Псковский драмтеатр приготовил для местных любителей очередной деликатес - на этот раз из Франции. «Послеполуденный отдых фена - версия 1» в ППК представил французский театр Non Nova. Спектакля с полиэтиленовыми пакетами в главной роли псковичи ждут с конца лета, поэтому на представлении был аншлаг - все 50 человек заняли свои места на сцене 26-й школы.
Перед тем, как запустить всех желающих на сцену, заместитель директора Псковского драмтеатра предупредила зрителей, среди которых были и очень маленькие дети (представление же с пометкой «5+»), чего делать ни в коем случае не стоит. Например, снимать все это действо на фото- или видеокамеру. Кроме того, категорически запрещено поднимать или шевелить полиэтиленовые куклы, которые по ходу спектакля падают вниз, нельзя заходить за красную линию, которая очерчивает импровизированную сцену. Такие меры безопасности как-то сразу насторожили, тем более, что художественный руководитель Псковского драмтеатра Василий Сенин обещал, что спектакль будет очень свободным и непринужденным.
Кстати, сам Сенин видел этот спектакль не раз. В худруке псковского драмтеатра «Послеполуденный отдых фена» будит «внутреннего ребенка». На фестивале Summerhall в Эдинбурге он пригласил французов в Псков, а те, видимо, не смогли ему отказать.
«Послеполуденный отдых фена - версия 1» театра Non Nova был создан по заказу Музея естественной истории города Нанта в рамках праздника наук, темой которого в 2008 году было движение. Перед артистами Non Nova стояла задача вписать спектакль в пространство музея, изначально не предназначенное для живых представлений. Поскольку автор представления Фие Менар в прошлом работала в цирке, она непременно хотела научиться управлять такими предметами, которыми жонглировать практически невозможно. Например, полиэтиленовыми пакетами.
В начале спектакля главный, а может и вовсе не главный, герой, роль которого исполняет Жан Луи Уврар, устраивает для зрителей мастер-класс, как с помощью ножниц, скотча и двух полиэтиленовых пакетов сделать человечка. Поначалу кажется, что это, по меньшей мере, странно, а позже, когда под воздействием вентиляторов, которые, видимо, исполняют роли фенов, куклы оживают и начинают плавно двигаться по сцене, зрелище впечатляет. Между прочим, как позже признался сам актер, реквизит, то есть полиэтиленовые пакеты, привезены из Франции. Но без России во французском спектакле не обошлось – сзади на вентиляторах гордо красовалось название марки Vitek.
К одному шуршащему человечку, похожему на курочку гриль, добавляются еще несколько полосатиков. Главный герой, будто создатель, садится за пульт и начинает управлять воздушными потоками таким образом, что куклы то веселятся, то злятся, то дерутся, то снова мирятся и обнимаются. Все это происходит под звуки матушки-природы и под музыку Клода Дебюсси. Именно из-за французского композитора в русском названии спектакля появилось слово «фен» по аналогии с «Прелюдией к Послеполуденному отдыху фавна». Под детские крики «Вау!!!» человечки взлетают к потолку. Позже к их веселью присоединяется «создатель», который ловит неуклюжие куклы, балуется вместе с ними. Как фокусник, к восторгу маленьких зрителей из-за пазухи он достает все новых и новых полиэтиленовых человечков. Только наблюдая за всем этим действием на расстоянии вытянутой руки, можно понять, как это необычно, легко, воздушно, по-детски непринужденно и здорово. С экрана телевизора это выглядит совсем иначе, да и задумка поначалу может показаться банальной и нелепой.
Но 25-минутное веселье подходит к концу. В финале, сперва прикрываясь от своих созданий зонтом, главный герой вдруг ни с того, ни с сего выливает на них ушат гнева и ярости. Он начинает резать их ножницами, рвать руками, грызть зубами. Милые шуршащие человечки обнимают, облепляют его со всех сторон, но главный герой оказывается неприступен. Только изорвав кукол на мелкие кусочки, он успокаивается и, огорченный неловким казусом, выключает вентиляторы, свет и уходит. На протяжении всего этого трагического момента дети в зале смеются, как сумасшедшие, а их мамы прикрывают от страха глаза. «Безумно грустно», - говорит одна из них, в то время как маленькая дочурка уже тянет ее за руку кататься на качелях.
Позже в беседе с журналистами Жан Луи Уврар рассказал, что на подготовку перформанса ушло несколько месяцев. «Оживляла» пакеты и учила их танцевать целая лаборатория, поэтому сейчас все кажется безупречным. «Хотя обуздать стихию нереально, я стараюсь сделать все возможное, чтобы приручить этого дикого зверя. Но никогда не знаешь, что из этого получится», - отметил исполнитель главной роли. Театр Non Nova планирует и дальше радовать театралов подобными экспериментами. Возможно, в следующий раз они покусятся на еще одну стихию - огонь.
Жан Луи Уврар уверяет, что как такового сценария у спектакля нет. Каждый вправе придумать свою историю, дать собственную интерпретацию увиденному. Поэтому кто-то в полиэтиленовых куклах видит религиозных персонажей, кто-то - политиков, другие - родственников или одноклассников. «Это могут быть даже животные. Свобода - главный смысл спектакля», - улыбнулся актер.
Псков оказался вторым в списке городов российского тура театра Non Nova. Теперь его ждут в столице на Московском международном детском кинофестивале «Гаврош». Возможно, когда-нибудь французы приготовят для неискушенного псковского зрителя еще один эксперимент, а пока мы будем ждать от Василия Сенина новых сюрпризов.
Светлана Аванесова