Специальный показ кинокартины режиссера Александра Ханта «Межсезонье» состоялся в Пскове. Основой фильма послужили трагические события шестилетней давности, произошедшие в Стругах Красных. Двое псковских подростков - Денис и Катя - сбежали из дома с огнестрельным оружием, забаррикадировались в поселке, отказались от переговоров с полицией и покончили с собой.
Кто виноват в случившемся? Почему ребят мог спасти Виктор Цой? Об этом и многом другом корреспондент Псковской Ленты Новостей поговорила с исполнительницей роли матери главного героя, заслуженной артисткой Республики Карелии Ольгой Сахановой.
- Ольга, расскажите, как вы попали в проект?
- Совершенно неожиданно. Я актриса петрозаводского театра драмы «Творческая мастерская», с 48 лет начала сниматься. Союзу кинематографистов в Карелии всего несколько лет, у нас снята пара-тройка художественных фильмов. Есть такой всероссийский проект «КиноДвиж», который организовала Анастасия Забирова. Она в актерской среде по всей России «мутит воду» - устраивает встречи с режиссерами, с кастинг-директорами. В 2019 году она привезла в Петрозаводск кастинг-директора Елизавету Шмакову, которая в тот момент помогала режиссеру Александру Ханту искать киногероев. Она и посоветовала меня Ханту. Хотя Александр собирал артистов вообще по всей стране. Он рассмотрел более 11 тысяч заявок только на главные роли подростков.
- Александр Хант просматривал видеоанкеты претендентов на роли главных героев, был ли подобный кастинг для «взрослых» персонажей?
- И среди взрослых был тоже огромный кастинг. Как и дети, люди моего возраста точно так же отвечали на вопросы, записывали видео и посылали Саше Ханту. После ансамблевых проб с Игорем Ивановым (исполнитель главной роли - ред.) нас утвердили. Нужно было разыграть этюд: «Пусти - не пущу». Я не пускала его с ночевкой на вечеринку, а он пытался отпроситься. Этюд шел минут 40.
- Фильм снимали в Екатеринбурге, но реальные события, которые послужили основой для фильма, произошли у нас в Псковской области. Когда вы узнали об этой истории, какие у вас были эмоции?
- Это широко нашумевшая трагическая история. Конечно, я однозначно испытала ужас. Как вообще к этому все пришло? Хотя жизнь показывает, что такое вполне может случиться. Саша Хант, и это понятно из фильма, использовал историю как подкидную доску для истории придуманной. Основа история реальная, но персонажи в фильме - это абсолютно художественный вымысел. Потому что Саша брал ситуации, которые произошли с подростками в фильме, из своей жизни, из историй, которые рассказывали дети в видеоанкетах. Действительно, не только актеры принимали участие в создании сюжета фильма, а подростки реальные, со своими историями и чувствами. Он действительно пригласил тех, кто его как-то эмоционально зацепил.
Фото: кадр из фильма «Межсезонье»
- Это правда, что вашего киношного сына отправили с вами жить?
- Бросили на произвол мне (смеется). Нам сняли одну квартиру на двоих, чтобы мы пробовали себя в роли мамы и сына. А мать там знаешь какая - гиперопека, не дай бог, шаг влево, шаг вправо - это будут скандалы и так далее. Мы сдружились с Игорем очень сильно еще с нашей первой встречи. Взаимоотношения были очень добрые. Он как раз становился таким подростком, который ищет себя и пытается быть взрослым в 16 лет. Самый тихий и самый скромный проходит серьезную трансформацию. Съемки шли именно так поступательно, одно за другим, и он развивался в процессе. А мы встретились, когда Игореша идеально подходил на роль «маменькиного сынка».
- Понятно, что Александр Хант не хотел, чтобы родители были в фильме антагонистами. С вашей точки зрения, виновата ли ваша героиня - одинокая гиперопекающая мать - в том, что произошло?
- У моей героини есть прототип. С этой женщиной я познакомилась лично, ее хорошо знает Саша Хант. С нее я списывала образ. Художник-постановщик Никита Евглевский постарался безумно хорошо, потому что вся обстановка в доме, обои в розочку, шторы, халат, цвет вот этот лиловый, когти мои - это все определяет ее личность.
