АвтоМир / Дороги

«Услышьте нас на суше»: почему нельзя забывать о прошедшем ливне

10.08.2022 17:18|ПсковКомментариев: 2

В эту субботу, 6 августа, на Псков обрушился летний дождь. К сожалению, не такой лиричный и романтичный, как в песнях Шпаликова или Талькова, а самый настоящий ливень, затопивший несколько городских улиц, а также цокольное помещение Поганкиных палат. Только за один этот день выпала половина месячной нормы осадков. Нужно отдать должное коммунальным службам, которые быстро справились с последствиями непогоды. Все, что осталось от ливня на данный момент — несколько новостей с фотографиями и видеозаписи проплывающих машин. Казалось бы, можно выдохнуть и вовсе не возвращаться к этой теме до следующего раза. Но вернуться все же необходимо. Зачем? Чтобы разобраться с причинами. И постараться выяснить, как сделать так, чтобы если и повторялось, то в меньших объемах.

 

«В чем дело, сразу не поймешь, —
А просто летний дождь прошел,
Нормальный летний дождь».

Г. Шпаликов

На самом деле, псковичи привыкли к дождям. Привыкли к лужам на тротуарах и даже к затоплению улиц. Топ самых популярных комментариев в соцсетях к фотографиям ливня возглавляет: «О, снова затопило». Действительно, сложно чем-то удивить человека, который не только в ливень, но даже после обычного дождя в каждом дворе видит вокруг себя миниатюру Псковского озера. Вряд ли в сознании человека закрадывается мысль о том, что это не совсем нормально и этого можно избежать. «Нет, сынок, то фантастика» (с). Но все-таки такое в большей или в меньшей степени возможно. Для начала разберемся в том, почему вообще лишняя вода в городе — это плохо.

Летом все кажется более или менее приемлемым. Дождь идет, но быстро проходит, вода быстро высыхает. Терпеть неудобства приходится недолго. Все меняется с наступлением осени или зимы, когда дожди начинают идти чаще, а затем трансформируются в ледяную корку на дорогах и тротуарах.

Проблемы можно перечислять загибая пальцы: дождь подмывает грунт, который на подошвах и на шинах разносится по всему городу. Потом он оседает на дорогах, образуя мощный грязевой слой, превращается в пыль и стремится добраться до легких. Эта же грязь забивает и без того несчастные малочисленные ливневки, доставляя еще больше проблем с каждым последующим дождем.

Дальше — больше. Дождь стекает по крышам. Но из дождевых приемников по водостоку движется не в направлении ливневки, а прямиком под ноги псковичей. Разумеется, можно увидеть в этом и плюсы: например, можно помыть обувь. Но есть и ощутимые минусы: при заморозках подобные колонки станут предвестником гололеда. А это уже опасно. Можно, конечно, засыпать песком каждую улицу. А потом, по весне, им же дышать. В целом, неплохо.

Инновации в действии:

Необходимо убирать водосток под землю, где есть такая возможность, чтобы вода попадала в ливневую канализацию. Да, ливневки у нас в городе встречаются. Но, к сожалению, часто про них забывают сразу же после установки. Разумеется, спустя некоторое время ливневка больше напоминает вазон для дикорастущих трав.

«Но есть же и хорошие примеры? Например, люки, в которые стекает вода!» - скажете вы и будете правы. Но не везде все так хорошо. Где-то забывают изменить высотную отметку асфальта, в итоге люк оказывается выше уровня воды и ей просто некуда деться, кроме как образовать красивую и полноводную лужу. Часто у пешеходного перехода. Очень удобно.

Активист «Убитых дорог Пскова», инженер Николай Мельков отмечает, что многие улицы сохранили подобные ошибки даже после проведенного ремонта. В частности, похожие ситуации наблюдаются на улицах Текстильной, Розы Люксембург и Леона Поземского. Активисты уже получили много жалоб и замечаний по данным улицам.

Ремонт улицы Текстильной завершился менее двух лет назад. И во время ремонта можно было исправить ошибки. Но, к сожалению, ремонт прошел, а проблемы остались. Во время ливня Текстильная традиционно занимает одну из первых строчек в хит-параде улиц с затонувшими автомобилями.

Мельков отмечает, что не всегда и не везде в данный момент есть возможность исправить ситуацию полностью, но ее можно улучшить. Николай отмечает, что если выйдет геодезист, проверит и даст верную разуклонку поверхности с учетом наличия ливневой канализации, куда вода будет уходить, то ситуация в целом улучшится. Что пошло не так на псковских улицах — загадка. На самом деле, любой человек может проехать по недавно отремонтированным улицам и понять, все ли было сделано правильно или нет.

Иногда получаются и вовсе ужасные вещи, когда после ремонта лужи появляются там, где их никогда не было. Инженер приводит в пример улицу Народную на перекрестке с Рижском проспектом. Там, на пешеходном переходе, никогда не скапливалась вода. Но после проведенного ремонта и оборудования необходимого понижения во время дождя стала появляться лужа. Получается, что пришло понимание безбарьерной среды, но появились новые ошибки, которые необходимо исправлять.

Бывают ситуации просто странные. Директор «Специализированной службы» Пскова, депутат Псковской городской Думы Сергей Федоров в эфире передачи «Дневной дозор» на ПЛН FM отметил, что центральные улицы затоплялись всегда. И рассказал, что коллектор, который идет под Октябрьским проспектом, имеет один диаметр, а после того, как он уходит на Профсоюзную, то сужается в два раза. По его словам, была попытка поднять этот вопрос, разобраться, но было сказано не лезть. Разумеется, ливневка разного диаметра не сможет в полной мере справляться. Особенно, во время сильных ливневых дождей.

Что бывает еще? Правильно, бывают вообще улицы без ливневой канализации. Поэтому к вопросу нужно подходить комплексно.

В эфире все того же «Дневного дозора» начальник УГХ Александр Грацкий рассказал, что будет создан план по реконструкции ливневой канализации, чтобы в дальнейшем избежать сильных подтоплений. Это, безусловно, хорошая новость. Смущает, разве что, один момент. Почему никто не задумывался об этом раньше? Если из года в год заливает, как правило, один и те же улицы, а некоторым лужам в пору давать имена. Вопрос, конечно, риторический. Будет ли проведена реконструкция/чистка/появление недостающих ливневок, которым под силу если не окончательно решить проблему, то хотя бы улучшить ситуацию — надеюсь, не риторический вопрос.

Фотографии Вадима Боченкова, Александра Елисеева, Сергея Васильева

Александр Елисеев

опрос
Какой из железнодорожных переездов в Пскове и окрестностях находится в наихудшем состоянии?
В опросе приняло участие 1879 человек
ПЛН в телеграм