«Диванная политика»: В стране невыученных уроков

23.07.2015 20:08|ПсковКомментариев: 6

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Диванная политика». Напомним, программа Юрия Моисеенко выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове».

Сенсации не произошло: не далее, как на прошлой неделе Верховный суд России отменил решение своих областных коллег, которое касалось 100%-й оплаты жилищно-коммунальных услуг учителями-пенсионерами.

Напомню, эта категория граждан (всего-то около 300 человек по области) имела право не платить за коммуналку. По какому-то еще советскому закону страна брала на себя эти обязательства. Но тут, как не кстати, грянул кризис, и областная власть монетизировала эту «педагогическую льготу». Было предложено ограничить оплату 1100 рублями и ни в чем себе не отказывать. А дальше началось самое интересное…

На защиту пенсионеров грудью встали псковские профсоюзы. Они довели дело до суда, где в качестве заявителей выступила, в том числе, и областная прокуратура. Об этой исторической победе протрубили, кажется, все средства массовой информации области. Не стала исключением и наша программа, которая очень тонко, но с большим подтекстом сделала комплимент лидеру облсовпрофа Ульяне Александровне Михайловой. Дескать, на наших глазах, граждане, куется характер политического деятеля (или деятельницы – как правильно, даже и не знаем) новой формации. Однако эти диванные реверансы оказались преждевременными. Нет, своего отношения к Ульяне Михайловой мы тут не изменили - изменилась ситуация после решения Верховного суда, где наших пенсионеров вновь обязали платить за коммуналку 100% минус 1100 рублей от щедрот господних.

Если учесть, что в районных центрах (том же Пыталово или Дедовичах, например) оплата услуг ЖКХ достигает баснословных для нищенской пенсии размеров – до 9 тысяч рублей, то можно представить какой удар кошелькам наших педагогических бабушек нанес Верховный суд. Все это дало право Ульяне Александровне, поджав губы, дипломатично сказать, что «решение Верховного суда не сделало наших ветеранов богаче». Как оказалось, удар под дых защитникам благосостояния пенсионеров нанесла нежданно-негаданно Генеральная прокуратура, которая, оценив расходы этой статьи бюджета, сделала вывод, что, дескать, они не уменьшились. Поэтому говорить об ухудшении материального положения граждан не приходится. Суд посчитал эти доводы решающими, и вынес вердикт: от винта!

Короче, пролетела эта самая педагогическая общественность со своими надеждами на доброго барина, как та самая фанера над Парижем. В недвусмысленном положении оказалась и псковская прокуратура. Она-то выступала на суде в качестве заявителя, поддержав иск педагогов. Не знаю, что они там рядили между собой, но мы тут, обсудив ситуацию, дружно решили, что эта странная коллизия, когда один прокурор по сути дела «подставляет» другого, прекрасно иллюстрирует древнюю поговорку - у двух юристов обязательно три мнения. Ну да ладно с этими прокурорскими. Не они первые, не они последние, которые «жертвами пали в борьбе роковой…» Скорей всего, теперь они откажутся от своей первоначальной позиции, тем не менее облсовпроф намерен идти до конца и готов обратиться аж в Конституционный суд. Сами понимаете, что процесс этот довольно долгий, но, как писал пролетарский писатель, «безумству храбрых поем мы песню…» Свою песню пропели и областные чиновники, прошу прощения за невольный каламбур. Было бы наивно думать, что они выступят с резким осуждением решения Верховного суда и назовут вещи своими именами. В том смысле, что наши учителя стали еще беднее…

Короче, позор Виктору Перестукину, как сформулировал давным-давно герой мультфильма «В стране невыученных уроков».

Однако наши региональные начальники завели другую песню. Дескать, вот теперь-то, с решением верховного суда, социальная справедливость наконец-то и пришла в дома наших простых сельских тружеников.

- С вступлением в силу данного Закона у тысячи учителей размер компенсации увеличился в несколько раз, – такой вот посыл.

В чем тут социальная справедливость? Взять у одних и раздать другим? Ну… это мы когда-то проходили. Правда, лозунг при этом был другой: экспроприация экспроприаторов. Признаюсь, в этой полемике наши диванные эксперты ожидали чего-то другого, более емкого. Вот… не удивился бы, если бы нам сказали, что послезавтра (допустим) у нас должна сесть летающая тарелка, поэтому началась тотальная мобилизация денежных средств для борьбы с инопланетными монстрами. Поверил бы! А тут какая-то невнятная манипуляция с терминами. Впрочем, оставим в покое комментаторов – они люди подневольные, поэтому пуще всего блюдут государеву казну. Какой с них спрос?

