Стоимость перевозки в такси в России побила исторический рекорд и достигла 32,5 рублей в расчете на один километр, следует из данных Росстата. Цены продолжат расти из-за нового закона о такси, объясняют участники рынка.
Стоимость поездки на такси достигла максимума за последние десять лет (2014–2023 годы), следует из данных Росстата: в июне она достигла 32,53 рублей в расчете на один километр пути.
Услуги такси непрерывно дорожают с апреля 2021 года. При этом за последние десять лет самый большой рост цен — 4,03% — произошел в первой половине 2023 года (июнь к январю). Предыдущий рекорд был в январе—июне 2022 года — 2,7%, пишет РБК.
Пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников говорит, что с начала 2023 года стоимость поездки на такси выросла еще сильнее, чем указывает Росстат: примерно на 25% в регионах России и на 40% в Москве.
По данным «Чек Индекс» (анализирует обезличенные агрегированные данные ОФД с более чем 1,1 млн онлайн-касс и экспертов-партнеров), средний чек затрат на такси в России за первые шесть месяцев этого года составил 435 рублей, что на 4% больше аналогичного периода 2022 года, в Москве — 771 рублей (+12%). Только в московском такси в январе—июне было совершено 189 млн поездок (рост на 7% к январю—июню прошлого года), сообщала пресс-служба столичного дептранса.
Стоимость поездок на такси растет по тем же причинам, по которым дорожают другие товары и услуги, говорит Стенников. В январе—июне 2023 года индекс потребительских цен вырос на 5,55% к аналогичному периоду 2022 года.
Среди причин роста цен на услуги такси в сервисе «Максим» называют подорожание транспортных средств. По данным Росстата, средняя цена импортного легкового автомобиля с февраля 2022 года по июнь 2023-го выросла на 57%, до 2,168 млн рублей; российского — на 25%, до 970,1 тысяч. Большинство автомобилей в такси были куплены перевозчиками еще до пандемии, срок их эксплуатации подходит к концу или они уже выбыли, напоминает Стенников. Самые бюджетные автомобили, которые еще три года назад стоили менее одного млн рублей, подорожали минимум на один млн рублей, отмечает он. Также увеличилась стоимость запчастей и расходных материалов. Цены на такси поднимаются из-за увеличения затрат на обслуживание машин и роста расходов перевозчиков, соглашается представитель сервиса «Ситимобил».
Рост затрат наблюдается по ключевым статьям, влияющим на себестоимость перевозок, отмечает директор практики «Транспорт и машиностроение» Strategy Partners Роман Тиняев. Помимо повышения стоимости автомобилей (амортизация и лизинговые платежи), их техобслуживания, запчастей и расходных материалов, это и рост стоимости топлива, перечисляет он.
С сентября 2023 года подорожание услуг такси составит до 30%, прогнозируют в «Ситимобил». «Это связано с новым законом и сложностями, которые придут на рынок вместе с ним», — считает представитель сервиса. Такси продолжит дорожать, цены в ближайшее время могут увеличиться кратно, добавляет Стенников.
Президент Владимир Путин в конце декабря 2022 года подписал закон, комплексно регулирующий работу в сфере такси. Его основные положения вступают в силу с 1 сентября 2023 года. Этот документ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Они должны будут купить страховой полис для такси, который стоит в 10–12 раз дороже стандартного автострахования при одинаковой сумме страхового покрытия, указывает Стенников.
Кроме того, службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО. Новый закон предполагает, что все таксисты, как и прежде, обязаны проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. ИП и самозанятые водители возьмут на себя расходы по выполнению этих требований (до сих пор обязанности по прохождению предрейсовых медосмотра и техосмотра были на перевозчиках). Благодаря новому закону у таксопарков и агрегаторов будет больше ответственности за водителей перед пассажирами, поездки станут безопаснее, отмечал заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов.
Основным мотивом разработки и принятия закона стало систематизирование требований, предъявляемых к перевозкам легковыми такси, а также регулирование деятельности служб заказа легковых такси, которое в настоящее время не осуществляется, сообщили в пресс-службе Минтранса. При этом положения закона не устанавливают концептуально новые требования к перевозчикам легковыми такси, а также водителям легковых такси, добавили там.