Экономика

Александр Козловский об актуальных трендах в экономике и готовности общества идти в ногу со временем

04.10.2018 10:52|ПсковКомментариев: 7

Гостем нового выпуска программы «Эхономика» в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) стал депутат Государственной Думы Александр Козловский. Ведущий программы Алексей Овчинников побеседовал с ним об актуальных трендах в экономике и законотворчестве. Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы.

Алексей Овчинников: Добрый день. В эфире программа «Эхономика». Сегодня в Российской Федерации широко пропагандируется территориальное общественное самоуправление. При этом сама идея ТОС не нова. Еще в СССР функции общественного самоуправления осуществляли общие собрания жителей села, товарищеские суды, собрания трудовых коллективов, добровольные народные дружины и так далее. А более 12 лет назад и в российском законодательстве появилось положение, предоставляющее гражданам право самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. Сейчас это направление активно поддерживается и в Совете Федерации, и органами исполнительной власти. Однако в Псковской области ТОСы пока не приобрели широкой популярности. Возможно, причина кроется в том, что многие просто не понимают, что это такое, или мы еще не созрели для такой формы самоуправления психологически - так же, как население пока не готово массово перейти на раздельный сбор мусора, торговые сети – на поддержку местных производителей, а предприятия оборонного комплекса – на диверсификацию своих производств. О готовности нашего общества идти в ногу со временем и актуальных трендах в экономике и законотворчестве мы говорим сегодня с нашим гостем и соведущим, депутатом Государственной Думы Александром Козловским.

Александр Козловский: Добрый день.

Алексей Овчинников: Зная, что у вас очень плотный и насыщенный график, спасибо, что уделили нам время. Давайте начнем с развития территориального общественного самоуправления в России. Наши радиослушатели, возможно, удивились, что мы сегодня в эфире «Эхономики» обсуждаем территориальное самоуправление. Вот в чем дело. Летом Совет по местному самоуправлению в Совете Федерации проводил заседание, как раз посвященное развитию ТОСов. Там вице-спикер Андрей Турчак сказал, что ТОСы могут способствовать стремительному прорыву не только в социальной сфере, но также в экономике и даже в научно-технологических сферах. Александр Николаевич, вы согласны с такой трактовкой? Действительно ли может помочь экономике именно территориальное самоуправление? Да и в принципе давайте еще раз поясним нашим радиослушателям, что же это такое - территориально общественное самоуправление и зачем оно нужно. Почему именно в этом году мы снова заговорили о ТОСах особенно активно? Дело только в очередном майском указе президента или в чем-то еще?

Александр Козловский: Хотел бы напомнить, еще год назад проходило большое совещание, которое как раз и касалось территориального общественного самоуправления. Проводил его Владимир Путин. Виктор Борисович Кидяев, мой коллега, депутат Госдумы, возглавляет Общенациональную ассоциацию территориального общественного самоуправления Российской Федерации. Как раз он делал доклад по развитию ТОСов на территории РФ. Этот год достаточно плодотворно прошел в этом направлении. Конечно, система самоуправления для многих, наверное, непонятна, многие ее опасаются, боятся. Но сегодня этому уделяется особое внимание. Я хотел бы напомнить, что буквально летом на территории Псковской области, в Острове, Михаил Юрьевич Ведерников проводил совещание, на котором присутствовал полномочный представитель президента РФ Беглов Александр Дмитриевич, где тоже заслушивались вопросы, касающиеся развития ТОС на территории Псковской области. Делали доклады главы районов, муниципалитетов. С одной стороны мы говорим, что эта система несильно развита в нашей области, но, наверное, здесь все зависит больше от информированности. На территории Псковской области уже существует достаточно большое количество ТОСов, и по Северо-Западу мы где-то находимся на втором месте. Это более 600 ТОСов. Один из мощных претендентов по развитию ТОСов существует в городе Великие Луки. Более полутора лет там существует институт советников, помощников главы города, которые представляют дворовые территории, дома. Их в Великих Луках около 400. Это довольно-таки большая сетка. Практически все дворовые территории представлены этими советниками. Это люди, которые выбраны или делегированы домами, жителями тех территорий, которые они представляют. Они сегодня активно участвуют в жизни своих дворовых территорий. Хотелось бы сказать, что эта система самоуправления присутствовала еще во времена СССР и активно развивается за рубежом. Здесь не зависит, в каком строе мы живем - главное, что существуют активные граждане, которые сегодня хотели бы участвовать в системе управления тех территорий, которые они представляют. Это то, с чем мы сегодня сталкиваемся. Когда мы говорим, что это не совсем касается экономики, то я могу вам сказать следующее: любое промышленное производственное предприятие состоит из коллектива. Коллектив - это наши граждане, которые живут как раз вот в этих дворах. Насколько им будет там комфортно проживать, настолько они будут качественно работать на этих предприятиях? Здесь, мне кажется, каждый руководитель заинтересован в том, чтобы в быту у людей было все хорошо, чтобы их дворовые территории были благоустроено. Но активные люди все равно должны участвовать в управлении этими территориями. Поэтому эта инициатива возникла не случайно, она не нова. Здесь наши цели и задачи сегодня – развивать систему общественного самоуправления. Наш регион должен быть «впереди планеты всей» - можно и такое выражение применить. Еще раз повторю, что буквально вчера Михаил Юрьевич Ведерников проводил совещание по поводу развития ТОСов. Я думаю, что в ближайшее время будут проведены достаточно большие мероприятия, будут представлены достаточно большие территории, скорее всего, это будет по Северо-Западу какое-то большое совещание. Пока это предварительные наметки, но я надеюсь, что Псков примет делегатов от других областей - для этого мы все сделаем. Заодно будет возможность поделиться своим опытом и посмотреть, как это устроено в других регионах.

