Культура

Василий Сенин: Я хочу, чтобы в Пскове был уникальный театр

31.08.2013 11:25|ПсковКомментариев: 61

Художественный руководитель Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина Василий Сенин выступил в прямом эфире «Ретро ФМ-Псков» (102.6). Гость программы «Феличита» рассказал слушателям о гастролях французского театра  Non Nova в Пскове и не только...

- Сегодня у нас в гостях художественный руководитель Псковского театра драмы Сенин Василий Георгиевич. Здравствуйте!

- Добрый день.

- Сегодня у нас действительно хороший повод поговорить о театре, ведь к нам в город приезжает спектакль из Франции. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом событии.

- Все, что я сейчас буду рассказывать, является неким инфоповодом, как любит говорить наш новый pr-атташе театра Ульяна. Инфоповод моего визита на программу «Феличита» таков — 10 и 11 сентября в Псков приедет спектакль «Послеобеденный отдых фена. Версия 1». Этот спектакль создан в городе Нант, Франция. А буквально два дня назад он закончил свои гастроли в городе Эдинбург, на замечательной восходящей площадке, которая называется «Summer hall» на фестивале «Fringe». На этом фестивале ежегодно показывают более тысячи спектаклей. И это один из тех немногих спектаклей (их пять или десять из тысячи), которые номинируются на приз. Я еще сегодня не заходил в интернет, и потому не знаю, получили ли они приз. Но то, что они были номинированы на приз, является некоторым фактом строгой селекции. Я этот спектакль видел. Он замечательный и, кстати, не только для детей, но и для взрослых, потому что мой внутренний ребенок вот просто так выпрыгнул (смеется) и подавил все остальные стороны моей личности, пока я смотрел это обыкновенное чудо! Так как наш театр еще не открыт, то он будет играться на сцене Псковского педагогического комплекса. Это очень хорошая площадка, мы ее очень долго подбирали, потому что спектакль технически достаточно непростой и нужна была площадка, которая удовлетворит требования по высоте, ширине, по звукоизоляции, по ветроизоляции и так далее. И выбрана была эта площадка. Она находится не совсем в центре города, но мы надеемся, что, так же как и в других городах - в Эдинбурге, в Авиньоне и Москве - люди в Пскове придут туда и насладятся этим спектаклем. Насладится, говоря по правде, сможет только небольшое количество человек, так как каждый спектакль вмещает в себя всего восемьдесят зрителей. Поэтому мы и играем несколько спектаклей, один из которых будет благотворительным: он будет для детей из интерната. На остальные спектакли билеты уже доступны в продаже. Уже есть в городе афиши, где указан телефон, позвонив по которому вы сможете забронировать билеты. Думаю, что очень многие города должны сейчас немного позавидовать нам, потому что вот буквально хит не прошлого даже года, а этого года на фестивале в Эдинбурге будет через 2 неделе играться в Пскове.

- А как вам вообще удалось такой спектакль привезти к нам в город?

- Это произошло при очень большой и активной поддержке Французского культурного института. И это не последний наш проект. В планах привезти еще несколько спектаклей, которые я увидел в этом году на фестивале «Fringe». Думаю, что это будет некий особенный предлагаемый псковскому зрителю шик. Они познакомятся с кумирами, но которые не уже прозвучали, а сейчас зазвучат. И поэтому, вот эта идея, чтобы Псковский регион с его историческим шлейфом, с его культурой, с его изысканной и достаточно требовательной публикой встал в один ряд с такими регионами как... ну, не будем называть какими, чтобы не обидеть (смеется). Вот поэтому это все делается. Для этого я специально уезжал смотреть спектакли авиньонского и эдинбургского фестиваля. К сожалению, не могу показать этого слушателям, но передо мной вот программа наших будущих партнеров площадки «Summer hall» и самого фестиваля «Fringe», где игралось более полутора тысяч спектаклей. Конечно, все полторы тысячи я не успел просмотреть, но были некие рекомендации даны моими друзьями, мнению которых я доверяю, и людьми, с которыми я познакомился на самом фестивале. И мы отобрали несколько спектаклей, которые, надеемся, уже в 2014 году уже в открытый наш театр привезем.

- А что касается того спектакля, который ожидается в самое ближайшее время: насколько я знаю, он играется без слов.

