Продолжаем рассказ об интереснейшем объекте времен «холодной войны» - в/ч 42644, более известной как ядерный арсенал «Себеж-5» 12-го ГУ МО СССР и расположенной на самой границе с Евросоюзом. Его мы с коллегами как-то посетили в рамках проекта «Забытые крепости ХХ века» музея-заповедника «Изборск».
В предыдущих репортажах мы осмотрели перегрузочную площадку, вертолетку, поцеловали закрытые двери ЗКП и проехали на территорию зоны хранения и обслуживания специзделий. Хранилище 2 блока 2 было первым знакомством с технологией хранения ядерных боеприпасов.
От хранилища 2 мы проехали по кольцевой бетонке к соседнему под номером 6. Сейчас, когда представляешь общий замысел площадки, все просто и логично, но тогда мы тыкались как слепые котята. Хранилище 6 существенно отличалось от предыдущего и располагалось между однотипными хранилищами 2 и 3. Странный порядок цифр? Но этому есть свое объяснение.
К хранилищу 6 мы подъехали со стороны запасного входа, приняв его изначально за главный по причине массивности и сохранившегося «курятника». Обратите внимание, как выполнены петли ворот. и как они дополнительно укреплены цепями.
«Курятник» здесь сохранился полностью, и мы, открыв дверь, были немало удивлены, обнаружив в нем легковую машину. Хозяин под потолком трудился с ножовкой и гаечными ключами над разборкой двигателя кран-балки.
Мы попробовали войти вовнутрь, но поднимающиеся мостки были сданы в утиль, а прыгать через яму в створе бетонного затвора не хотелось. Здесь на затворе сохранилась надпись: «СТОЙ! Проход и провоз груза до полной остановки ворот запрещен!»
Ставень внешней декоративной двери.
Предупреждающая табличка о соблюдении правил техники безопасности при работе с кран-балкой.
Тут нам сделалось неуютно, соседство с мародером не располагало к созерцанию, и мы решили, выехав на бетонку, подъехать с главного входа. Главный вход существенно разграблен - кран-балки и след простыл. Но здесь можно было спокойно оставить машины и углубиться внутрь сооружения.
Рядом с входом размещена очередная предупреждающая надпись. Расшифровать ее я затрудняюсь. Что-то типа: «Выполняй команду только водителя... стропальщика... каждого». Может быть, у вас получится?
Для стремянок было определено свое место.
Проходим вовнутрь хранилища не через ворота, прикрытые тремя расположенными друг за другом железобетонными воротами (затворами), а через расположенный сбоку проход для обслуживающего персонала. Идем по уже знакомому коридору. Справа расположены круглые лазы для обслуживания закрывающих въезд затворов. Здесь сохранилась герметичная крышка, за которой виден торец затвора.
Оборачиваемся назад и делаем кадр коридора, по которому только что прошли.
Слева несколько помещений. В помещении поста 8 уцелели блоки систем охраны и пожарной сигнализации «Гамма» и «Топаз».
Забавный звонок у одной из срезанных дверей.
Знакомое помещение холодильного центра ХМ МКТ-20-02. Только здесь оно расположено не в приямке (небольшом заглубленном помещении ниже основного уровня), а на уровне хранилищ, там, где в предыдущем сооружении была расположена система вентиляции и кондиционирования. Ага, подумали мы, - еще одно отличие. А где система кондиционирования?
Компрессор холодильной машины ХМ2-ХВ-20-II безжалостно срезан мародерами.
Одна из панелей управления.
На стене висела Схема фреоновых трубопроводов холодильной машины ХМ2-ФВ-20-II.
Осмотрев технические помещения и озадачившись отсутствием системы вентиляции и кондиционирования воздуха, мы проходим в зону хранения - туда, куда через ворота попадают специзделия, разгружаемые перед главным входом. Ввозят их на тележках по проложенным в хранилище рельсам. На переднем плане срезанный поворотный круг, на котором тележка поворачивалась под прямым углом для дальнейшего следования к месту складирования специзделий. Ага, здесь тоже все по-другому. Первое, что мы замечаем, - лестница вверх на второй уровень. Да и отсеков хранилищ три, а не восемь, как было в предыдущем сооружении. Расположены они только с правой стороны центрального помещения («фойе»). Дальнее от входа хранилище имело запасной выезд, к которому мы первоначально подъехали.
В противоположном от главного входа конце «фойе» расположено небольшое помещение, куда ведут рельсы. Странно. Мы проходим туда и оборачиваемся. На фото виден главный вход в хранилище, три поворотных круга, напротив каждого из трех хранилищ. Справа - описанные выше технические помещения с холодильной установкой. А теперь обратим внимание на свисающий сверху трос и посмотрим вверх.
Опаньки! Над нами мощнейшая кран-балка, грузоподъемностью не менее 10 тонн. В этом помещении специзделия с помощью кран-балки поднимались на верхний уровень и по виднеющемуся проходу на тележках катились в еще одно хранилище. Предупреждающая табличка советует проверить крепление груза на тележке.
Интересный кронштейн закреплен на межэтажном перекрытии. На втором фото вид на помещение с кран-балкой уже со второго уровня, куда мы поднялись по лестнице. Слева рабочее место оператора кран-балки. Попробовали включить рубильник, но ничего не происходило - сооружение давно обесточено.