Алексей Овчинников: А вот что касается нашего опыта: в Великих Луках достаточно интересный опыт института общественных советников при главе города. Я так понимаю, что это даже не совсем ТОС. Это следующий шаг, новый уровень или это все-таки в привычном понимании ТОС?

Александр Козловский: Это один из вариантов участия граждан в системе самоуправления. Институт советников принимает участие даже в формировании городского бюджета, решает, куда будут распределяться деньги, которые касаются непосредственно их территории, какие дороги надо заасфальтировать, где надо установить спортивную площадку, где необходимо установить детскую площадку, где песочницу сделать, где поправить какие-то козырьки или еще что-то. То, что касается наведения порядка на территории. Самое главное, что люди имеют возможность участвовать непосредственно в этих мероприятиях. Если посмотреть детально, каким образом это проходит в Великих Луках, то сами граждане участвуют в этой работе. Например, город привозит песок, щебень, горзеленхоз - рассаду, какие-то деревья, а непосредственно высаживают их граждане. Они определяют, где разбить небольшой скверик, где посадить кустик черемухи, а где необходима клумба, где засыпать какую-то ямку. Такая синергия присутствует. Если установлена какая-то лавка, то жители смотрят за ней, чтобы ее не сломали. Мы часто являемся свидетелями того, что привезли лавку, установили, а потом оказывается, что не совсем там ее установили. Людям, которые проживают в этом дворе, неудобно ею пользоваться. Чтобы этих моментов не было, как раз активные граждане сами участвуют в этих процессах.

Алексей Овчинников: Я так понимаю, муниципалитет вкладывается деньгами, а граждане – своим трудом.

Александр Козловский: Сегодня да. Мы даже решили как-то монетизировать этот труд, то есть перевести это все в финансы. Мы с вами обязательно поделимся, когда у нас появятся первые результаты, озвучим эти цифры. Мне кажется, что людям будет приятно, что они своим трудом непосредственно участвуют в этих процессах.

Алексей Овчинников: Председатель Общественного совета при Государственном комитете региона по делам строительства и ЖКХ Алексей Кириллов отмечает, что пока в Псковской области данная форма не приобрела широкой популярности. На одном из круглых столов он сообщил, что на данный момент в Псковской области официально зарегистрировано только одно территориальное общественное самоуправление. Его, правда, там поправили - нашлось еще одно. Вроде как их в целом три. Все равно этого недостаточно. Какую работу можно провести, чтобы людей, действительно, заинтересовать в таком методе самоуправления?

