Экономика

Пармезан вашему хамону

15.05.2019 16:51|ПсковКомментариев: 1

Немало шума в СМИ и соцсетях наделало письмо Национальной мясной ассоциации вице-премьеру Алексею Гордееву, в котором правительству РФ прямым текстом предлагалось запретить ввозить в страну мясные и молочные продукты в багаже или ручной клади. Сначала это показалось лишь очередным одиозным заявлением отечественных производителей, но ровно до тех пор, пока эту идею в официальных речах не поддержали Минсельхоз и Россельхознадзор.

Однако на фоне волны возмущений уважаемые ведомства как будто пошли на попятную и заявили, что уже действующие ограничения никто менять не собирается. В то же время поправки в закон «О ветеренарии», в котором, в том числе, регулируются вопросы контроля за ввозом импортных продуктов животноводства для личного потребления гражданами, все еще обсуждаются, а значит, и точку в этой истории ставить еще рано.


Автор рисунка: художник Апофигей Пройдемтес

За балабола ответишь

Напомню, глобальный, промышленный импорт в Россию мясной и других видов продукции из Евросоюза, США, Канады и ряда других стран запретили еще в 2014 году. Продуктовое эмбарго стало «нашим ответом Чемберлену» в ответ на санкции, связанные с присоединением Крыма. Однако гражданам не запрещали провозить продукты в личной поклаже с условием, что их вес не будет превышать 5 кг, и все они строго в заводской упаковке. Но все еще может измениться.

Уже сейчас действует оговорка, что эти самые пять килограмм «санкционки» могут и не пустить в Россию, если в странах, где произведен товар и откуда он вывезен, зафиксированы заразные болезни животных. Теоретически на таможне к вам может подойти сотрудник Россельхознадзора, ознакомиться с содержимым поклажи и изъять представляющее угрозу, не взирая на вес.

К слову, согласно размещенным на сайте Россельхознадзора данным Международного эпизоотического бюро, в апреле 2019 года болезни животных были зафиксированы в 17 странах, сопредельных с Россией и являющихся ее торговыми партнерами. Например, вспышки африканской чумы свиней были зафиксированы в Латвии, Польше и на Украине, катаральной лихорадки овец - в Германии, а губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота - в Испании и Польше.

Но Национальной мясной ассоциации, в которую входят такие компании, как «Мираторг», «Ремит», «Черкизово» и «Велком», решили пойти дальше и предложили вести полный и тотальный запрет на зарубежные товары молочного и мясного происхождения. Кроме того, указанные производители призвали повысить ответственность за незаконный ввоз такой продукции. Исключение согласились сделать только для детских молочных смесей.

Ожидаемо предлагаемые запретительные меры встретили волну негатива среди россиян, которые так или иначе бывают за границей и предпочитают возвращаться домой не с пустыми руками. Не удержался от едкого комментария даже один из замминистров - Виктор Евтухов из министерства промышленности и торговли в эфире телеканала РБК отметил, что, когда слышит о подобных идеях, то ему хочется взять томик Жванецкого и вспомнить некоторые его афоризмы. К примеру, «Красиво жить не запретишь, но помешать можно».

Не заставила себя ждать и ответная, не менее негативная реакция со стороны инициаторов. Особенно отличился глава «Мираторга» Виктор Линник, назвавший всех, кто выступает против запрета на ввоз продуктов из-за рубежа, балаболами.

«Хамон нужно есть в Испании, брезаолу - в Италии, пармезан - во Франции. Если мне что-то нужно в России, я иду и покупаю местную продукцию», - сказал он, как отрезал. Не совсем, правда, понятно, почему пармезан - итальянский сорт сыра - нужно есть непременно во Франции, логичнее было бы упомянуть камамбер или рокфор, но посыл в целом ясен - оставь «молочку» всяк сюда въезжающий.

Причем такой радикальный запрет Виктор Линник объяснил исключительно благими намерениями: безопасностью и необходимостью развития собственной страны. Правда, в последнем пункте кроется некоторое противоречие, ведь сам бизнесмен настаивает, что прибыль российских производителей мясомолочной продукции после полного запрета на ввоз в Россию хамона и прочих пармезанов не увеличится.

Федеральные телеканалы тоже оперативно подхватили тему и тут же стали напоминать, насколько опасно в принципе есть сыровяленые продукты, показывая в кадре производство хамона. Мол, и токсоплазмозом можно заразиться и даже какими-то клещами, вызывающими расстройство желудка. Шах и мат, гурманы! Странно только, что не менее «красивой» легенды не придумали для моцареллы или бри. А еще было бы интересно проверить столь же основательно российскую сыровяленку - что бы там нашли любопытные исследователи?

