Простые вещи

11.08.2010 11:24|ПсковКомментариев: 9

Предложения по изменению жизни в России условно можно поделить на два типа. Первые – прямые родственники политических реформ, инноваций, модернизаций и прочих номенклатурных штампов. По своему смыслу они похожи на ямочный ремонт или производство средств производства. Модернизируй модернизированное, исправляй исправленное, грабь награбленное – вполне большевистская линейка, заточенная под поиск целей внешних, в конце концов вырождающихся в коэффициент доступности колбасыкока-колы.

Этот стиль точно воплощается в деятельности современной партийного большинства. Если раньше на местном уровне классиком был Валентин Каленский с показательной фразой «поступило предложение поддержать предложение», то теперь его сменила Надежда Орлова, сравнившая современную политику с сексом. Всегда кто-то кого-то имеет.

Понятно, что такой подход не может привести ни к чему хорошему, поскольку ориентирован на создание эффекта, а не результата. Эффект, как известно, - штука промежуточная. Вот граната, сама по себе – ни то, ни сё. Всё зависит от того, в чьих руках. Дать сумасшедшему или самоуверенному болвану – жди беды, а в руках солдата она – инструмент безопасности народа и всего государства.

У нас пока только учатся отличать результативность и эффективность. Поэтому выступление сборной по хоккею на Чемпионате мира или Олимпийских играх можно оценивать как эффективное, например, по освоенным деньгам, заполняемости стадиона на её матчах, количеству проданных сувениров и т.п. Результативность дело совсем другое. Она выражается в качественной красивой игре, вылившейся в первое местом или, минимум, улучшение прошлого результата.

Чубайс вот тоже менеджер, по его чистосердечному признанию, эффективный. А результат – ветшающая энергосистема, проданное Сименсу энергомашиностроение, Саяно-Шушенская ГЭС, теракт на электростанции в Кабардино-Балкарии. И полная дискредитация идеи частной собственности, только сейчас, после ухода г-на Чубайса в наносферу, начинающая приобретать более-менее адекватные черты.

Сергей Шойгу создал структуре МЧС настолько эффективный пиар, что казалось, мы и мировой пожар потушим, если его кто-то раздует. Результат – выжженная Россия.

При этом рецепт относительного благополучия общества (относительного, так как рая на этой земле нет и не будет, хотя обещано, что и аду здесь тоже не обосноваться) известен испокон веку и прост, как колесо, которое за прошедшие тысячелетия не удалось ни модернизировать, ни оптимизировать. Речь о втором подходе – по существу.

Во-первых, любое общество нормально живёт лишь тогда, когда в его мироощущении есть такое понятие как Истина. И когда оно там не просто есть, а определяет все имеющиеся отношения. Да, Истина – вещь идеальная и как бы недостижимая, но в этом-то и прелесть. Ею нельзя манипулировать, она всегда конкретна и обращена к глубинам человеческой личности.

К тому же Истина и есть настоящее. Оттого, наверное, её понимание похоже у многих народов вне зависимости от времени их жизни на земле и даже жизненного опыта. Например, естественным для многих традиционных культур является осуждение жизни за счёт другого. Это один из главных смыслов так называемого натурального или самодостаточного хозяйства. Каждый должен жить своим и не мешать жить другому. Если в результате твоего расцвета кто-то загибается, то это зло. И нет этому никакого оправдания. Ты – душегуб и мироед.

С этой позиции вина в нынешнем положении России её «элиты» и «народа» очень прозрачна. За пять благополучных лет отечественный бизнес набрал кредитов на полтриллиона долларов, но что на эти средства создано? А кто их возвращает кредитору? Одной из главных причин смертности в прошедшую эпидемию гриппа была перенесённая на ногах болезнь. Как известно, грипп вообще очень опасен осложнениями. Но кто из властей позаботился о том, чтобы вынудить работодателя (вне зависимости от формы собственности) отправлять на больничный всех, даже с малейшими признаками простуды? Ведь это, а не ролики по ТВ и закупка сомнительных вакцин, было бы настоящей работой власти и заботой об обществе. А московский смог и жара? Кто из московских властей позаботился о своих гражданах? Лужков вообще в отпуске был. Из-за этого иностранцам рекомендовали не посещать Россию. А что сделали со своей страной, своей историей, своей работой, своими семьями, близкими, самими собой «простые люди»?

