Собака и ее пятая нога

27.05.2010 18:22|ПсковКомментариев: 21

«Лучшая «вертикаль власти» – это виселица»

Акрам Муртазаев

На днях встретил в автобусе коллегу, вынужденного уйти из одной из областных газет после недавней смены там руководства. «Новой метле» что-то не понравилось в его стиле одежды, способе выражения мысли, неробкому взгляду на начальство (нужное – подчеркнуть), поэтому с любимой профессией пришлось расстаться. И не только ему одному. При этом мало кто из «отверженных» сейчас имеет работу. Нелегко им приходится: оказывается, кризис - не в головах «упырей-олигархов» (меткое выражение г-на Грызлова!), а в кошельке рядового скобаря.

Мой собеседник тоже был вынужден встать на биржу труда, куда в положенный срок ходит, чтобы обозначить свое присутствие в официальном трудовом пространстве. О чем можно говорить с человеком, который оказался на финансовой обочине? Разве что анекдотом поделиться: авось полегчает. Так и произошло. Правда, мой собеседник отреагировал на это несколько по-другому:

- Завязывать надо с журналистикой…- невесело отреагировал коллега. - Что это за профессия, когда со сменой редактора приходится менять место работы?

И в принципе он прав: в региональных СМИ «мётел» и «метёлок» было много, но каждая, встав у руля, в первую очередь набрасывалась на журналистский коллектив, априорно подозревая его в стремлении к свободе слова. Какая уж тут «свобода», когда в речь идет о банальном выживании? Примеров тому тьма.

Когда на губернаторскую должность пришел г-н «специалист», редакция областной газеты тоже обновилась на 100%. Тогда к руководству главной газеты региона пришли совсем девочки, которые еще недавно строчили сочинения, исследуя под бдительным взглядом учительницы проблему «лишнего человека». На этот раз им доверили исследовать (и как можно ярче!) поступательное движение области к светлому капиталистическому «завтра». Ну, а чтобы никто не мешал священному процессу освоения федеральных средств, то его противников и скептиков (была такая газета «Новости Пскова») таскали по поводу и без повода в суд. В этой связи вспоминается и другое издание: «Панорама» - там народ тоже не давал скучать власть предержащим. Поэтому при ударе официальной «правды» о неофициальные СМИ, и высекалась та самая искра, которая, если и не возгоралась на наших трухлявых пнях, как пламя, но, во всяком случае, позволяла судить о реальном положении вещей. Но после того, как Москва решила строить т.н. «вертикаль власти», запретив проведение выборов губернаторов тайным, закрытым - всенародным! – голосованием, пресса на местах, как инструмент влияния на эту самую местную власть, пришла в полную негодность. А точнее, приобрела свойство той самой пятой ноги, которая рядовой собаке на хрен (дикое сорри) не нужна. Проблемы - причем, любые! - обсуждать на самом деле можно: начиная от скрытой безработицы и заканчивая нашим вечно живым здравоохранением. В любом месте: хоть в газете, хоть в туалете. Но от этого обсуждения власти будет ни холодно, ни жарко, потому что она - власть - отчитывается не перед газетой и ее читателями, а перед столичным чиновником, курирующим Псковскую область. Что изменилось с коммунистических времен? Ну, а если на местах вдруг кто-то скажет особо умное, да едкое, то на эту «едкость» внимание можно и не обращать – пиши, губерния!

Давайте ради смеха представим себе ситуацию, что та же самая главная газета области отправила своих корреспондентов с заданием описать положение обитателей Яммского дома-интерната для престарелых. Вы улыбаетесь? На самом деле, такого в принципе не могло быть. Но приехали две бойкие девчонки из Москвы, оглядели наши северо-западные руины и тут же растрезвонили на всю страну: в Псковской области есть «концлагерь для стариков». И областное начальство встрепенулось: в Ямм, на 80-й километр Гдовского шоссе, потянулась вереница черных «волг», «шевроле» и прочего административного транспорта. Сразу отмечу, что сказано это не в упрек нашему губернатору или его окружению, а уж тем более той же самой «Псковской правде», но такова наша общероссийская (не только псковская) вертикаль власти. И способа вырваться из нее, пока нет. Наверное, все дело в этих самых «упырях»?

Думаю, что на самом деле механизм реагирования, после того как Лиза Олескина выложила на свой блог всё, что она там наснимала, был такой: из столицы последовал звонок, и озабоченный голос тихо спросил:

- Что у вас там, р-р-ракалии, происходит в Гдовских лесах?

Этого оказалось достаточно, чтобы административный маховик заработал на всю катушку. Надо отдать должное, в этой ситуации сбоев и лишнего бюрократического мельтешения не было: всех развезли, кого нужно отправили лечиться, кого следует - уволили, но давайте – опять же! - представим ситуацию, что первой (!) об этом безобразии написала «главная газета» области. Вы смеетесь? Мне тоже смешно.

Однако… вернемся к моему коллеге, который решил поменять профессию. Все потому и решил, что отработал в самых разных изданиях больше десятка лет, нажил какой-никакой профессиональный опыт, научился фильтровать «начальственный базар» и…оказался ненужным. Уверен, что со своим умением видеть проблему он смог бы написать настоящий аналитический материал про то, как на самом деле обстоят дела в социальной сфере, здравоохранении, сельском хозяйстве, но напечатали бы его? – вот в чем вопрос.

Вы снова смеетесь, мне тоже не до смеха.

Юрий Моисеенко

опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 21 человек