Ни хамоном единым

Любопытно и то, как ловко у нас подменяются понятия при обсуждении возможных продуктовых запретов. Еще когда готовились к запуску контрсанкции, нас увещевали, что без пармезана и хамона можно прекрасно прожить. И с этим сложно не согласиться. Однако при этом как будто забывали напомнить, что вместе с гурманскими изысками с прилавков исчезнет и самая обычная «молочка» и мясная продукция зарубежных производителей.

Понятно, почему делается нажим на национальные сорта сыра или мясных деликатесов: зачастую они относятся к числу защищенных по происхождению продуктов, то есть предусматривают абсолютное соблюдение рецептуры, использование строго оговоренного исходного сырья и производство исключительно в обозначенном месте региона. Такое так просто не импортозаместишь. А обычную продукцию, без всех этих правовых обременений, вполне можно производить где угодно. Однако очень скоро мы все осознали, что бесплатный сыр бывает только в мышеловках: магазины заполнила псевдомолочная продукция, а Россельхознадзор бодро отчитался о почти 50%-ном выявлении фальсификата. За что боролись? Кого наказали?

Теперь нам говорят, что весь этот фальсификат и псевдосыры текут рекой в наши магазины из-за все той же заграницы. И даже все тот же личный багаж к делу приплели, поскольку некоторые якобы-туристы везут из контрсанкционированных стран санкционку огромными сумками, а потом ее здесь сбывают по сходной цене. Не секрет, что такое действительно происходит. В Пскове на днях даже целую точку по продаже санкционки на рынке «Нива» закрыли, чем опечалили, к слову, многих жителей города. Но это вопросы к сотрудникам Россельхознадзора, работающим на таможенных пунктах пропуска, и к прочим контролирующим ведомствам. И уж совсем непонятно, как такие продукты «вне закона» могут попадать в приличные, назовем их так, магазины. Те самые продукты, на которые клеят наклейки «Сыр», хотя это в лучшем случае лишь сыроподобный продукт. Это точно делают прибалты, белорусы и украинцы?

А вот что пишут «Известия»: «Информация о попадании на прилавки магазинов зараженной мясной продукции неоднократно замалчивалась. К примеру, в 2018 году Россельхознадзор зафиксировал появление мяса с вирусом африканской чумы свиней сразу в шести регионах - Тульской области, Мурманске, Екатеринбурге, Липецкой области, Воронеже и Татарстане. Кроме того, мясные изделия с геномом этого же вируса, которые производились в Калининградской области, были обнаружены в торговых сетях Курской области». Так что и хамона никакого везти не надо, можно в обычном сетевом магазине купить окорок с вполне реальным букетом болезней, а не каким-то там теоретическим.

К тому же некоторые эксперты утверждают, что ссылки на опасность завоза вместе с европейскими продуктами африканской чумы и прочей дряни в принципе не выдерживают никакой критики.

Сырую свиную ногу вам в любом случае никто провезти через границу не даст, это запрещено, а то, что ввозить можно, должно быть переработано и упаковано так, что ни одна бактерия не выживет. А с точки зрения эпизоотии ту же АЧС намного легче завезти на колесах автомобилей, если они проехали по зараженной местности.

Об этом говорит и известный псковский промышленник Игорь Савицкий: «Заражение животных происходит не от продуктов питания (свинье же не будут скармливать испанский хамон), а от миграции диких животных, например, кабанов. Кабан, больной чумой, может прибежать в наш регион, условно говоря, из Польши и пройти там, где пасут другой скот. А чтобы свинья заразилась от того, что кто-то съел с утра кусочек украинского сала, я таких случаев, честно говоря, не припомню. Не слышал я и о случаях, чтобы кто-то заболел сибирской язвой после употребления хамона».

Он напомнил, что жесткие межконтинентальные законы, которые действовали и действуют в Австралии, США и ряде других стран распространение некоторых заболеваний не остановили. «Даже при этих мерах уже все, что могло попасть из континента на континент, давно уже попало. Так что все они по большому счету бессмысленны», - добавил Игорь Савицкий.

По мнению промышленника, все объяснения запретов на ввоз мясных и молочных продуктов из-за рубежа заботой о здоровье российских граждан просто смешны.

«Вся эта ситуация очень наглядно показывает, как у нас сегодня устроена власть и как у нас сегодня, к сожалению, устроен бизнес. Вот к чему приводит полугосударственный бизнес - к хамскому, я бы даже сказал, жлобскому отношению к своим согражданам. У нас, к сожалению, нередко бизнес носит прогосударственный характер, в котором много не бизнесменов, а дилетантов. По моим оценкам, в крупном бизнесе на 70-80% работают непрофессионалы. В малом бизнесе ситуация с точностью до наоборот, там до 90% люди достаточно квалифицированные работают. Так называемые «ларечники» на самом деле и есть настоящие коммерсанты, которые понимают, что к чему», - высказался Игорь Савицкий.
 

