Сразу скажу, что к опере отношусь индифферентно. В том смысле, если по телевизору одновременно будут показывать концерт оперных звезд и что-нибудь про жучков-паучков, то выберу жизнь насекомых. Поэтому мои оценки действа, состоявшегося в Псковском Кремле 22 июля под названием «Псковитянка», могут и не понравиться тонким ценителям высокого искусства. Ведь почему-то принято считать именно оперу и балет образчиками чего-то запредельного и недосягаемого для подавляющего большинства обычных рядовых наших сограждан. Loveislove, быдло есть быдло – подумают гламурные театралы-завсегдатаи, но я уверен, что мерить человека тем, что нравится ему опера или нет, абсолютно неуместно. Вполне возможно, что среди поклонников Мадонны или группы «Рамштайн» (не говоря уж про Александра Барыкина, спешащего на своем «велике» в Псков) меломанов может оказаться гораздо больше.
Впрочем, выбор губернатора Андрея Турчака, распоряжающегося областным бюджетом, был сделан в пользу оперы. Выбор «потянул» на 36 «лимонов», но не будем злословить и зубоскалить по этому поводу. Ведь губернатором и другими соинициаторами постановки «Псковитянки» в Псковском Кремле двигало желание, скорее всего, подтянуть серые народные массы к элитарному искусству, показать обывателю истинную культуру. Тем более, что именно по этому направлению у нас губернатор назначил себя главным.
О том, что в городе происходит что-то элитное, псковские автомобилисты узнавали, когда их останавливали на подъездах к центру. Проезд через площадь Ленина был разрешен только счастливым обладателям номеров с сериями «ООО» или «МММ», а также представительским автомобилям с кодами Петербурга – «78» и «98», впрочем, встречались и московские «97». Зачем надо было перекрывать движение – совершенно непонятно, так как зрители, рискнувшие приобщить себя к прекрасному, спокойно обходились и существующим тротуаром. Видимо, это делалось для полноты ощущений элитарности происходящего и для того, чтобы псковская элита могла подкатывать на своих авто прямо к въезду в Кремль. Не хватало разве что красной ковровой дорожки.
А местный политический бомонд, действительно, был, чуть ли не в полном составе. Депутаты областного Собрания, Думы (и не только Псковской), начальники комитетов и вице-губернаторы, руководители силовых структур и прочие чиновники различных мастей – все почли за счастье побывать на этом значимом событии. Забавно, что некоторых VIP-персон все же то ли забыли пригласить, то ли сделали это намеренно, с каким-то подвохом. По слухам, среди «неприглашенцев» оказался даже один известный депутат Госдумы. Была ли это «черная метка» аксакалу псковской политики, или досадная халатность обслуживающего персонала – остается только гадать.
Все же, кому достались заветные приглашения в элитарный губернаторский оперный пул, появлялись в Кремле в приподнятом настроении. В основном семьями – с женами, детьми и даже внуками. Одновременно на двух «Мерседесах» приехали Ян Лузин и Василий Салопов с супругами. Орденоносный спикер Собрания Борис Полозов прошествовал с семейством. Считающий «Псковитянку» «слишком дорогим удовольствием» депутат-коммунист Анатолий Копосов. Его коллега по партии и преемник по Великим Лукам Аркадий Мурылев. Председатель областной избирательной комиссии и заядлый футболист Николай Цветков. Еще один футболист и депутат-бизнесмен Валерий Лесников. С суровым видом и женой подъехал главный федеральный инспектор Александр Селиванов. Начальник областного УВД Борис Говорун приехал тоже с семьей и, видимо, каким-то важным иногородним начальником. Несмотря на то, что были они в штатском, стоявшие в оцеплении милиционеры их узнали и не стали прогонять через металлоискатель.
Глава города Иван Цецерский вдруг выскочил с поднятой рукой и криком «кому лишний билетик». Среди метнувшихся к нему десятка человек, счастливым обладателем оказался только один. Больше у Ивана Николаевича «счастья для народа» не осталось. Весел был в компании по виду заезжих друзей советник губернатора по культуре господин Гаврюшкин. Неужели как в случае со Всероссийской масленицей и здесь не обошлось без его подсказки?! Излучал улыбку, беседуя с подходившими засвидетельствовать свое почтение, вице-губернатор Максим Жаворонков, промелькнул с супругой начальник управления внутренней политики Роман Романов. Ах да, чуть не забыл – также в сопровождении супруги продефилировал известный псковский шоумен Николай Королев, наверное, собиравшийся поучиться размаху шоу с федеральным оттенком.
В общем, было много кого, но все ждали губернатора. Словно бывалый театральный мэтр г-н Турчак выдерживал паузу. Наконец, и он прибыл с самыми высокими гостями этого вечера – олимпийским вице-премьером Александром Жуковым и министром культуры Александром Авдеевым. С ними были маэстро Спиваков и Мацуев, у которых в Пскове запланирован отдельный концерт 23-го числа. Рассадка мега-VIPов совпала с третьим звонком (голос за кадром назвал это «сигналом»), и раздались робкие аплодисменты. То ли так пытались выразить уважение Турчаку и Ко, то ли истомившаяся публика требовала артистов на сцену.
Итак, она звалась Татьяна... То есть, Ольгой. Как пишут историки, именно «драматизмом судьбы героини — дочери Ивана Грозного и в то же время гражданки Пскова, вольность которого царь уничтожает во имя укрепления централизованного государства» привлекла композитора Н. Римского-Корсакова одноименная пьеса Л. Мея «Псковитянка». Собственно, каждый из зрителей решал для себя, кого или что ему больше жалко: Ольгу или псковскую вольницу. Сам композитор, говорят, склонялся к последнему. И в свете последних событий с ним нельзя не согласиться.
Только 500 лет назад экспансия на вольный град Псков была исключительно московской, теперь же к ней прибавилась «питерская изюминка». Предводитель же псковской вольницы – герой оперы Михайло Туча – своими безбашенными и несвоевременными суетливыми телодвижениями (Ольга, типа, с царем уже все «перетерла», а он «тормознул» - полез на рожон) чем-то напоминает доморощенный политический бомонд. По крайней мере, итог один – все отдано на откуп, «Вече» осталось только в названии «Псковской правды».
Что касается игры актеров, то здесь должны оценивать специалисты и театральные критики. Но, думаю, что ни у кого рука не поднимется «бросить камень» в артистов Большого. По общему признанию, они отработали профессионально. Другое дело – организация всего действа в целом. Конечно, у тех, кто сидел на элитных местах, наверное, все замечательно. А вот у 90% зрителей остался неприятный осадок от того, что с их мест шоу совсем не смотрелось. Идя на разрекламированную «Псковитянку», люди явно не предполагали, что за потраченные деньги будут смотреть на свежем воздухе большой телевизор.
Расходились все за полночь, со смешанными чувствами. Псковская элита по персональным авто с виртуальной галочкой в своей партийной книжке учета добрых дел, мол, «мы там были», обычная публика – по автобусам или пешком, восхищаясь и ворча одновременно, мол «задумка хорошая, но сделано как всегда».
Эх, псковичей надо еще приучать и приучать к элитарному искусству. Все им какая-то «не-до-вольница». У губернатора Андрея Турчака впереди много работы.
Андрей Степанов