Александр Козловский: Мы все время говорим о таких официальных данных: сколько зарегистрировано, сколько не зарегистрировано. Если мы возьмем Общенациональную ассоциацию территориальных общественных территорий - ту, которую возглавляет Кидяев Виктор Борисович, то там как раз великолукский ТОС зарегистрирован. На сегодняшний день по статистике почти 400 человек являются представителями ТОСов. Эта форма общественных советников признана системой местного самоуправления. Я думаю, что мы не должны уходить от названия - признали, не признали. Мне кажется, что такой опыт есть и у других районов. Просто мы мало о нем знаем. Наверное, сегодня наша передача как раз и заключается в том, чтобы людям разъяснить возможности развития этой системы территориального общественного самоуправления на территории Псковской области. Мне кажется, что ни один здравомыслящий глава не откажется от таких помощников, которые не только будут заниматься организацией такого территориального самоуправления и привлекать общественность к какому-то труду на своей территории, а самое главное, что мы с помощью этой системы можем и контролировать качество выполнения работ исполнительной власти. Когда общественность стоит на страже выполнения тех обязательств, которые берет на себя исполнительная власть, как раз, мне кажется, глава может контролировать все эти процессы. Уже не один заместитель по экономике или по строительству и ЖКХ не обманет главу, потому что зачастую бывают такие моменты. И эта синергия должна способствовать улучшению условий нашего проживания.

Алексей Овчинников: Александр Николаевич, вы наверняка знаете, что есть и скептические оценки ТОСов. В частности, высказывается мнение, что у нас граждане просто психологически не готовы к такой форме. У нас граждане неохотно собирались в ТСЖ, в ТСН, в общем-то, даже на собрание людей собрать даже очень сложно - не то, что в более глобальные формы. Где нам найти столько активных и инициативных людей? Еще одна скептическая точка зрения: где гарантии, что власти будут слушать этих людей?

Александр Козловский: Алексей, я вам еще раз привожу пример. Город Великие Луки. Приезжайте, там люди готовы поделиться своим опытом. 358 человек, которые уже более года работают на территории. Они являются непосредственными участниками этого процесса. Никогда таких людей не было, конечно, в избытке. Но мы знаем, что в каждом доме, мы же с вами тоже живем, есть активные граждане, которые волнуются за то состояние, в каком находится их двор, их дом. Этих людей просто надо поискать. А то, что вы говорите, насколько готова власть к этим переменам, я еще раз говорю, если глава города, муниципалитета, глава района заинтересован, чтобы на его территории проходили какие-то положительные изменения, то он, конечно, этой идеей воспользуется. Если нет, то надо смотреть, насколько этот глава находится на своем месте и почему он не привлекает общественность. Может быть, там существуют элементы коррупции. Как раз общественность должна нам подсказать, где правильно люди сидят, где неправильно, насколько чиновники качественно выполняют взятые на себя обязательства.

Алексей Овчинников: Насколько мне известно, на прошлой неделе вы стали заместителем председателя Правления общественной организации территориального общественного самоуправления. Расскажите, что вы собираетесь делать в рамках этой должности, какая работа будет проводиться.

Александр Козловский: На сегодняшний день наша задача – реанимировать или придать импульс развитию территориального общественного самоуправления на территории всей Российской Федерации. Планируется сейчас выделить несколько таких пилотных регионов для того, чтобы эту систему и обкатать, и посмотреть, как она работает, посмотреть, какой опыт применить на той или иной территории. Каждая территория индивидуальна. Где-то есть закрытые территории, военные городки. Как там эту систему организовать. В принципе пожелания и активность граждан, непосредственное участие в управлении территориями на сегодняшний день востребована. Зачастую чиновники подходят к этому формально, а нам надо от этого избавляться.

Алексей Овчинников: Давайте подскажем нашим радиослушателям. Кто-то сейчас загорелся идеей, что действительно стоит попробовать? С чего начинать, куда обратиться?

Александр Козловский: Обращайтесь прямо ко мне через контакты на сайте Госдумы, через помощников, через приемную Дмитрия Анатольевича Медведева, через партию. Всех желающих мы проконсультируем и готовы ответить на вопросы. Либо я лично, либо через помощников.

Алексей Овчинников: Спасибо. Давайте перейдем к другой теме, где тоже можно поговорить о психологической, этической готовности наших граждан. Это тема раздельного сбора мусора. Как, по вашим оценкам, у нас люди созрели уже для такой методики сбора мусора, или есть еще над чем поработать? Насколько успешно у нас реализуется такой проект по раздельному сбору мусора конкретно в нашем регионе?

