Под аккомпанемент фортепиано чистый детский голос выводит мелодию незнакомой мне песни о Пскове. Я стою у дверей одного из кабинетов детской музыкальной школы №2 на Красноармейской и жду. В далеком детстве я крепко-накрепко запомнила негласное правило: нельзя входить, пока не закончат играть, иначе помешаешь, отвлечешь, собьешь музыканта. А делать этого совершенно не рекомендуется: полет творчества прерывать - последнее дело.
Наконец, песня допета, открываю дверь. Детский голосок принадлежит девочке, ученице второго класса, а за пианино сидит автор песни, псковский композитор Борис Федотов. За последние полгода каких только лестных слов о нем я не слышала! Начиная от «надежда современной классической музыки», заканчивая просто: «гений». Об особом отношении к этому человеку говорит и тот факт, что в октябре музыкальная школа отметит его юбилей большим концертом. Юбиляру, к слову, - 25 лет.
Фото и видео здесь и далее - со страницы Бориса Федотова ВКонтакте
О детстве и логике
- Борис, многие музыканты, псковские в том числе, для того, чтобы обрести известность, при первой же возможности покидают родной город и отправляются завоевывать Питер и Москву. Вы закончили Гнесинку с отличием и вернулись в Псков. Почему?
- А что мне в Москве делать? Здесь все-таки родина, жилье, родители. Для того чтобы твою музыку услышали, не обязательно самому жить в большом городе. В наш век Интернета уже нет проблем с распространением.
- Каким было ваше детство? Почему вас отправили в музыкалку, а не, допустим, в карате?
- Как-то с самого детства обнаружилась и любовь к музыке. Когда мне было 4 года, я брал сборник стихов и сразу их пел. Тогда же мама обнаружила у меня абсолютный слух. Решили попробовать. В музыкалке я серьезно начал учиться с 9 лет, закончил ее за 5 лет, экстерном. Я и в общеобразовательной школе так же учился, начальную школу за полгода проскочил, а дальше - по порядочку, и аттестат получил в 13 лет.
- Вам усидчивость помогла?
- Как раз с усидчивостью у меня были проблемы, а вот тяга к знаниям была.
- Какой предмет в школе был для вас любимым?
- Математика, рисование еще когда-то.
- Необычное сочетание: четкая логика математики и интуитивный поток музыки...
- С одной стороны, они несовместимы. Но есть мнение, что математика и музыка - это родственницы.
- Для вас музыка - это больше интуиция или логика? Как появляются на свет ваши произведения?
- Даже мне самому сложно это понять. Просто рождается в голове. Бывает, что на создание своих произведений вдохновляет хорошая музыка. Или какие-нибудь красивые виды, пейзажи. Бывает, что музыка приходит целиком. Но если крупная форма - то, конечно, по частям. Последнее произведение, которое я сочинил, длится почти 20 минут. Возможно, кстати, наш симфонический оркестр будет играть его в конце ноября. Это симфоническая поэма, которая по совместительству являлась дипломной работой, ее в Москве студенческий оркестр сыграл. Потом я предложил ее нашему оркестру, все же в этом произведении есть псковская тематика. Надеюсь, сыграют.
- Гнесинку вы тоже заканчивали экстерном?
- Нет, 5 курсов, 5 лет. Факультет ИТК - историко-теоретико-композиторский. Конкретно у меня - композиторское отделение. Для каждого года закреплена своя специальная программа. В первый год студент должен сдать фортепианный цикл, на втором курсе - ансамбль, на третьем - произведение для малого оркестра, в конце обучения - произведение для симфонического оркестра, диплом.
- Как же песни? Они пишутся по велению души?
- Да. Я их, правда, сейчас уже реже пишу. В детстве много писал. В музыкальной школе будет в октябре концерт, в котором будут принимать участие ученики школы. Одну песню вы уже услышали. С датой мы пока не определились.
- Вы уже детстве сочиняли песни с аранжировками?
- Ну да. Поначалу сложно было, вместе с мамой придумывали, потом сам. У нас семья музыкантов: мама сейчас уже на пенсии, но по образованию она дирижер-хоровик.
О свободном времени и работе
- У вас бывает свободное время?
- Сейчас уже нет. Я все время на работе. Я работаю в двух школах. Во второй и первой музыкальной, где когда-то учился. Преподаю игру на синтезаторе, сольфеджио, музыкальную литературу, работаю концертмейстером.
- Много детей в учениках?
- В общей сложности 50.
- Есть талантливые?