Сам он связывает всю эту затею с брутальным мясным лобби, которое пытается защитить исключительно свои коммерческие интересы. «Если посмотреть на статистику, то в ближнее и дальнее Зарубежье в прошлом году выехало 45 млн граждан. Горе-коммерсант из «Мираторга», который, полагаю, сидит на государственной субсидии, видимо посчитал так: если 45 млн умножить на килограмм мясных продуктов, то получится, что в среднем люди ввезли около 45 тыс. тонн. А ведь поток туристов каждый год еще и растет, а значит и потери наших производителей растут. А если еще и все начнут по разрешенные пять килограммов возить?!» - высказался псковский промышленник и даже принес извинения от лица бизнес-сообщества за подобное поведение коллег.


Автор рисунка: художник Сергей Елкин

Запрещать = подталкивать нарушать

Генеральный директор группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев хоть и тоже считает затею с запретом на ввоз иностранных продуктов абсурдной, тем не менее заступается за членов Национальной мясной ассоциации и президента «Мираторг» в частности.

По мнению великолукского молочника, слова Виктора Линника о том, что частным лицам нужно запретить ввозить в Россию хамон и пармезан из-за рубежа были вырваны из контекста, хотя и согласился с тем, что они были чересчур эмоциональны. «Я сам с ни общался. Он имел в виду белорусские и украинские таможни, через которые поступает очень много несертифицированных товаров», - пояснил великолукский производственник.

К тому же Дмитрий Матвеев подчеркнул, что продукты, ввезенные из-за рубежа действительно могут представлять и опасность для здоровья их обладателя, и угрозу для местного агропромышленного сектора. Тот же самый сыр или колбасу путешественник мог теоретически купить на частной ферме или сыроварне, у которой нет лаборатории, и там в стаде могла оказаться корова с бешенством или лейкозом.

Однако, по мнению великолукского бизнесмена, о такой потенциальной опасности людей нужно предупреждать, а не действовать сугубо запретительными мерами. Он отметил, что в любом случае существуют продукты сугубо национальные, которые не являются распространенными в производстве в России. Например, некоторые виды сыров с плесенью. Горгондзолу в частности никогда в России не производили. «Почему бы такие продукты не привезти с собой? Того же итальянского сыра. Я не вижу в этом никакой трагедии», - добавил великолукский бизнесмен.

«Я считаю, что нельзя никому ничего запрещать. Особенно российскому человеку. Потому что, если российскому человеку что-то запретить, он, наоборот, постарается этот запрет во что бы то ни стало обойти. Государство должно не запрещать кому-то что-то ввозить или вывозить, а должно создавать такие условия, при которых бы на территории нашей страны производились качественные продукты. Тогда бы и у людей было меньше мотивации привозить с собой зарубежные продукты», - высказался Дмитрий Матвеев.
 

Кстати, в 2014 году Дмитрий Матвеев, несмотря на то, что сам производитель сыра, выступил против контрсанкций и продуктового эмбарго. Он спрогнозировал, что страна в результате столкнется с большими объемами фальсификата на рынке «молочки». Как в воду глядел.

Скажите «сыр»

Академик РАСХН заместитель вице-президента РАН по сельскому хозяйству Юрий Лачуга в интервью «Ридусу» напомнил, что контрсанкции в свое время вводились не только по принципу «око за око», но и с целью поддержки отечественного сельхозпроизводителя. Идея, может быть, и неплохая, но в реальности дела пошли совсем не в ту сторону, как это мыслилось авторам антисанкционной политики.

«Российские власти, вероятно, посчитали, что раз они избавили отечественного сельхозпроизводителя от иностранной конкуренции, то дела у того сами собой пойдут в гору. И вышло так, что сейчас господдержка аграриев в России находится на еще более низком уровне, чем это было в советское время», - констатировал академик.

По его мнению, мы пришли лишь к тому, что качество отечественной пищевой продукции сегодня не выдерживает никакой критики: российские сыроделы не знают, как изготовить нормальный сыр, нехватка качественного сырья вынуждает их добавлять в «сырный продукт» заменители «растительного происхождения».

И тут трудно не согласиться с Дмитрием Матвеевым. Действительно, чтобы российские продукты по качеству все-таки сравнились с европейскими, надо не искусственно ограничивать конкуренцию запретами, а вкладывать в сельское хозяйство, заниматься модернизацией, развивать профильную науку. Но этим, похоже, не хотят заниматься ни государство, ни бизнес, предпочитающий пойти по пути наименьшего сопротивления – по пути сопротивления продуктам-интервентам.

Так что, не исключено, что за кусок провезенного в сумке хамона скоро будут сажать в тюрьму за контрабанду. В места не столь отдаленные, можно не сомневаться, поставляют исключительно российскую продукцию, и там уж точно не будет выбора, что есть.

Но должна ли напоминать такие места вся страна?

Алексей Овчинников

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Экономика
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 274 человека