- Да, этот спектакль без слов. И как я уже говорил, посмотрев его несколько раз, назвал бы его не детским, а семейным скорее. Поэтому мы, сделав и так щадящую цену на билеты, показываем, что этими проектами мы не собираемся сшибать деньгу. Самое нужное для нас, чтобы люди в Пскове могли позволить себе эти спектакли. И в то же время, мы не можем позволить себе раздавать билеты бесплатно, как это было, например, в случае с «Ликвид-театром». Такие же акции, конечно, будут, но чтобы они происходили и были как можно чаще, нам иногда нужно что-то делать, чтобы что-то окупалось. Но при всем при этом, у нас есть некие правила. Сами авторы спектакля считают, что представление входит в возрастную категорию 5+, то есть детский. Но родители могут купить один билет и посадить ребенка себе на колени. Это никак не возбраняется. Наоборот, мы сейчас всячески рассказываем людям, что это возможно. И он будет не только детям. То есть, в моем уже не детском возрасте, я посмотрел его два раза.

- Зрительские места расположены прямо на сцене?

- Да, зрительного зала как такового нет. То есть структура спектакля организована так, что зрительный зал этому спектаклю не нужен.

- Нет ли риска, что дети вдруг начнут хватать реквизит во время представления? Или это только может помочь представлению?

- Мне кажется, что шотландские дети воспитаны более свободно, нежели российские, и такого не было. Может быть, кто-то и будет хватать реквизит, но... у меня тогда вопрос к вам (смеется). Каждый раз, когда анонсируешь какой-то проект, то почему-то в Пскове всегда так акцентируют внимание на вопросе: «А вдруг, что-то произойдет!? А вдруг крыша упадет?!» (смеется). В Петербург и Москву привозят спектакли и детские, и взрослые, и они проходят с успехом. Почему же вот в этой точке пространства любое начинание изначально вызывает опасение?..

- Возможно, у нас еще люди не привыкли к подобным новаторским развлечениям.

- Есть такая хорошая русская поговорка — к хорошему привыкаешь быстро!

- Я надеюсь, что и мы привыкнем.

- Давайте не будем боятся. Даже если какой-то ребенок схватит какую-то часть реквизита, то страшного ничего не произойдет. От этого спектакль не испортится (смеется).

- Как вы считаете, смогут ли иностранцы разговаривать с нами на одном языке, тем более спектакль без слов?

- Тут нужно обговорить, на каком языке. Но этот вопрос больше к Довлатову, наверное. На французском или на псковском.

- На общем было бы хорошо.

- Это смесь французского с нижегородским, как говорил Пушкин?

- Да хотя бы такой, но общий. Насколько я знаю, тема спектакля — борьба за экологию? Это так?

- Это одна из тем спектакля. Этот спектакль возник в Нанте, в результате некой программы люди получили деньги. Для того чтобы сделать некий интересующий их спектакль, люди должны придерживаться некого фонда. Есть фонды, которые выдают деньги, например, на борьбу за экологию. Есть люди, которые тратят их бессмысленно, а есть люди, которые в результате получения этих ресурсов создают произведения искусства. Вот спектакль «Послеобеденный отдых фена» - это второй случай. Но я вспоминаю спектакль, и думаю, что можно углядеть в нем где-то третьим или четвертым мотивом борьбу за экологию. Для меня это было не главное. Я просто увидел на сцене очень простое такое обыкновенное чудо, неожиданный балет. Очень простой, очень понятный, но когда ты видишь вещь, которая ты понимаешь как сделана, тем более авторы спектакля демонстрируют как они это делают перед спектаклем. А потом демонстрируют, что они сделали. И ты понимаешь, что жизнь — очень интересная, если быть к ней внимательным. Может быть, это и есть тот урок, что российский театр, русский зритель должен немного расфокусироваться с собственного пупа на мир, не думать о том, что люди обязаны говорить с нами на нам понятном языке. Вы знаете, это же так напоминает некую такую позицию русского туриста в Египте. И это самый страшный имидж, который создается для российского гражданина. Может быть, нам уже стоит задуматься? Может быть не всем, но какой-то определенной части общества, которая является театральным зрителем, то есть потребителем некоего более изысканного продукта, чем сериалы или футбольные матчи, что тоже, конечно, неплохо, но тем не менее. Может быть, нам уже стоит задуматься, что мы живем не на отдельно взятой планете, которая называется Псков, Псковская область, Северо-Запад, Российская федерация, а мы живем на планете земля. И мы в этом можем очень быстро убедится, сем в самолет или поезд, и понять, что мы сами ограничиваем собственную жизнь, каждый день себе объясняя, что мы должны жить только так, думать только так, а по-другому это невозможно, потому что мы родились здесь, где родился, там и пригодился и так далее.