По нашему скудному разумению, понятия «справедливость» и «чиновник» не совместимы в принципе. Справедливость - это категория даже не юридическая, а эмоциональная. Волк – санитар леса, и справедлив в своем желании съесть отбившегося от стаи лося. При этом последнему невдомек, что высшая справедливость заключается даже не в том, что волк будет сыт, а в том, что поголовье лосей вырастет здоровым. Выходит, что, затягивая по самое «не могу» пояса наших ветеранов, чиновник заботится о том, чтобы последующие поколения учителей бежали из села, чтобы не стать потом жертвами отечественной справедливости. Может, кто-то подзабыл, как в свое время получали эти самые «хрущевки» недавние выпускницы нашего педагогического института? Напомним… В те ветхозаветные времена партия и правительство ставили задачу: закрепить молодежь на селе. С этой целью педагогической поросли предлагали квартиры с полным коммунальным пансионом. Нашлись такие, которые согласились на это разводилово. Прожив в «мягких муравах» всю жизнь, они полагали, что своим служением полностью искупили тот самый подарочек. Но не тут-то было, что только подтверждает хрестоматийную истину: государство – это аппарат насилия. В каком виде будет это насилие – трудно сказать, но… это уже прерогатива государства придумать способ. И наконец пару слов о самих чиновниках…

При всем уважении к “желтому дому”, где ваш самый диванный эксперт знает многих тружеников, и – что важно – с очень хорошей стороны, скажу: чиновник - это ведь даже не человек. Это функция, передаточный механизм от закона до электоральной массы. От него не требуются переживательные моменты - его задача прочитать и все четко исполнить. Выписали, например, для дома престарелых по 150 грамм мяса на каждого постояльца и эти 150 граммов он должен (хоть кровь из носу) донести до потребителя. Когда же чиновнику говорят, все бы ничего и мясо вроде жуется, но почему в доме призрения такой амбре, почему его постояльцы так и наровят от тоски безбрежной сунуть голову в петлю, он справедливо отвечает: в уложении об обеспечении нет таких понятий, как сочувствие, сострадание, а к остальному претензий быть не должно.

Умри, Денис, лучше не скажешь! На… на том и стоим.

Еще на одном событии также остановим свое внимание и поздравим псковский клуб генералов с прибавлением. Не далее, как третьего дни стало известно, что на должность федерального инспектора, которую оставил по собственному желанию Салават Гумеров, назначен генерал-майор Алексей Устинов. Раз генерал-майор – понятно, что выходец из силовых структур. Не исключено, что наши региональные генералы примут новичка с распростертыми объятиями – согласно законов гостеприимства, но вот лично нас – персон гражданских – удивляет: почему в Псковскую область присылают завсегда военных и прочих силовиков? Загадка не для средних умов, но - тем не менее, факт остается фактом.
Краткое знакомство с биографией назначенца, впрочем, несколько обнадеживает – «рабочая косточка», человек из пролетарской среды. Начинал господин Устинов с должности совсем незаметной – учеником токаря на Подольском электромеханическим заводе. Это уже потом, по велению совести, он двинулся в правоохранительные органы, чтобы, не щадя живота своего, бороться с расхитителями сначала социалистической, а потом и капиталистической собственности.

До приезда в псковское приграничье Алексей Витальевич проходил службу в ведомстве господина Бастрыкина, работал на руководящих должностях. В частности – возглавлял Московское и Дальневосточное следственные управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации. Работал он и в аппарате Полномочного представителя президента по Центральному федеральному округу. И вот теперь — должность главного федерального инспектора в Пскове. Но мы тут, на диване, почему-то верим, что бывших следователей не бывает, а значит коррупции, мздоимству и прочим уродливым явлениям наконец-то будет положен конец. Нет, мы не оспариваем достижения местных правоохранителей, но помощь в таких деликатных вопросах, как «дать ближнему своему на лапу» от опытного человека никогда не бывает лишней.

Также выражаем робкую надежду на то, что на новом посту Алексей Витальевич проявит себя с наилучшей стороны. Жалко, конечно, что не сложилась у его предшественника многолетняя карьера на Псковской земле. Тем не менее, главной заслугой Салавата Булатовича стало то, что он сумел задать высокую планку, работая в должности федерального инспектора. В отличие от своего тишайшего предшественника, он стал первым (!) за всю историю в регионе действующим федеральным инспектором, кого начали узнавать в лицо. Он не боялся высказать свое мнение публично. Сумел наладить Гумеров нормальные – не панибратские - а именно нормальные, деловые отношения и с журналистким сообществом, что только добавило ему очков. Но… сложилось, так как сложилось, и теперь его заменит другой человек. В этой связи хочется пожелать Алексею Витальевичу не только профессиональных успехов, но скорейшего вхождения в курс дел…

Есть и еще одна тема, мимо которой мы не можем равнодушно пройти – город отмечает свои ежегодные именины - День освобождения и память святой равноапостольной княгини Ольги. Не знаю, случайно ли так получилось, но свою крайнюю, 60-ю сессию провела на днях и городская Дума. Собираясь в отпуск, глава города Иван Николаевич Цецерский авторитетно высказался в том смысле, что «Думе не стыдно уходить на каникулы». Кто же не согласится, что у главы города есть повод для гордости. Согласно информации пресс-службы муниципального образования, за период с сентября 2014 года по июль 2015 года включительно в Пскове прошло 13 сессий гордумы, из них 1 внеочередная, на которых было рассмотрено 380 нормативно-правовых актов. Большинство из них вносила на рассмотрение администрация города Пскова. В составе гордумы работают 5 комитетов и 1 комиссия. В этом году они провели 62 заседания, рассмотрев коллегиально более 500 профильных вопросов. Большинство из них были рассмотрены на заседаниях комитета по земельным ресурсам, градостроительству и муниципальной собственности. Около 130 вопросов по ЖКХ и благоустройству. Такая вот положительная во всех смыслах арифметика. Не знаю, будут ли в нее вдаваться наши сограждане или нет, но если подходить к работе городских властей с нашей – диванной (а значит не слишком профессиональной) точки зрения, то нельзя сказать, что город зарос лопухами и борщевником.