Александр Козловский: Здесь тоже у нас недоинформирование. В Пскове в свое время на своих выборах я проходил много дворовых территорий. Уже в то время, в 2015 - 2016 году, я видел контейнеры для сбора пластика. На самом деле был приятно удивлен. Инициатором этого сбора как раз были жители домов. В последующем та же самая ситуация произошла в Великих Луках. Там на сегодняшний день более 60% пунктов сбора мусора во дворах, где стоят баки, обеспечены контейнерами для сбора пластика. Собирается металл, макулатура. Сегодня мы провели достаточно большую работу, около четырех месяцев мы собирали информацию по всем регионам. Есть регионы, которые отстают по этому направлению. Но в большинстве регионов присутствует эта система по раздельному сбору мусора. Она сегодня, конечно, не систематизирована. Наша задача – ее систематизировать, сделать так, чтобы эта система сбора мусора, в первую очередь, присутствовала в наших образовательных учреждениях, чтобы мы начинали растить то поколение, для которого раздельный сбор мусора будет то же самое, как с утра почистить зубы. Они должны быть погружены в эту среду. Это не должны быть какие-то отдельные уроки, это должна быть та среда. Школьники, ребята, которые посещают детские сады, по 8-12 часов находятся в учебных заведениях. Надо эту систему вводить туда. Дальше что? Каким образом происходит утилизация этих отходов? Чтобы все это не сбрасывалось в один контейнер, а потом все это вместе с пищевыми отходами попадало на ленту и перерабатывалось. И хорошо, если перерабатывалось, а не отправлялось на свалку, а потом в течение 400-600 лет перегнивало (если вообще перегниет). С 1 января мы входим в новую систему. Во-первых, договоры должны будут заключаться. То, что касается городов, у нас всегда все было понятно. Города заключали договоры, и мы получали квиточки по сбору мусора. До сих пор в сельской местности эта система не работала. Сегодня наша задача - чтобы наши леса, наши озера, то, что вокруг деревень, вокруг поселков, причем даже современных поселков, которые в пригородах больших городов создаются, чтобы вот эти зеленые зоны не засорялись пластиком. Если еще 10-15 лет назад мы собирали грибы, и было редкостью увидеть пластик, то сегодня редкость – зайти в лес и не увидеть пластиковую бутылку.

Алексей Овчинников: К сожалению, это так.

Александр Козловский: А что будет через 10 лет? Через 10 лет мы будем просто по нему ходить. Нам, конечно, здесь надо что-то менять. Раздельный сбор мусора – это та возможность, которая… Можно, во-первых, снизить тарифы по сбору, по утилизации этих отходов, заинтересовать через это граждан. У тех, кто собирает раздельно мусор, должен быть пониженный тариф. Не нужна же предварительная сортировка, чтобы избавиться от этих лент! Ну, а кто выбрасывает все вместе - для тех более высокий тариф. Самое главное – это места по утилизации, вернее, по сбору бытовых отходов. Они должны присутствовать во всех населенных пунктах. Как это будет проходить в Псковской области? У нас свыше 5000 населенных пунктов. В некоторых деревнях живет по одному жителю, где-то по семь. Понятно, что они будут копить этот мусор несколько месяцев. Что с этим делать? Здесь я выступаю за то, чтобы регион получал федеральную поддержку. Здесь стоит большая задача, большая проблема перед администрацией, перед губернатором, чтобы доказать, что каждая территория индивидуальна. Одно дело - раздельный сбор мусора в больших мегаполисах, где это все экономически выгодно, другое дело - в таких регионах, как Псковская, Новгородская, Смоленская область, где очень много маленьких населенных пунктов. Исторически здесь была хуторная система. Как собирать здесь мусор, чтобы жители платили не за то, что они выносят этот мусор в лес? Может быть, и так получиться. Наша задача – эту проблему решить. Она сейчас обозначена и в ближайшее время будет активно обсуждаться на федеральном уровне и, конечно, в регионах.

Алексей Овчинников: А можно увязать две темы - территориального общественного управления и раздельного сбора мусора? Они могут как-то друг другу помочь?

Александр Козловский: Конечно, могут. Вы правильно подметили, что сегодня, где присутствует раздельный сбор мусора, он присутствует по инициативе тех граждан - по сути дела работает система общественного самоуправления. Они сами установили эти баки, они сами договорились, что будет раздельный сбор, они сами договорились с ЖКХ, что вот этот пластик должен вывозиться отдельными машинами. Эта система заработала. Это опять-таки те инициативные граждане, о которых вы говорите, что их не хватает. На самом деле, как раз их-то хватает, только к ним надо прислушиваться. Здесь задача депутатов Госдумы - как обратить внимание властей на этих людей.