Еще раз подъемное устройство кран-балки крупным планом. На площадке расположены двигатели для перемещения по направляющим и подъема груза, а так же мощная лебедка.
Проходим в первое большое помещение второго уровня и осматриваемся при свете фонарей. Свет с поверхности сюда практически не попадает. Прямо перед нами помещение с кран-балкой и шахтой на первый уровень. Справа небольшие технические помещения, через одно из которых по лестнице мы сюда попали. Рядом с ними за правым обрезом кадра хранилище. Слева проходы в многочисленные технические помещения.
В двух небольших помещениях справа расположены две дополнительные вентиляционные установки, лестница на нижний уровень и зачем-то раковина.
Рядом с помещениями проход в единственное хранилище второго уровня.
Внутри просторно и пустынно. Специзделий обнаружено не было.
Поворотный круг в углу центрального помещения, на котором разворачивали тележки со специзделиями. Круг почти в идеальном состоянии. Что означают буквы НП, я не знаю.
Рядом с центральным штырем поворотного круга чудом сохранился шильдик:
УЧЕТНЫЙ № 141
ГРУЗОПОД 10000 кг
ДАТА ОЧЕРЕД ТО
ПОЛНОГО 11.05.93
Есть и другие даты. Самая поздняя - 1998 год. Судя по всему, ежегодно перебивали год после ТО.
Рядом с кругом сиротливо валяется пара резиновой обуви для проведения электротехнических работ с высоким напряжением. На клейме надпись: «№ 51-15 годно выше I кв. до 5.10.98 г.»
Проходим в анфиладу боковых помещений. Планировка их достаточно путанная, кое-где пол разобран для выемки кабелей, и проход затруднен.
Через разбитое окно из оргстекла в соседней комнате мы увидели нечто интересное.
Это помещение дизель-электростанции или ДЭС. В центре зала был расположен дизельный двигатель и генератор. На задней стенке система трубопроводов и баки для воды и масла.
Красивые фотографии Дмитрия Шелехова. Здесь видел сохранившийся керамический остов разграбленного генератора.
Вид с другого ракурса.
Когда-то здесь стоял дизель.
Бак для масла МГ-20. Странно, но это масло обычно используется в гидравлических системах. Как оно могло применяться здесь - для меня загадка. На баке установлено простейшее устройство для замера уровня масла. Внутри поплавок. К нему, протянутой через блок веревочкой, привязана стрелка, отмечающая уровень масла на внешней поверхности бака в зеркальном отображении.
Изучаем устройство указателя уровня уже на баке с водой
Какой-то непонятный разбитый прибор.
Проходим в соседнее помещение уже знакомой по предыдущему сооружению системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Основу системы составляет промышленный кондиционер КД-10 производительностью 10 тыс. куб. м воздуха в час. С 1956 года такие кондиционеры производил Домодедовский машиностроительный завод, а также Харьковский завод кондиционеров. Кондиционер применяется для тепловлажностной обработки воздуха. Поступающий с поверхности воздух сначала проходит через систему фильтрации (в случае применения оружия массового поражения), а затем уже в кондиционере в зависимости от необходимости нагревается или охлаждается и увлажняется, а потом по воздуховодам разводится по всем помещения хранилища.
Ближний шибер вентиляционной системы В 2 закрывает шибер с надписью БАЙПАС. Байпас в данном случае это такой воздуховод, по которому воздух идет в обход системы подготовки воздуха и кондиционирования. Это нужно, чтобы в случае аварийной ситуации или ремонта системы, воздух поступал в помещения хранилища.
Мощные приточные вентиляторы системы пока еще на своем месте, но двигатели уже исчезли.
Система трубопроводов с пояснительными надписями. Как я понял, в штатном режиме воздух подогревался с помощью электричества, а в аварийном - водой от системы охлаждения дизель-генератора. Отопительного котла мы не нашли.
Шкафы управления со схемами установки. Для чего здесь нужен логометр - прибор для измерения соотношения сил двух электрических токов, я не знаю.
Еще один раздербаненный шкаф. Примечателен наличием инструкции по открытию клапана в случае отключения электроэнергии.
Различные переключатели.
Подозреваю, что именно этот клапан в случае отключения электричества должен был открываться по приведенной выше инструкции.
Осмотрев помещения, спускаемся по второй лестнице на нижний уровень и идем на выход.
Подведем небольшой итог. Мы осмотрели два хранилища под номерами 2 и 6. Хранилище 2 расположено в одном уровне и имеет 8 камер для хранения специзделий, систему вентиляции и кондиционирования воздуха, систему охлаждения (холодильная установка заглублена в приямок). Хранилище 6 существенно отличается по конструкции. Оно расположено в двух уровнях, имеет всего 4 камеры для хранения специзделий, собственную систему вентиляции и кондиционирования, холодильную установку и дизель-электростанцию. ДЭС снабжала электричеством в случае нештатной ситуации не только хранилище 6, но и соседние однотипные хранилища под номерами 2 и3, не имеющие своей ДЭС. Все три хранилища были конструктивно и организационно объединены в один блок под номером 2.
Продолжение следует.
Алексей Старков
Фотографии Алексей Старкова и Дмитрия Шелехова сделаны в октябре 2010 года.