- Есть.
- А очень талантливые?
- И такие тоже есть.
- Если у вас выпадает все же свободная минутка, чем вы занимаетесь?
- В основном я занимаюсь музыкой. Начал работать над концертом для гитары с оркестром памяти Егора Студинова, бывшего директором псковского музучилища. Если говорить о хобби, то когда-то давно пытался на курсах программистов учиться.
- Ходите ли вы на концерты? 5-6 октября, например, фестиваль «Крещендо» будет проходить в стенах БКЗ...
- Это какие дни недели? (считает в уме...) Четверг-пятница. Все правильно, я на работе. Я сегодня работаю до 20.00, 13 уроков.
- Из-за чего такой напряженный график? Низкие ставки?
- У нас в России в принципе такие ставки. Но работать все равно надо. Я бы вообще лучше работал до полночи, чем с 9 утра. Летом я ложился спать, когда трудовой народ только собирался на работу. Нельзя сказать, что я страдаю от отсутствия денег. Мне на жизнь хватает, на домик откладываю, может, к 30 годам накоплю. Я не люблю городского шума, поэтому и не остался в Москве. Мечтаю частный дом приобрести, причем в каком-нибудь зеленом районе. Мне кажется, так у меня будет больше атмосферы для творчества.
- Есть ли возможность зарабатывать на своей музыке? Допустим, сочинить хит, отдать Ларисе Долиной?
- Пока я зарабатываю только работой в школе. Все же пробиться в наш век сложно. Когда музыка остается в тени, а наружу выходит сами знаете что...
- У Юрия Олеши есть книга с говорящим названием - «Ни дня без строчки». Без чего вы не смогли бы прожить?
- Сомневаюсь, что могу жить без музыки. Даже когда хожу от дома до работы, обязательно внутри себя чего-то напеваю.
О классике и современности
- У вас на странице ВКонтакте написано, что вы будете снижать оценки ученикам за рэп. Это так и есть? Снижаете?
- В школе ведешь сольфеджио, музлитературу, постоянно сталкиваешься с тем, что дети музыку не хотят слушать, хотят только рэп.
- Чем он вам не нравится?
- Это не музыка. Не вдаваясь в музыковедческие подробности: рэп состоит из текста и бита. Музыкальной составляющей там нет. Я у детей на первом уроке музлитературы спрашивал - какое из средств музыкальной выразительности является главной и неотъемлемой частью музыки? Правильный ответ - мелодия. А где она в рэпе?
- Вы как-то пытаетесь учеников от современной музыки повернуть на более классическую?
- Мы на синтезаторе играем все. И классику, и современную. Я считаю, нельзя ограничиваться чем-то одним. Учитываю и интересы ребенка. Если он хочет играть джаз - будем играть джаз. Познакомиться надо со всеми направлениями. И попробовать играть все.
- Какую музыку вы слушаете?
- Преимущественно классическую. XVIII-XIX века. Самый-самый близкий сердцу - Рахманинов. Я с его произведением выпускался из музыкальной школы. Я знаком с классической музыкой с детства. Мама мне играла часто на фортепиано произведения композиторов-классиков. А по телевизору популярных тогда тоже слушал, но тоже не всех. Буйнова, Сюткина, Кобзона.
- Есть ли у современных родителей какая-то возможность оградить ребенка от «не-музыки», которая льется сейчас отовсюду?
- Это вопрос очень сложный. В моем детстве эти явления не были настолько популярны, Интернета как такового не было. Сейчас это становится просто практически невозможно. Я знаю, почему я полюбил классику. Я просто не знал о существовании другой музыки. Я общался с классической музыкой с самого раннего детства, еще даже до своего рождения. Мне кажется, это сыграло свою роль. Я считаю, детские впечатления - самые яркие и запоминающиеся. С чем мой будущий ребенок будет иметь дело с самого начала, - то ему и запомнится на долгое время.
О композиторах и трендах
- Как вы оцениваете уровень музыкальной культуры в Пскове?
- Я знаком с псковскими композиторами - в музыкальной школе №2 работает Вера Ланикина, пишет хорошие песни, недавно сборник у нее вышел. Николай Мишуков, я с ним знаком, в училище я учился у Татьяны Лаптевой.
А вообще я мало посещаю музыкальных мероприятий. В наше время практически все музыкальные направления свелись к тому, что понтов становится больше, музыки - меньше. Взять ту же рок-музыку: в XX веке, когда она появилась, это была хорошая музыка: Beatles, например, или группа Queen, которая мне очень нравится. Сейчас от нее ничего не осталось. Джаз и классика туда же идут. Кстати, когда рэп только-только появился, там же наверняка в текстах был какой-то смысл...