Алексей Овчинников: Мне очень понравилась ваша реплика о том, что было бы неплохо снизить тарифы для тех, кто занимается раздельным сбором мусора. Не секрет, что есть такая скептическая точка зрения, что этот раздельный сбор мусора – это перекладывание проблем оператора на население, что они за него его работу делают. Если будет такой льготный тариф, это снимет вопрос раз и навсегда. Я знаю, что при экономическом комитете Госдумы создан Экспертный совет по развитию промышленности и инновационных технологий по переработке отходов производства и потребления. Вы являетесь его сопредседателем. Спрошу, как говорится, в лоб. О чем вы на этих заседаниях говорите, а главное - насколько эти беседы продуктивны?

Александр Козловский: Я говорил в начале беседы, что мы провели громадную работу по изучению самой этой проблемы, насколько регионы участвуют в этих процессах.

Алексей Овчинников: Я надеюсь, мы не в числе отстающих.

Александр Козловский: Да нет, мы одни из первых, и здесь у нас достаточно большой опыт. Есть регионы, у которых эти инициативы по раздельному сбору мусора на более высоком уровне.

Алексей Овчинников: Нам есть, к чему стремиться.

Александр Козловский: Да. Есть, к чему стремиться и поучиться. Опять-таки есть особенности территории. Надо смотреть на геополитическое расположение регионов, разбросанность малых населенных пунктов. Сегодня мы смотрим их опыт и планируем, чтобы накопить базу данных опыта других регионов, для того чтобы самые лучшие практики распространить на всей территории РФ. Та работа, которую мы проводим, не пропадает, мы передаем в правительство, делимся с муниципалитетами, мы распространяем эту информацию, мы показываем, как это работает в отдельных городах, населенных пунктах, областях, в отдельных закрытых территориальных образованиях. Например, как эту систему организовали в Сколково? Там как раз все с детского сада начинается, и на всей территории Сколково действует этот раздельный сбор мусора и его первичная переработка. То есть они самоорганизовались внутри и экономят на вывозе мусора, причем, достаточно большие деньги. Что-то они даже перерабатывают, продукцию получают, из пластика плитку льют. У нас на территории Пскова есть как раз такие примеры. Плюс применение современных технологий на территории РФ - тех технологий, которые позволяют успешно бороться с накоплением мусора. Сегодня свалки – это не проблема какого-то одного региона. Это проблема всех регионов. Только где-то в большей степени, где-то в меньшей. Конечно, чем крупнее регион, тем проблема эта более существенная. Сегодня, например, Москва и Московская область уже больше посматривают на соседние регионы, чтобы туда вывозить свой мусор. Я считаю, что здесь необходимо применять современные технологии. В Московской области будут строиться несколько мусоросжигающих заводов, которые позволят таким образом утилизировать эти отходы, чтобы причинять природе наименьший вред. Конечно, очень много споров по этим вопросам, но тем не менее, эти технологии применяются, например, в Японии. И те же мусоросжигающие заводы стоят десятками в крупнейших городах-миллионниках, в том же Токио. Я сам наблюдал, как они работают. Конечно, никакого там запаха не присутствует. С другой стороны, надо же понимать и наши реалии, реалии русских людей. Здесь необходимо, чтобы технологии были скопированы на 100%, чтобы у нас не закончилось только на строительстве, а потом обслуживании. Здесь очень важно обслуживать, чтобы фильтры вовремя меняли, чтобы не появлялось каких-то запахов, постоянно мониторить ситуацию вокруг этих предприятий, которые будут устанавливаться. Подобные предприятия должны появляться на всех территориях. Должна появиться целая отрасль, которая будет заниматься утилизацией и обезвреживанием отходов.

Радиослушатель: Здравствуйте. Ваш надоеда Сергей Иванович. Если уж проводить эти программы, то, на мой взгляд, нужно не этим заниматься. Сейчас люди платят налоги. На эти налоги исполнители должны выполнять услуги по содержанию, уборке - так сказать, по нормализации жизни. Если вы хотите, власть предержащие, сэкономить на этом и сделать другую систему, то нужно налоги оставлять на местном уровне, в распоряжении сообщества. Тем самым вы сэкономите. Нужно это все узаконить на уровне субъекта, дать этому правовую основу и дальше разрабатывать. А разрабатывать надо тогда возрождение региона, давать налоговую базу региону. Это бюджетный кодекс, бюджетные отношения, чтобы была стабильная работа. Это должно проводиться независимо от того, есть деньги или нет денег. Люди должны и в виде налогов жертвовать туда, и спонсорская помощь, тогда будет развитие территории, тогда будет благопроцветание. А пока занимаетесь демагогией - надо, надо, надо указы президента исполнить, ничего не исполните. Спасибо.