- Давайте теперь поговорим про наш родной Псковский театр. Какие планы на этот театральный сезон?

- Во-первых, в этом сезоне театр откроет свои двери для публики. Это самое главное событие.

- В этом есть уверенность?

- Да. У меня небольшое такое дежавю. Я не могу сказать по поводу дня, но в этом есть уверенность (смеется). Открытие произойдет в сезоне 2013-2014, и даже, скорее всего, в первой его половине. Так же псковской публике будет представлено несколько новых спектаклей, будут возрождены несколько спектаклей из предыдущего репертуара. Работа труппы начнется уже в самом начале сентября. И все проекты, которые я придумал, производства именно псковского, направлены для того, да простят меня люди, чтобы убрать вот это некое совковое понимание, что есть вот что-то родное и есть что-то неродное. Представим, если поставить рядом две машины, например «Ниссан», они же в России производятся, и «Жигули», и спросить у человека, что тебе родное? Вот что он ответит, по вашему мнению?

- Ответ зависит всегда от человека, которого спрашивают, как ни крути. Какой-нибудь Василий из гаража скажет, конечно же, ВАЗ.

- Давайте не будем решать за моего тезку Василия из гаража. Это такое очень порочное мнение людей, претендующих на то, что они интеллигенция, именно в России, некое очень снобистское ощущение того, что мы, дескать, знаем, что с этим народом не о чем договариваться. И это, конечно же, очень инфантильное мнение. Во-первых, само отделение себя в 2013 году в некую непонятную элиту меня всегда немножко напрягало. В плане моей какой-то очень малой деятельности, песчинки или даже края песчинки в этом огромном круговороте, сейчас я говорю именно про сферу культуры и социума. Вот прошлый приезд «Ликвид-театра» показал, что в театре существует только две энергии — это восторг и зависть. То есть когда театр настоящий, он не делится на наш и не наш. Он вызывает только эти две эмоции — и это самая главная проверка. И эти два абсолютно детских чувства, которые театр и должен культивировать. Ведь если мы задумаемся, для чего нужен, в том числе, и наш театр... Для чего?

- Для развлечения.

- А что мы понимаем под словом «развлечение»?

- Опять же, у каждого свое мнение на этот счет.

