Школа экспериментов

03.10.2024 10:09|ПсковКомментариев: 0

Система образования последние годы богата на «инновации». Как её только не реформировали, корректируя учебный и воспитательный процессы, вводя новые учебники и дополнительные курсы, необходимость которых до сих пор под сомнением. В вузах на смену бакалавриату пришёл старый добрый специалитет, вернее, что-то отдалённо на него похожее. Пандемия успела внести свой вклад в виде дистанционного обучения - тот ещё эксперимент получился. И, судя по количеству креативных идей у власть имущих, нас ждут очередные перемены.

 

Не успели школьники, студенты и педагоги свыкнуться с нововведениями текущего года, которых немало, как в воздухе повисла перспектива новых «улучшений», в случае их реализации весьма ощутимых для всех участников образовательного процесса.

Свежая инициатива прозвучала из уст многоуважаемого человека, помощника президента России Владимира Мединского, который назвал обучение в школе в течение 11 лет непозволительной роскошью и предложил сократить этот срок, дабы выпускники могли раньше начинать профессиональную подготовку.

Получит ли его идея воплощение в жизнь, время покажет. Думаю, никто из нас не в силах повлиять на конечный результат. Хотя, возможно, и будет услышан глас народа, который воспринял предложение в штыки.

Судя по комментариям в соцсетях, противников больше, чем сторонников. Многие отмечают высочайшую нагрузку на школьников, которая и на 11 лет с трудом распределяется, а также неспособность современных подростков к принятию важных решений сразу после окончания школы. Мол, дети ещё, и к 11-му классу не знают, куда идти дальше, а вы их хотите отправить во взрослую жизнь ещё раньше. Всё чаще в соцсетях стали мелькать уничижительные упоминания о церковно-приходских школах с их парой-тройкой классов, лаптях и прочих дореволюционных «прелестях», но мы утрировать не будем.

Обратимся к результатам официального опроса Superjob: 6 из 10 псковичей против идеи товарища Мединского. Аргументы созвучны с мнением пользователей соцсетей: 17-летние подростки не знают, чего хотят, не готовы к взрослой жизни, и «чем больше учатся, тем умнее будут».

Сторонников сокращения сроков получения среднего полного общего образования оказалось по 29% среди опрошенного экономически активного населения в целом и среди родителей обучающихся. Их основные доводы: «Раньше была десятилетка, а специалисты были очень хорошие»; «Один или два года явно лишние»; «В 18 лет можно выходить замуж, а наши дети всё ещё сидят за партой».

Согласившихся с идеей Мединского немало и на просторах всемирной паутины, большинство из них ностальгируют по советскому образованию, которое было «самым лучшим в мире», и в целом некоторые индивидуумы не прочь вернуться к былым временам.

Есть и те, кто воздерживается от оценочных высказываний и держит нейтралитет, полагая, что очередная реформа образования не принесет реальных результатов, а лишь «заберёт у ребёнка год детства».

С последним утверждением можно поспорить: 11-классники, все-таки, уже не дети малые. Некоторые государственные деятели даже считают 18-летие хорошим поводом для начала построения крепкой ячейки общества — какое уж тут детство? Хотя в данном свете идея «подрезать» школьную программу звучит как довольно предсказуемая. Нечего просиживать штаны за партой, когда пора заниматься решением демографических проблем страны.

Но помощник президента вёл речь несколько о другом. По его мнению, образование стоит «спрессовать» для того, чтобы молодые люди могли раньше вступать в сферу профподготовки.

Здравое зерно в этом, безусловно, есть. Даже в думских кабинетах не отрицают, что последний год учёбы ребята всё равно тратят на занятия с репетиторами, а не на учёбу, поэтому от 11-го класса можно безболезненно отказаться. Смогли ведь как-то впихнуть программу специалитета в бакалавриат. Не без потерь, конечно же, но проблемы современной высшей школы тянутся гораздо глубже, чем загребущие руки Болонской системы. Есть подозрение, что и качество школьного образования едва ли сильно ухудшится (куда уж хуже, подумали сейчас некоторые), если уменьшить программу обучения на год, например, сократив часы по некоторым предметам.

Однако особого смысла я в этом не вижу. Кто не желает проводить лишние пару лет в школе, уходит оттуда после 9-го класса - и зачастую приобретает гораздо больше, чем теряет. В колледжах первый год осваивают именно предметы 10-11 классов, параллельно начинаются профессиональные дисциплины. И пока те, кто решил учиться в школе до победного, только начинают постигать азы профессионального мастерства в душных аудиториях, выпускники средних профессиональных заведений уже могут заявить о себе, как о молодых специалистах. С учётом кадрового голода работодатели ждут их с распростёртыми объятьями. Таким образом, выбор у школьников есть уже сегодня, и очередной эксперимент над ними только всё усложнит и запутает.