Александр Козловский: Очень приятно, что Сергея Ивановича волнует вопрос, он видит решение в таком плане. Здесь сейчас мы немножко говорим о другом. О том, чтобы привлекать общественность к тому, чтобы из бюджета, из наших небольших региональных бюджетов, таких, как Псковская область, непосредственно муниципальных бюджетов, чтобы деньги, которые выделяются на территории, чтобы они правильно и грамотно тратились. Как раз общественность может помочь распределить эти деньги. А то, что необходимо заниматься тем, чтобы наполнять бюджет, конечно, мы должны строить новые предприятия, давать возможность развиваться предпринимательству, бизнесу, поддерживать, развивать особые экономические зоны, которые у нас есть, привлекать туда новых резидентов, развивать другие меры поддержки, заводить сюда федеральные меры поддержки и по сельскому хозяйству, и по машиностроению. Сегодня масса возможностей, которые у нас существуют. Когда мы говорим о ТОСах, о том, чтобы все-таки привлечь активную общественность к тому, чтобы те деньги, которые тратит исполнительная власть, тратились грамотно. Тратились в первую очередь именно на те мероприятия, которые сегодня принесут пользу для наших граждан, которые проживают на этих территориях.

Алексей Овчинников: Дай-то Бог. Мы с вами плавно перетечем в бизнес по выполнению бюджета. Я хочу поговорить про предприятия, которые у нас работают на оборонно-промышленных комплексах. В июле вице-премьер правительства Юрий Борисов заявил, что если оборонные предприятия не научатся диверсифицировать свои производства, то у них могут возникнуть серьезные проблемы. По его словам, колебания гособоронзаказа достаточно вещь такая традиционная, случаются лучшие времена, случаются худшие. Это специфика не только российского ОПК, а в целом по всему миру. Тем не менее, предприятия должны научиться парировать такие угрозы и должны учиться свое производство диверсифицировать. Как, по вашему мнению, следует нам ждать шоковых ситуаций, о которых предупреждают даже на уровне правительства и какая работа ведется в том направлении, чтобы предприятия оборонки все-таки научились делать не только оборонные заказы?

Александр Козловский: Если помните, у нас тема диверсификации возникает периодически. Она была в 80-х годах, перетекала на 90-е годы. Некоторые оборонные предприятия начинали производить непрофильную продукцию в виде сковородок, не наукоемких изделий. Сегодня задача совсем другая. Задача поставлена президентом. Я считаю, что и правильно, и своевременно. Использовать тот потенциал, который сегодня существует в оборонных предприятиях. Делаются не только ракеты, бомбы, делается масса электроники. Там существуют конструкторские бюро, разработки, которые можно использовать в нашей повседневной жизни. Вот о чем идет речь. То есть использовать тот научный потенциал, который сегодня сконцентрирован в оборонке, чтобы он не пропал даром. Мы помним, как закрывались оборонные предприятия в 90-х годах. Чтобы не было второй волны, мы должны оборонным предприятиям дать возможность производить гражданскую продукцию. Этот опыт, причем успешно существует и при меняется в Западных странах. Здесь ничего нового не придумали. Каким образом это сделать? Надо сделать таким образом, чтобы мы опять не вернулись к этим сковородкам. Хотя сковородки тоже нужны. Но их успешно делают наши гражданские предприятия. Не надо думать, что это простое дело. Сегодня у нас на рынке существует масса различных иностранных предприятий, с которыми наши гражданские предприятия конкурируют, в том числе и по производству посуды, металлопосуды. У нас на территории немного таких предприятий ОПК. Но одно из них существует. Как раз, если помните, в мае проводился выездной экспертный совет, где присутствовал Гутенев Владимир Владимирович, была проведена большая работа, она касалась медицинской техники. Завод АДС сегодня начал производство той медицинской техники, которая идет по программе импортозамещения. Проблема в том, что даже оборонные предприятия сталкиваются с тем, что, например, Минздрав не очень-то смотрит в их сторону по поводу этой программы импортозамещения. С одной стороны, я их понимаю - мы здесь не должны экспериментировать над живыми людьми, с другой стороны, выполняя все технические требования, необходимо дать возможность применения этой техники в медицинских учреждениях. Эти меры поддержки озвучиваются. Помните, когда проходил в мае этот Экспертный совет, то в это время он был так сложно организован - проводились медицинские операции, сюда приезжали врачи, были прямые включения прямо с операционных? Более 250 врачей на удаленке получали консультации, комментарии при проведении тех или иных операций. Там как раз вопросы были связаны с производством техники для малоинвазивных операций. Например, в Японии, США, Евросоюзе таких операций проводится более 70%, каких-то странах до 90%. У нас таких операций, к сожалению, проводится всего лишь 15-20, где-то 30%. И то это в бОльшей степени в крупных городах. Все остальные – это полостные операции, которые выводят человека из строя на несколько недель. А малоинвазивные – 2-3 дня и человек может опять жить своей жизнью, он может трудиться. Здесь сплошная польза: человек меньше травмируется, меньше требуется времени на восстановление, экономика не страдает, меньше больничных, сплошная выгода. Тогда и проводилось это мероприятие для того, чтобы рассказать и показать, что позволяют сделать технологии, что технологиями на сегодняшний день обладают предприятия, которые работают в ОПК.

