии ошибок в школьных учебниках.

Очень хочется надеяться, что события эти - не результат начавшегося где-то наверху окончательного наступления на остатки нашей образовательной системы. Было бы куда лучше, если бы это стало результатом противоположных процессов. Например, государство решило, наконец, нужны ли ему вообще детские сады, школы и вузы. Пока ответ совсем не очевиден, а с точки зрения рядового воспитателя или преподавателя, скорее нет, чем да. Если же все-таки государству зачем-то нужны все эти учреждения, то в первую очередь хотелось бы знать, зачем. При этом слова вроде «модернизация», «оптимизация», «интернационализация» и т. п. нужно сразу опустить. Как и разные объяснения из чисто экономического лексикона.

Пока наше образование больше зависит от громких заявлений людей типа Грефа, которые сегодня занимаются прожектами в правительстве, а завтра управляют чужими деньгами, нежели от аргументов ректоров ведущих вузов и ученых. Последние - вообще люди весьма скромные. Вряд ли возможна ситуация, чтобы господин Садовничий, или господин Алферов, стали бы столь авторитетно и категорично высказываться о состоянии банковской системы России или о том, чего от нее больше: пользы или вреда.

Если же обратиться к словам самого Грефа, то они, как и многие громкие заявления, страдают, по моему мнению, не просто непоследовательностью, а бессмысленностью. Итак, один из создателей «государства-дауншифтера» (по мнению Грефа, это и есть Россия) заявил, что «мы пытаемся воспроизводить старую советскую абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний».

Здесь президент банка абсолютно неправ. В России нет и не предвидится советской системы образования. Первая причина самая банальная - доступность. Образование и в СССР не было бесплатным, так как каждый выпускник обязан был отработать по распределению несколько лет там, где скажут. Детские сады и даже часть школ финансировались предприятиями и отраслями. Но всё это было весьма рационально устроено, по крайней мере, управлялось разумно, и хотя бы по этому показателю на голову превосходит современную систему администрирования и финансирования образования. Что во многом и определяет доступность.

Кроме того, советская система ничего в детей не напихивала. Разве что идеологическую нагрузку. Впрочем, не Грефу на это пенять: слово «дауншифтер» - чистой воды идеология. Как раз здесь почти стопроцентное сходство «негодной советской» и современной российской ситуации: если дипломированные инженеры и кулибины-самоучки тогда и оставались в тени, то вовсе не из-за плохого образования, а из-за усилий различных функционеров, вполне безответственно решавших что нужно, а что не нужно советскому обществу. Современный нюанс лишь в том, что на место функционеров пришли профессиональные чиновники и банкиры, которые руководствуются не партийной дисциплиной, а соображениями выгоды, рассчитываемой в самом коротком временном отрезке.

Даже если вдруг согласиться, что в детей напихивали огромное количество знаний, то напихиваемое не изобиловало таким количеством ошибок и пустоты, какие дают современные учебники, а язык, которым излагался предмет, был чрезвычайно понятен. Сейчас же родителям приходится проверять учебники на ошибки. В некоторых, правда, изъяны найти крайне сложно. Но это или из-за жуткого языка изложения, или, как в случае с «Окружающим миром» для первого класса (программа «Школа России»), потому что там вообще почти никаких знаний не содержится, вода водой.

Кстати, утечка мозгов, на которую сетует экс-министр, является косвенным подтверждением, того, что отечественное образование не отправилось ко дну, несмотря на все эксперименты министерств и ведомств. Без некоторой помощи даже самая светлая голова скорее всего угаснет или хотя бы израсходует уйму сил на преодоление того, что вовсе и не нужно. Например, тех же лишних знаний.

Отечественному образованию знаний-то как раз и не хватает. Причем знаний самых простых и фундаментальных. Ведь в отличие от «негодного советского» (а также его прародителя - образования Российской империи и еще дальше - германской системы науки и образования), сейчас в школе настолько увлеклись методикой преподавания, что на сами предметы времени практически не остается. В вузах ситуация похожая - обучение все больше идет по вторичным источникам: методичкам, презентациям и т. п.

Не хватает в образовании и дисциплины. Из-за финансового фактора сейчас не то что в школе неуспевающих проблематично отчислить, но и в вузах. Хотя еще лет пять - семь назад со студентами такой проблемы не было.

Трудности и с родителями. Если раньше на тех, кто плохо следит за учебой своего детища существовали четкие меры воздействия, теперь ничего подобного нет. Больше того, достаточно грамотно устроить скандал, и лентяй и балбес вдруг делается середнячком и хорошистом.

Старое понятие честь, которое во времена СССР было заменено той же партийной дисциплиной, сейчас полностью вытеснено отчетными показателями, прежде всего финансовыми. Выпускник-бездарь или выпускник-двоечник никого ничуть не смущает.

Ну и конечно засилье канцеляризма и чиновничества в образовании просто всепоглощающее. Это - бич сегодняшнего дня. Как говорил Иван Василевич Бунша, «Вот закончится квартал, тогда и разводитесь, сколько вашей душе угодно», происходящее по существу не то чтобы не интересует администратора или менеджера, на разбирательство в этом у него не хватает ни базовой подготовки, ни, главное - времени, да и результат его работы измеряется совсем в другой - количественной, - плоскости.

Вот если б Герман Оскарович за эти вопросы взялся, цены б ему тогда не было. Но это не его размер, наверное. Масштаб не тот, слишком рутинно.

Поэтому приходится нам, как бы радикально нас не реформировало.

Константин Шморага

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 92 человека