Сложившийся экранный образ своей героини – мамы Дани – впервые я увидела в Москве на премьере фильма. Из того материала, что мы снимали, она могла стать абсолютным жесточайшим деспотом, а могла быть совершенно мягкой. Монтаж решал все. Я однозначно адвокат своей роли, иначе как бы я ее играла? Мне жаль эту женщину, ее жизненную ситуацию. Ведь она действительно не знает, что делать. Она по-другому не умеет. И не умела никогда. И мальчишка правильно о ней говорит в конце фильма, что он остался для нее маленьким сыночком на всю жизнь. И она смешная, нелепая, глупая, растерянная. А что? Кто такие взрослые? Во-первых, мы сами ничего не знаем, во-вторых, у нас все болит. Правда, чего от нас хотят? Да, мне 51 год. Чем я отличаюсь от подростков? Тем, что мне 51 год и каким-то жизненным опытом.
Фото: кадр из фильма «Межсезонье»
- У «маменькиного сынка» снесло крышу от того, что он совершил революцию над своей матерью. Но получилось, что он нашел в главной героине себе вторую маму?
- Да, Даня, который всю жизнь был под матерью, теперь под Сашей. Другое дело, что главная героиня в нем переключила тумблер. Он дорвался до оружия и так далее. Она в нем зверя разбудила элементарно, которого сама же испугалась в какой-то момент. Но она его приняла. Даня и Саша же все время доказывали друг другу, что они не «ссыкло». Девочка даже покусилась на свою жизнь, она же могла погибнуть, когда съехала на машине с карьера. Он ей доказал, что не «ссыкло». И она ему доказала. Я не согласна с трактовкой этой истории в духе Ромео и Джульетты, потому что нет там этого мотива. Была попытка любви, и любовь случилась все-таки, но могла и не случиться.
- После реальных событий многие говорили о том, что до трагедии прямо на месте должны были поработать психологи. Возможно было вообще спасти ребят грамотным специалистам?
- Я не знаю. В их случае был отказ слушать кого-либо вообще. С психологами с первой встречи даже у взрослых мало получается. Вот Саша Хант говорит, что если бы он был бы там, то нашел для них слова. Я ему верю. Может быть, они бы послушали, ну, грубо говоря, Виктора Цоя. Должен был прийти кто-то свой. Своего там не было. Кто виноват в этой истории? Для меня одинаково виноваты все. В 16 лет можно увидеть плачущую мать и услышать, понять ее. Часто дети бывают мудрее родителей. Это не тот случай.
- Реплику вашей героини про то, что переходного возраста не существует, кто придумал?
- Ее мне подсказал Саша Хант. Но отвечу снова как адвокат своей роли: у меня действительно подростковых проблем не было. Я спортом занималась. Были кризисы, была несчастная любовь. Я доказывала не всему миру что-то, а себе. Я азартный человек, у меня вовремя появился театр. Переходный возраст он, конечно, есть у каждого. У кого-то острее, у кого-то почти незаметно проходит.
- Если направлять энергию в какое-то конструктивное русло?
- Да. Вот главная героиня - вроде как увлекающаяся личность. Вся комната ее об этом говорит: там плакаты, рисунки, она своим бунтом доказывала что-то себе. А Даня сначала доказывал матери, потом Саше, а потом втянулся и уже не смог остановиться.
- Как будет развиваться жизнь мамы застрелившегося подростка? Что у нее в жизни дальше изменится?
- Мне казалось, что у нее закончена жизнь. Ведь единственное, для кого она жила, был сын. Но дальше, при хорошем воображении, и она может встать, взять в руки оружие. Может, она сойдет с ума.
Кстати, Саша снял несколько финалов. И даже были мысли у нас, чтобы в разные кинотеатры пустить фильмы с разными концовками.
- А почему не сделали?
- Вообще не было никакой поддержки от Минкульта. Фильм, кстати, заявлялся с возрастным рейтингом 16+. Но в министерстве определили 18+. А ведь он для подростков и для их родителей.
- Если фильм не доходит до целевой аудитории или доходит частично, произведет ли он какой-нибудь эффект в обществе?
- Мое глубокое убеждение, фильм призывает только к одному: пойди, поговори с детьми; дети, пойдите, поговорите со взрослыми, услышьте их. Они стараются, они пытаются. Фильм не дает никаких лозунгов. Он рождает совершенно разные эмоции у зрителей. Кто-то принимает, кто-то не принимает его. Кто-то видит портрет современной России в этом фильме, кто-то – Ромео и Джульетту, кто-то – Бонни и Клайда. Глядя на художественное полотно, кто-то видит глубину, а кто-то – нет. И то, что из людей выплескивается, – тем человек и переполнен. Фильм обязательно нужно посмотреть каждому, чтобы составить собственное впечатление.
Беседовала Мария Королёва