Алексей Овчинников: Я здесь вижу даже добрую иронию. Предприятия, которые работали на такой сектор, который несет, как ни крути, разрушения, вдруг начинают работать на сектор, который наоборот сберегает жизни. Это хорошая тенденция.

Александр Козловский: Это несомненно. Но мы должны тоже понимать, ОПК как раз работает для того, чтобы сохранять жизни наших граждан. Тот потенциал, которым мы сегодня обладаем, насколько он мощный, насколько он технически современный, он обеспечивает наше будущее. Мы же не пускаем это вход, а делаем это, если кто-то нам угрожает. Если у нас есть в запасе такие современные технологии, мы их периодически показываем, то мы обеспечиваем будущее нашей страны, наших граждан.

Алексей Овчинников: А то, что касается диверсификации...

Александр Козловский: А то, что касается диверсификации, то одно не исключает другого. За десятилетия работы ОПК накопился большой научный потенциал, который сегодня можно использовать в гражданской жизни. Но есть определенные сложности. Очень тяжело переключиться, но все это возможно, тем более это должно в первую очередь касаться программы импортозамещения. Такая сложная техника, которая сегодня применяется в медицине, как раз те вызовы, которые могут принять те специалисты, инженеры, которые работают на этих предприятиях, показать свои возможности.

Алексей Овчинников: Вы затронули такую интересную тему, когда госзаказ не очень заинтересован в продукции, например, местных предпринимателей, производств. Я вот эту тему слышал еще на недавней встрече. Она проходила 28 августа в Общественной приемной губернатора, когда проходил круглый стол с производителями Псковской области. Вы тогда были модератором, и меня удивили такие моменты, когда предприниматели жаловались, что они не чувствуют, собственно говоря, никакой поддержки. Вроде как чиновники говорят, что этой поддержки завались, причем, по всем фронтам, а по факту предприниматели продолжают жаловаться, что поддержки маловато будет. В том числе они говорили о том, как они не очень себя видят с точки зрения госзаказа. Что делать?

Александр Козловский: Я до избрания в Госдуму тоже работал руководителем промышленного предприятия. Я их тоже понимаю. Есть недостаток информированности, недостаток общения. Что мне понравилось, что на следующей встрече после этого круглого стола была пояснительная записка, направленная губернатору, которую он изучил и сказал, что мы должны уделить бизнесу особое внимание. У каждого предпринимателя, независимо где он работает, на территории, он пришел с другой территории, хочет здесь организовать бизнес, мы его должны брать за руку и помогать ему в его проблемах.

Радиослушатель: Здравствуйте. Наталья. Я по поводу раздельного сбора мусора. Наверное, не с того начинают, уважаемый Александр Козловский. Надо чтобы во дворах были специальные контейнеры для каждого вида - для стекла, для бумаги. С этого надо начинать. Если мы будем в отдельных пакетиках бросать стекло в мусоропровод, он разорвется - все равно кому-то разбирать. Вот есть опыт города Саранска. В интернете видела специальные контейнеры, яркие, чтобы люди знали. А какой это будет сбор? Не с того начинаете.