- Псковская музыка тоже движется в этом направлении?
- Вся музыка движется в эту сторону.
- Что-то сделать можно, чтобы это движение развернуть?
- Глобальный вопрос. Нужно, наверное, чтобы композиторы, которые пишут нормальную классическую музыку, объединились, и задать, как это сейчас модно говорить, «новый тренд». Не знаю, правда, как он воспримется людьми. Еще сейчас есть такое слово - «шоу-бизнес». Опять же разговор не об искусстве, а о бизнесе, где ворочаются большие бабки, и о шоу. Я как-то общался в одной группе ВКонтакте с музыкантами, которые «за музыку», мы обсуждали вопрос: нужно ли к классической музыке добавлять какое-то шоу. С одной стороны, новое поколение больше воспринимает именно шоу, а не музыку. С другой, именно классическая музыка - та, которая ни в каком шоу не нуждается. Эту музыку нужно слушать с закрытыми глазами, чтобы дать волю воображению.
В музыкальной школе есть такой предмет - слушание музыки. Чаще всего он проходит следующим образом: мы слушаем на уроке какое-нибудь произведение и дальше я задаю вопрос: «Как вы считаете, про что эта музыка, что вы представили?» Кто-то может нарисовать рисунок по этой музыке, кто-то - расскажет историю. Понимаете? Надо давать волю фантазии, воображению. А если добавлять шоу, это ограничивает. Видимо, дети постепенно теряют способность воображать и мыслить самостоятельно.
Я уверен, что сейчас есть люди, которые пишут настоящую музыку. Самое главное: ее надо продвигать массово, иначе об этом никто не узнают. Кстати говоря, есть сейчас композитор такой - Людовико Эйнауди, я узнал эту фамилию совсем недавно. Он считается самым популярным среди «современных классиков». Однако даже у него нет бешеной популярности, он не собирает миллиарды просмотров на Youtube, как некоторые... Конечно, у него не классическая музыка, но все же это музыка, которую приятно слушать.
- В России есть современные композиторы такого плана?
- Сложно сказать. Сразу не вспомнить.
- Сложно вспомнить, потому что все они живут в провинции и их никто не слышит и не знает?
- Может быть. Кстати говоря, раз уж вы затронули тему провинции и столицы. В 2010 году я принимал участие в композиторском конкурсе в Вологде. Там не было ни одного конкурсанта из Петербурга и Москвы. У меня подозрение, что это был продуманный шаг со стороны организаторов. Потому что если приезжают «столичные», то они захватывают все места и на других обращают мало внимания. Видимо, изначально идея была такая - найти именно в небольших городах талантливых людей.
- Вы тогда какое место заняли?
- Первое. Возил туда квинтовую прелюдию и фугу, а также романс на стихи Николая Рубцова «Звезда полей».
Об авторском праве и гениальности
- У вас есть диски? Где можно послушать вашу музыку?
- Дисков пока нет. У меня вышло два сборника - один в 2003, другой в 2004 году. Сейчас надо бы, конечно, выпустить. Другое дело, что надо понять, как это делается, насколько затратно, можно ли самостоятельно что-то сделать. Я пока выкладываю треки ВКонтакте. Сейчас же все через Интернет распространяют.
- ВКонтакте, говорят, качество плохое.
- Чтобы создать хорошее качество звука, надо в студию обращаться, а это тоже стоит денег. Создание качественного альбома в Москве стоит группе полмиллиона. Когда соло – наверное, дешевле. Но за такие деньги - получается, работа себе в убыток. Я вообще сторонник мнения, что искусство не продается. Оно должно быть общедоступно.
- На авторские права вы не будете в суды подавать?
- Нет. Возможно, если только кто-то выдаст мое произведение за свое. Я думаю, что любой композитор будет рад, если его музыку будут исполнять и слушать. А некоторые современные музыканты за распространение музыки требуют деньги. Мне кажется, они копают сами под себя и даже немного помогают нам - композиторам, которые пишут музыку. Если они так будут препятствовать свободному распространению, кто будет платить за музыку в наш век Интернета, контакта и торрентов?
- Борис, напоследок нескромный вопрос. Псковские музыканты называют вас не иначе как гением. Как вы относитесь к этому мнению?
- Если люди так считают - пусть. Сколько людей - столько мнений.
Беседовала Елена Никитина