- Я думаю, что развлечение должно быть чем-то интересным. А интерес связан с эмоцией, с неким нерациональным выбором. То есть даже если это какое-то интеллектуальное развлечение, то все равно выбор происходит на каком-то очень внутреннем уровне. И поэтому, я очень надеюсь, что мне удастся реализовать этот ужасно разрушительный для провинциальной традиции план. Мне очень понравилось увиденное явление в Эдинбурге, которое в России вовсе не существует — это современный цирк. И это даже не театр «Du Soleil». Это современный молодежный андеграундный цирк. Я познакомился с несколькими командами, которые только начинают. Большинство из них, 90% - австралийцы, которые живут далеко не в Сиднее. Если вы посмотрите на фотографии, как выглядят маленькие города в Австралии, то вам Псков покажется Ниццей. И целенаправленность людей немножко другая. Они понимают, что живут не в Париже, не в Лондоне, не в Москве, а живут буквально на окраине земного шара. Но, приезжая в Эдинбург, они становятся кумирами фестиваля, потому что они привозят туда что-то такое, что не может привезти ни парижский, ни лондонский, ни московский. Я не говорю о том, что псковский театр должен превратится в цирк, более того, у него уже и нет ресурсов для этого, ведь для того, чтобы стать современным цирковым актером, который умеет играть, танцевать, петь и при всем при этом делать смертельно опасные акробатические номера, нужно очень серьезно поработать не только над своим характером, но и над своим телом. Но я очень надеюсь, что мы вместе с молодыми актерами создадим свой уникальный театр, который будет цениться не только псковской публикой. Мы сможем использовать минус Пскова, что это провинциальный город, что здесь мало чего происходит, и превратить его в плюс, ведь нас здесь ничего не отвлекает. У нас есть очень много времени для какого-то самосовершенствования. При том есть возможность и поддержка администрации области, для того, чтобы вот эти наши достижения показать. На это будет нацелен новый сезон. Ну и естественно, псковский театр — это репертуарный театр. Будут возникать спектакли. Часть из них уже репетируется. Совместная постановка ожидается с Гетте-институтом, режиссер — Виктория Луговая. Пьеса будет называться «Четыре картины любви». Это одна из пьес, которая вошла в сборник современной немецкой драматургии «Шаги», презентованный Гетте-институтом. Виктория уже в сентябре приедет выбирать актеров с художником. Я думаю, что этот спектакль псковский зритель увидит еще до нового года и уже на стационарной площадке театра. Будут и мои спектакли, но я сейчас о них не буду говорить, так я еще все осторожничаю, я человек очень суеверный. Ну и мне важно, чтобы театр и зрители не жили вопросом «А какое будет открытие?». Открытие — это всего лишь дата. Самое главное — это чтобы жизнь после этой даты не остановилась. А открытие может быть каким угодно. Для меня лучшее открытие - это когда людей просто впускают в театр и говорят: «Работайте». Вот это лучшее открытие, без показных моментов. Но наше открытие будет большим, красочным и фееричным. Оно будет связано с концом 2013 года и началом 2014, то есть новогодними праздниками, с каникулами. Оно выйдет и за пределы театра на улицу, на территорию парка. Будет таким полноценным продолжением после приезда «Ликвид-театра» летом, предстоящим приездом театра из Франции со спектаклем «Послеобеденный отдых фена» 10-11 сентября.

- Сможем ли мы увидеть новые лица на сцене нашего театра?

- Мы сможем увидеть не только новые лица, мы сможем увидеть новые спектакли, которые не будут делиться на гастрольный или привозной. Мы сможем увидеть процессы совместной работы с театрами из Великобритании, Швеции, с актерами из Петербурга и Москвы. Для этого есть желание и ресурсы. Понимаете, я сейчас приехал из места, где праздник. Праздник возник там достаточно давно. Но когда он возник, людям было совсем не до праздника. И эдинбургский и авиньонский фестиваль возникли в один год — это был 47 год. Именно тогда нужно было, чтобы люди вспомнили, что есть жизнь, что война закончилась. Это было очень важно. Поэтому этот фестиваль такой абсолютно витальный, это абсолютно праздник жизни во всех ее проявлениях. И, наверное, он, с позиции очень утонченных ценностей, помните в «Заповеднике» у Довлатова есть такой вопрос: «За что вы любите Пушкина?» (смеется). Вот с позиции вот таких ценностей он может показаться даже грубым праздником, непонятным. Давайте мы не будем этого бояться. Давайте выйдем на улицу и поймем, что театр существует не для ста людей, которые в нем работают, а для всех остальных, кто в этом городе живут. Когда зритель смотрит на актера, то какая ему разница, что у него написано в трудовой книжке. Вот сегодня я посмотрел фильм «Легенда №17». Вот там замечательная психология, вопрос этого тренера, которого играет Олег Меньшиков, что ему все время говорят — нет, ты должен задействовать «Спартак», а он отвечает, что это же сборная, сборная, вы поймите, какая разница из каких они клубов, они должны быть только лучшие. Вот это самое главное. Может для кого-то это покажется странным, но мне кажутся странными люди, для кого это кажется странным. Я хочу, чтобы в Пскове был уникальный театр, а не просто какой-то очередной репертуарный провинциальный театр, в который покупают билеты... Вот знаете, я из Петербурга, там есть футбольный клуб «Зенит», который сейчас очень успешен, но было время, когда он совсем не был успешен. И была вот эта замечательная поговорка, которую потом Сергей Шнуров перепел в своей песне: «Не обсуждается — «Зенит» чемпион!» (смеется). И я сейчас так рад. Я не являюсь поклонником футбола и никогда не хожу на матчи, но я рад, что теперь это хорошая команда, которую можно обсуждать, и она побеждает.

