В деревне Мелетово Псковского района стоит уникальный храм Успения Богородицы XV века. Интересен он своими редкими фресками, которым в прошлом году исполнилось 550 лет. Фресками, которые не встретить более нигде. Фресками, которые исчезают буквально на глазах...
В аварийном состоянии памятник монументальной живописи находится последние несколько лет. В 2014 году Псковский музей-заповедник написал заявку в Минкульт по поводу реставрации объекта и срочного выделения средств на эти работы. Ответ поступил уже в 2015 году - финансирование будет производиться в рамках федеральной программы «Культура России», но до сих пор денег выделено не было.
Памятник уникален, подчеркивает старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Ирина Мельникова, и не только для Псковщины. «Это учебник по истории Псковской земли XV века, когда Псков, еще будучи свободной, независимой республикой, был местом интересных встреч, интересных событий», - поясняет она.
«Псковичи поставили церковь как знак того, что отсюда начинается Псковская земля. Написали над входом в храм о том, что он расписан псковскими посадниками. Любой христианин, кто проезжал мимо, останавливался у храма, заходил внутрь, и ему сообщалось, что он попал на Псковскую землю, землю Республики Псковской», - рассказывает Ирина Мельникова.
Сама живопись на стенах храма практически не исследована, во многом уникальна. «В ней много редких сюжетов, привлекается очень много литературных источников для ее написания. Есть даже изображение единорога, нехарактерное для христианских и древнерусских земель», - подчеркивает исследователь.
Например, красочно описывается история о том, как священник Евстафий нес в Рязань образ Николая Чудотворца из Херсонеса, путь его пролегал через северные земли - Ригу, Псков, Новгород. Есть сюжеты - документальные свидетельства истории, которая происходила не так давно. «Фактически, это не просто книга, а такой журнал, газета, рассказывающая о происходящих событиях», - отмечает Ирина Мельникова.
В живописи отражены многие проблемы псковичей второй половины XV века. Например, в это время их волновали еретики, поэтому многие сюжеты фресок посвящены именно этому - что постигает человека, который хулит Церковь. Кроме того, на фресках изображены сюжеты, посвященные ожиданию конца света, который должен был состояться в 1492 году. Красный нитью прослеживается стремление псковичей сохранить независимость Пскова, его государственность, его боевую славу.
Публикаций, посвященных храму Успения Богородицы XV века в Мелетово, практически нет. Единственные материалы о памятнике подготовил Адольф Овчинников, художник-реставратор, который работал здесь в 60-х годах прошлого века. «Но углубленного изучения этой живописи на сегодня нет. Получается, что никто исследование и не сделает, не оценит и до конца не поймет этот памятник, потому что он будет просто утрачен. Это очень печально», - сокрушается Ирина Мельникова.
Музейщики не перестают бить тревогу. Максимум, что смог предложить Минкульт, - это прислать в сентябре комиссию, представляющую методический совет при Министерстве культуры. «Приезжали специалисты монументальной живописи, которые оценили состояние объекта как крайне аварийное, памятник утрачивается на глазах, в нескольких местах есть даже выпады кусочков штукатурки с живописью. Представители методического совета предложили свою помощь по популяризации памятника. Они составили акт осмотра, но все их заключения носят лишь рекомендательный характер», - рассказала специалист.
В ближайшее время на базе реставрационных мастерских, где работал Адольф Овчинников, будет организована выставка, посвященная Мелетово. Широкой общественности представят памятник и его историю, опишут его проблему. «Это не просто посреди поля стоящий храм, это наше с вами достояние, это федеральный памятник, то, что принадлежит каждому псковичу, каждому жителю России. Это та память, которой мы владеем. Такие сокровища стоят совсем рядом, но мы можем их утратить навсегда», - убеждена Ирина Мельникова.
В этом году объект федеральной собственности был передан в безвозмездное пользование Псковскому музею-заповеднику. Пока он только вступает в юридический статус пользователя, получает охранное обязательство. Несмотря на это, на протяжении несколько десятков лет, с конца 80-х годов, в Мелетово есть смотритель. Он следит за порядком, охраняет объект от вандалов и желающих нажиться. «Делаем все, чтобы памятник жил, хоть и из последних сил. Но храму нужны масштабные действия - противоаварийные укрепления архитектурных конструкций. Для этого, естественно, нужны средства», - сокрушается старший научный сотрудник музея.
Первый заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Наталья Сергеева уверена, музейщики сейчас несколько лукавят. Изначально самым важным и первоочередным для них было сохранение фресок Мирожского монастыря. «В первую очередь они радели за Спасо-Преображенский собор и его фрески. Для них это было важно. То, что они сейчас поднимают волну возмущения, говорит о несистематичности или непоследовательности их работы», - убеждена она.
С точки зрения именно псковской фресковой живописи фрескам в Мелетово равных нет. «Мирожская живопись в большей степени восходит к традициям греческого письма. Самобытная псковская школа связана как раз с храмом в Мелетово», - добавила Наталья Сергеева.
Госкомитет на сегодня связывался с МНРХУ (Межобластным научно-реставрационным художественным управлением), специалисты согласились помочь псковичам составить заявочную документацию на работы по сохранению фресковой живописи. В этом году они приедут в Псков, осмотрят состояние памятника, подготовят смету на первоочередные работы по консервации и закреплению штукатурного слоя и живописи. После заявка будет направлена в Москву.
Несмотря ни на что, двери памятника открыты для посетителей, музейщики проводят там экскурсии, рассказывают об уникальности фресок, пока есть, о чем рассказывать.
Светлана Аванесова