Герой не нашего времени

01.09.2017 19:37|ПсковКомментариев: 11

В этом году исполнилось двадцать лет фильму «Брат». Фильму, замечательному и своими актерами, и манерой, и, конечно, режиссером. Фильму, каких мало в принципе.

Серые, гнущие к земле дни поздней осени, да еще и в Ленинграде-Питере вкупе с могучей атмосферой первобытного хаоса, хаоса не физического, а человеческого. Но несмотря на это, никакой безнадеги, никакой позы художника-интеллектуала, с недосягаемой высоты рисующего картину широкими мазками. Что, кстати, очень испортило «Левиафан» Звягинцева. Балтийская мгла и грязь мегаполиса отступают перед первым снегом на выходе-выезде из города, а кроме разномастных бандитов, которые всего лишь приспосабливаются к обстоятельствам, и поколения некст, которое всего лишь ситуацией пользуется, есть немец Гофман, водитель-дальнобойщик и сам Данила. Вот они-то живут независимо от ситуации, их больше интересует вопрос о будущем, а, значит, о прошлом и настоящем. Вагоновожатая Света — отголосок женщины в русских селеньях — вполне могла бы оказаться в их числе, но, как и ее трамвай, она не мыслит себя без рельсов.

Многие коллеги покойного Алексея Балабанова отмечали его сильное мифотворчество. Миф ошибочно приравнивают к идеологизированности и пропаганде, здесь разница принципиальна: в центре мифа осмысление сути бытия, чего напрочь нет ни у идеологии, ни у пропаганды.

Взять хотя бы национальный вопрос, за который много и несправедливо досталось и фильму, и режиссеру. В «Брате» нет ни намека на упрощение в духе толстовского мужика-богоносца и его более примитивных версий вроде великоукров, национал-либералов и неоязычников, общий корень которых в кознях Татарина-Виктора, который вместо своей башки рискует башкой родного брата ради собственного прибытка. Обидное, но справедливое в той ситуации «не брат ты мне, гнида черножопая» — вовсе не рецепт решения межнациональной проблемы. Так же, как про евреев, которых герой «Брата» не то чтобы не любит, а именно «как-то не очень». Без особых подробностей. Впрочем, в «Брат-2» все прояснил Куйбышев, произнеся крылатое «Мы, гусские, не омманываем дгуг дгуга».

Все это не призывы к розни, не унижение по национальному признаку, а простая констатация факта, что тот, кто «вместо отца был», остается таковым даже после подлости, которую совершает. Тот же, кого я впервые вижу, первый встречный и есть, и отношение к его поступкам и тем более проступкам другое. Системно-правовая шкала здесь не применима, так как миф и образующие его предельные понятия правды, справедливости, начала и смысла в принципе не систематизируются без сохранения своего содержания. А пресловутая политкорректность работает тогда только, если ни отца, ни вместо отца — никого не было. Если нет ни начала, ни цели, ни смысла.

…Россия изменилась. Все стало быстрее. Мост лейтенанта Шмидта вновь стал Благовещенским, и по нему, как и в самом начале, снова не ходят трамваи. Уличные телефоны в зеленых будках, по которым и правда было почти ничего не слышно, тоже редкость. Сенной рынок совсем другой. «Запад нам поможет» перестал быть лейтмотивом государственной политики и выражением чаяний граждан. Милиция стала полицией, а неудавшиеся бандиты ушли из нее кто на гражданскую службу, кто в Америку.

Порядка стало больше. Но героя вроде Данилы не хватает. Нет, не потому, что он такой крутой и сильный. Просто порядок и прогресс не добавляют смысла. А люди, которые живут и действуют не потому, что это полезно, выгодно или все так делают, а потому что по-другому нельзя, потому что они правду ищут, всегда будут восприниматься героями. Даже если они вовсе не круты, даже если похожи не на Данилу Багрова, а на безымянного сталкера из фильма Тарковского. Потому что они ищут главное. Наверное поэтому последний фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу» получился таким.

Константин Шморага

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 92 человека