Это факт, который мы замазывать не будем. Не знаю, кому как, но вот лично мне как бальзам на душу стал начавшийся ремонт улицы Калинина. Согласно обнародованных планов – это будет настоящая картинка, с велодорожками и цветочными тумбами. Скажу больше – реконструкция ведется в рамках инфраструктуры туристического кластера «Псковский». По заключенному муниципальному контракту там предусматривается замена всех инженерных систем и дорожного полотна на проезжей части и пешеходной зоне. Кроме того, планируется установка малых архитектурных форм. В проекте также предусмотрены все условия для маломобильных групп населения. Почему мы так трепетно относимся к этой многострадальной улице? Потому что в последние годы ей решительно не везло. Ее постоянно включали в план по реконструкции, но так ни разу (!) руки до нее и не добрались. Помнится, еще в 2013-м железно пообещали: всё! И даже деньги выделили, но как всегда в городской казне их не хватило и пришлось ждать два года, пока наконец дело не сдвинулось с мертвой точки.

Создавалось такое впечатление, что городские власти на протяжении многих лет ее держали за своеобразную заначку. Когда приходило время утверждать бюджет – она всегда стояла в планах. Но стоило принять главный финансовый документ, как на очередном, негромком заседании Думы вносилось предложение об изменении бюджетной политики (неожиданная финансовая дыра) и деньги с ремонта снимали. Но сейчас, кажется, ее окончательно дожали и это… хорошо.

Продолжая речь о дорогах и стритах города, можно с удовольствием сказать, что начались работы по нанесению дорожной разметки в областном центре. До конца августа она появится на 63 дорогах Пскова. Общий объем работ составит более 25 тыс кв. м. городских магистралей, на что выделено почти 13 млн. рублей. При этом особое внимание власти региона собираются уделять пешеходным переходам, которые расположены вблизи образовательных учреждений. И это тоже хорошо…

Есть, конечно, нечто такое, что не слишком радует… Например, грядущая оптимизация и перевод городской образовательной сферы на новую систему оплаты труда. У Ивана Николаевича этот момент в парадном выступлении как-то не был особо обозначен, а между тем данная проблема еще изрядно тряхнет граждан. Судите сами, в городе сейчас 28 образовательных учреждений, которые нужно как-то ужать, чтобы сэкономить средства. К слову экономия уже началась с 1 января, когда ровно на половину - с 20 до 10% - сократили расходы на содержание административного аппарата образовательных учреждений. Не яснее и вопрос: как у нас их будут схлопывать. То есть оптимизировать. То ли по географическому признаку, а может - по профильному? В последнее время, правда, народ склоняется, чтобы к уже действующей школе присоединить детский сад и сюда же - учреждение дополнительного образования. Кажется, на это согласились, но окончательно вопрос будет, скорей всего, решаться уже после 1 сентября. Тогда же педагоги и разберутся с новой системой оплаты труда и, как признаются нам некоторые депутаты (с обязательным условием анонимности), реакция на это нововведение может быть неожиданной. Если не сказать прямо – резко негативной.

Впрочем, это дело пока отдаленного будущего, но вот сегодня как-то не хочется думать о плохом – все-таки праздник. К тому же у нас ожидается Ганза в 2019 году. Некоторые скептики готовы нас тут же упрекнуть: ну сколько можно об этом толковать? Но им ответим со всей нашей решительностью: 12 миллиардов, которые вроде как должны быть выделены, на дороге не валяются. Это же чуть ли не четыре (только вдумайтесь) – четыре годовых бюджета города. Он у нас и так-то нищенский. Налогов – с гулькин нос, налогооблагаемая база – НДФЛ, ну еще какие-то крохи… Методы формирования экономики, как признался один высокопоставленный чиновник городской администрации, как при хане Мамае. А тут сразу 12 миллиардов. Кто внимательно следил за саммитом БРИКСа в Уфе, наверное, заметил, как преобразилась столица Башкирии. Есть и у нас предчувствие, что наш город тоже может серьезно приподняться на этом фестивале. А там, глядишь, и Моглинская свободная экономическая зона заработает, мужики за длинным рублем не будут рвать в столицы… Перспектива!

Так что мы еще увидим небо в алмазах! Если, конечно, власть не сменится…

На этой оптимистической ноте мы и закончим нашу программу.  

опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 21 человек