Традиционные культуры, в отличие от сегодняшней эпохи мелких лавочников, вообще очень трепетно относились к возможности несения ущерба кому или чему-либо, ощущая взаимосвязь мироздания и понимая, что бесследно ничто никогда не проходит. Отсюда, но, главное, из желания жить настоящим, и стремление настроить свою жизнь в соответствии с течением истинного порядка. У некоторых, как например, у славян это правило распространялось на всех людей. У других, существовало чёткое деление на «своих» и «чужих». Но это уже человеческий фактор.

Это первое, фундаментальное условие улучшение жизни в стране, требующее от каждого человека без исключения очень и очень многого, но и дающее возможность стать чем-то большим, чем он есть.

Второе непременное требование – единство власти и народа. Понятно, что абсолютно оно не осуществимо, кто-то любит плотву, а кто-то белорыбицу. Но это единство должно в первую очередь ощущаться властью, быть необходимостью для неё. Исторический опыт показывает, что только так возможно сделать что-то существенное в государстве. Для средневековых князей и государей выражение «мой народ» было вполне естественным и совсем не имело оттенка собственности. Также как и «моя Россия» для Петра Iи немки Екатерины II. То же при желании можно увидеть и в Европе, и на Востоке. Подавать пример для власти было делом обычным.

Сейчас дело другое. Чего стоят спецсигналы и спецномера. Причем эти финтифлюшки уже настолько отпечатались в российских мозгах, что видны и слышны даже при непосредственном общении власти и общества. Оно всё больше превращается в абстрактное взаимодействие элиты с её электоратом. Общество всё больше скатывается в инфантилизм, замыкаясь в узкой пещере своих повседневных интересов.

При всём уважении к юмору Владимира Владимировича, его ответ тверскому блогеру по поводу пожарной рынды очень грустный. Крик души, пусть и вылетевший из большей глубины, чем прилично, ушёл в пустоту. Да, современная Россия очень больна, но это не повод для власти обходить народ стороной, предпочитая честным отношениям с ним подковёрные интрижки с мелкими лавочниками абрамовичами, вексельбергами, чубайсами и прочая. «В целом разделяю», да «есть вина и власти»… эх! пороть вас некому!.

Нормальная ситуация - это когда власть не пытается заниматься сексом с обществом или сама с собой, а работает вместе с каждым над тем, чтобы Россией можно было гордиться.

В который раз пример и власти, и обществу подаёт Церковь. Недавнее заявление патриарха Кирилла о том, что справиться с сегодняшними несчастиями России можно только покаянием всех её жителей, а также довольно смелый по нынешним иронично-циничным временам поступок – молебен о пролитии дождя - тому пример. Из той же серии заявление Папы Римского о молитве за Россию, а также действия ряда буддийских иерархов.

Но пока по делу Баркова (кстати, находящемуся на контроле у президента Медведева), которое вот-вот закроют из-за смерти второго водителя, попавшего в ДТП, а также неожиданной кончине на прошлой неделе её ближайшего родственника, по нерешительности действий властей при тушении пожаров, по возобновлению сброса в Байкал промышленных стоков, по повисшему в воздухе делу по взрыве на «Распадской» и гибели там нескольких десятков человек, не видно никаких последствий этого примера в высших кругах.

Правда, возобновление расследования крушения вертолёта на Алтае, недавние решения по поводу «начальников по лесным делам», руководству ВМФ, отказ от закупок «отечественных» «Тигров» Дерипаски, публичное обсуждение законопроекта «О полиции» не совсем понятные движения вокруг «Газпром-сити», всё это даёт, хоть и очень слабенькую, но надежду на лучшее.

Власть по определению должна быть твёрдой, ибо от этого зависит вера людей в справедливость. Тогда борьба с коррупцией будет не телесериалом, а делом, имеющим чёткий результат. На сто процентов эта проблема не решена нигде, наверное. Но принципы её укрощения известны давно. Это умеренная, в соответствии с конкретными задачами численность чиновничества с прозрачной и безусловной ответственностью за результат. А если попался на чём-то существенном – запрет на профессию, лишение квалификации, звания, привилегий, пенсий и конфискация имущества.

Общество, тоже по определению, должно быть живым, не менять принципы на преимущества или удобства и не искать потерянное там где светлее.

А, главное, и представители власти, и любой другой гражданин, должны исходить из старой евангельской истины: «как хочешь, чтобы люди относились к тебе, так и ты относись к ним». Покуда до каждого не дойдёт, что пока вокруг него живут, как попало, тем более, страдают от его действий, мы не вылезем из состояния, точно описанного Виктором Черномырдиным «хотели как лучше, а получилось, как всегда».

Константин Шморага

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 92 человека