- Надеюсь, что псковский театр тоже превратится в команду победителей.

- И я очень надеюсь, и надеюсь на поддержку не только администрации области, города и нашей замечательной Российской федерации. В первую очередь я надеюсь на поддержку людей, которые занимаются формированием общественного мнения. Вы поймите, аудитория театра - меньше 10% от населения города. Это тот самый активный класс, который занимается собственным осознанием. Я очень надеюсь, что сможем построить этот интересный для потребителей театра театр все вместе. Я очень надеюсь, что все люди, журналисты, бизнесмены, активисты поймут, что театр-то у нас один. У нас много движений, много партий, много мыслей, а театр один. И спектакли, которые привозятся сейчас, привозятся для наших детей. Чтобы наши дети были чуть-чуть более свободны, чем мы, в своем выборе, в своем ощущении мира.

- А вы вообще, чувствуете себя хотя бы чуть-чуть революционером в нашем городе?

- Мне достаточно много лет, чтобы испытывать какие-то иллюзии по поводу революционности, манифестаций и так далее. Я пожил в очень разных местах этой планеты и поработал там, и в больших городах легендарных, и в маленьких. Я вообще не делю мир. Помните, как в школе изучали политическую карту мира? Но я не делю мир. Мне интересно в Пскове одна вещь — я понимаю, что этот город с огромным историческим прошлым, а с другой стороны история его формирования после войны сейчас сделала из этого города некий зарождающийся город. И вот это очень интересно. У Пскова есть очень амбициозный сосед, тысячелетия эти города идут холка в холку, сейчас он нас снова опережает — это Великий Новгород. И в то же время, у этого города есть очень большой потенциал, я так считаю, я так действительно вижу. Вообще, я с годами все реже и реже трачу время собственной жизни на некую бессмысленность. Поэтому я не ощущаю себя революционером, я не собираюсь ни с кем конфликтовать, мне достаточно аргументов для того, чтобы очень спокойно объяснить свою точку зрения и у меня нет никакой фиги в кармане, что дает мне еще большее спокойствие и уверенность, когда я ее объясняю. Я хочу, чтобы здесь был интересный театр, репертуарный театр, но репертуарный театр — это идея, это как дробь — идея в числителе и реальность в знаменателе. Это не репертуарный театр, где ты просто подвешен в воздухе, это репертуарный театр в определенном городе. А город — это живое, меняющееся. И мы его меняем. Это очень важно понимать, потому что если человек выбирает жить в городе, он должен себя в какой-то момент спросить: «А почему?». Ведь можно спокойно работать в городе, а жить вне его пределов. А если он все таки хочет жить в городе, значит, он имеет какие-то желания, то есть он имеет желание видеть людей, быть в неком обществе, в некой стае. И тогда он должен задуматься, что общество живет по каким то своим законам. И мы вправе эти законы формировать, менять. Для меня Псков, не скрою, как для человека, который родился в Петербурге, учился в Москве, потом ездил по разным городам — это такая очень удобная модель. Тут многие процессы гораздо более явственные, потому что, во-первых, людей меньше. Вот по логике, у меня нет, например, понимания, как сделать из России страну номер один. А вот когда я смотрю на Псков, то понимаю, что тут быть неким культурным кластером географией завещано. То есть нужно просто решить несколько проблем. И первая проблема, очень важная - мы все должны осознать, что это совершенно не продуктивно говорить о том, что во Пскове вот так. Но это местечковость. Она свойственна каждому городу, каждому региону, но к ней нужно относится с иронией, потому что когда эта местечковость захлестывает, это превращается в безумие, потому что, то что происходит в Петербурге, Риге, Таллине, Эдинбурге, почему же не может происходить в Пскове, в современном обществе, где существует интернет, мобильные телефоны, и где информация разлетается со скоростью света? Границы открыты, у людей есть выбор в нашей стране. Мы все говорим, что мы тяжело живем, но, поверьте мне, сейчас люди в Европе живут чуть менее тяжело, но и они работают гораздо больше. Поэтому, давайте менять наше сознание, приходите на спектакль 10-11 сентября.

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Культура
опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 55 человек