Алексей Овчинников: Наталья, спасибо. Услышали вас, но, мне кажется, что как раз речь и идет об установке отдельных контейнеров, а не об отдельных пакетиках.

Александр Козловский: О чем я и говорил. На сегодняшний день мы видим часто, как это происходит в других регионах, но не знаем и не понимаем, что происходит у нас здесь. У нас есть школы, которые сейчас как раз переходят на раздельный сбор мусора. У нас есть дворовые территории, причем их в Великих Луках больше 50%, в Пскове их тоже достаточно большое количество, где есть отдельные контейнеры, где собирается пластик. Все это есть. К сожалению, мы не видим этого. Большая работа предстоит единому оператору, который выиграл конкурс и будет работать на территории Псковской области, как раз разъяснить и дать возможность тем людям, которые заинтересованы в этом, должны организовать этот раздельный сбор мусора. Оператор должен сам организовать этот раздельный сбор мусора.

Алексей Овчинников: Жители должны проявить активность.

Александр Козловский: А как без них?

Алексей Овчинников: Мне показалось, как будто кто-то ждет, что оно само появится.

Александр Козловский: Само это не появится. Без нашей активности не появится. А то, что Наталья сказала, что не будет никакого толку, что мы будем сами собирать в раздельные пакетики, потом сбрасывать в один бак и думать, что это раздельный сбор мусора. Конечно, нет. Конечно, здесь Наталья абсолютно права. Такой подход неприемлем. Я абсолютно поддерживаю ее в том, что необходимо начинать с дворовых территорий, с тех пунктов сбора мусора, которые у нас там находятся. Их необходимо правильно оборудовать.

Алексей Овчинников: Александр Николаевич, у нас совсем остается немного времени, давайте вернемся к поддержке местных производителей. Что можно попытаться сделать, если так коротко и емко?

Александр Козловский: Начата большая работа по тем мерам поддержки, которая сегодня существует в регионе. Многие предприниматели не знают об этих мерах поддержки. Те меры поддержки, которые существуют на федеральном уровне. Нужна воля администрации и губернатора, губернатор об этом говорил, чтобы поддержать местных сельхозпроизводителей, чтобы их продукты питания оказались на полках торговых сетей. Здесь есть изменения. Я знаю, что некоторые сети уже заинтересованы. Они ищут поставщика фермерских продуктов, организовывают отдельные уголки фермерских продуктов, произведенных на территории Псковской области. Думаю, в ближайшее время мы увидим эти изменения. Ну и с чего я начал: мы должны брать каждого предпринимателя и водить его по тем кабинетам, собирать вместе с ними справки, которые необходимы, а лучше, чтобы этих справок было меньше. Либо создавать такую службу одного окна, предоставлять ему возможности рассказывать о территориях, которые сегодня в регионе есть, об экономических зонах, кластере, о тех преференциях и возможностях, которые существуют непосредственно в районах, потому что мы должны не только о городах думать, но и о районах, чтобы районы тоже жили полноценной жизнью, чтобы там появлялись эти производства. Эта вся работа предстоит. Эта работа должна быть возложена на администрацию. Я часто общаюсь со своими коллегами из Татарстана, с депутатами ГД, многие ревнуют Татарстан, что ему уделяют особое внимание при поддержке, но у них эта работа организована. Они бьются за каждого предпринимателя, за каждого производителя, который готов там организовать какое-то производство на их территории. Они отстаивают его интересы. Так и должно быть, потому что это потенциальные налогоплательщики. Именно на эти налоги потом можно развивать наши территории и наполнять муниципальные бюджеты в том числе.

Алексей Овчинников: Остается надеяться, что рано, а не поздно такое будет и у нас.

Александр Козловский: Такое уже начинается. Уже начато. Михаил Юрьевич заявил, что именно такой подход у нас и должен быть. Здесь должны сориентироваться его заместители, руководители профильных комитетов, комитета по сельскому хозяйству, по экономике. Именно водить за руку, искать их на территории всей Российской Федерации и приводить сюда. Поддерживать в первую очередь тех предпринимателей, тех бизнесменов, которые уже работают на территории Псковской области.

Алексей Овчинников: На этой позитивной ноте предлагаю закончить. Спасибо огромное за участие в нашем эфире. До свидания.

Александр Козловский: До свидания.

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Экономика
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 231 человек