«Опыты» над школой и последующими ступенями образования продолжаются не первый десяток лет, и это вполне понятно. Жизнь не стоит на месте и диктует новые условия, образовательный процесс должен идти в ногу со временем. Но, мне кажется, в переменах нуждается его качество и наполнение, а вот сроки большой роли не играют.

Мои родители учились по 10-летней программе, когда школу можно было покинуть после 8-го класса и пойти в техникум. Я вскользь застала времена, когда срок обучения повысили до 11 лет, при этом можно было «перепрыгнуть» четвёртый класс и из третьего пойти сразу в пятый. Меня эта участь не постигла, но, сколько себя помню, на нас тоже ставили «эксперименты». В детском саду в райцентре откуда-то взялся уклон на изучение английского языка, песни на котором мы пели на музыкальных занятиях. В школе наш класс с ходу назвали «экспериментальным» и выдали какие-то диковинные учебники математики, отличные от других, по которым учились сверстники.

После 9-го класса тех, кто не ушёл (а поступавших в техникумы в те годы было крайне мало), перетасовали и отправили в гуманитарный, математический и общий классы в зависимости от пожеланий и способностей. Отличия в учебном процессе заключались в количестве часов по разным предметам - у нас, гуманитариев, было гораздо больше русского языка и литературы, чем у математиков. Те, в свою очередь, в большем объёме изучали точные науки. В «общий» класс «А» пошли ребята послабее, не блиставшие ни по одному из предметов, и учителя их сильно не мучили. Никто даже не скрывал, что главная цель - выпустить «ашников» из 11-го класса хоть с каким-то аттестатом.

Примечательно, что почти все мы, выпускники трёх классов разной направленности, поступили в вузы. Меня новая ступень обучения встретила отменой специалитета, на смену которому пришёл заморский зверь по кличке «бакалавриат» с максимально непонятной системой оценок. После школьной 5-балльной адаптироваться к 100-бальной оказалось весьма непросто. Чтобы заслужить хотя бы тройку, нужно было каким-то образом заработать энное количество баллов, и многие первокурсники, в том числе я, зачастую просто не понимали, где их брать. Преподаватели тоже с трудом перестраивались «с колёс». В итоге к экзамену бывшие школьные хорошисты и отличники вышли чуть ли не с двойками, а повысить оценку можно было всего на один балл, даже если рассказал билет на отлично - таковы были правила, непонятно кем установленные.

После первой сессии мы более-менее разобрались, что к чему. Но спустя 4 года обучения я так и не поняла до конца, что это было, и до сих пор счастлива, что этот увлекательный аттракцион позади. После всех мытарств, связанных с максимально непонятной системой «зарабатывания» оценок, о магистратуре не могло быть и речи. Уже на третьем курсе я понимала, что дальше просиживать штаны ни к чему, сразу после получения диплома можно выходить на работу, что благополучно и сделала.

Знаю, что многие однокурсники решили задержаться на очном/заочном отделении магистратуры, но большинства из них хватило максимум на год. Они поняли, что в дополнительном образовании нет никакого смысла, и забросили его.

Возможно, есть какая-то ценность в дополнительной «двухлетке» для людей определённых профессий - к примеру, знакомые педагоги-однокашники говорили, что таким образом повышали квалификацию. Были и те, кто благодаря магистратуре смог получить дополнительную специальность, и к корочкам филолога добавились юридические. Других плюсов я не вижу. Ни одного из моих работодателей впоследствии не интересовало, бакалавр я или магистр, какие оценки стоят в дипломе и какого он цвета - есть, и славно.

Сейчас система вузовского образования трансформировалась в что-то среднее между специалитетом и Болонской системой. Сроки обучения варьируются от 4 до 6 лет по «базовому высшему» и от 1 до 3 лет по «специализированному». Не слишком понятно, что поменялось, кроме отказа от западных словечек. С учётом того, что Мединский допустил и сокращение срока обучения в вузах, основные перемены ещё могут быть впереди.

В целом же стремление улучшать, модернизировать и совершенствовать понятно и похвально, тем более, что качество подготовки учащихся, особенно в вузах, сегодня оставляет желать лучшего. Только направить бы энергию всех этих деятелей в более продуктивное русло, ведь во всех трёх ступенях образования есть гораздо более насущные вопросы, чем количество времени, которое учащиеся проводят за партой.

Ульяна Лаблюк

опрос
Владимир Мединский озвучил предложение уйти от 11-летнего обучения. На ваш взгляд, нуждается ли система школьного образования в подобных нововведениях?
В опросе приняло участие 243 человека