След Путина.
Такой детектив рождается на наших глазах.
Очень интересно, как продолжит молчать позиционирующий себя христианином член Общественной Палаты от Псковской области Курбатов.
Модчание золото, то есть деньги, а они соседи греха, большого греха, товарищ Курбатов.
Таисия Викторовна, молимся за Вас, поддерживаем Вас. Турчака, Голышева, Киселева - вон из Псковской области!" На пушечный выстрел не подпускать к нашим святыням!
Таисия Викторовна настоящий профессионал своего дела, она душой болеет за историю нашего края, и мы ее поддерживаем! успеха и стойкости Вам! Нельзя допускать такого варварского отношения, которое мы сегодня видим к истории родного края, к нашим корням.
"В жизни всегда есть место подвигу", жаль что на него отважилась одна женщина, а не все псковское "культурное" сообщество. Здоровья и душевных сил Вам,Таисия Круглова.
Очень жаль, что наследие культуры стало камнем преткновения... Но, Слава Богу, есть такие люди как Таисия Круглова и её друзья, которые стоят на защите искусства Псковщины. Низкий им всем поклон, а чиновникам следует подумать ещё раз о своих действиях.
Надо не просто подписи горожан, надо воспользоваться тем, что на юбилейные торжества приедут сановитые деятели культуры. Кирпичников? Сарабьянов? Лифшиц? Вл. Седов? Они ведь могут повлиять хоть мало-мальски.
Для 22:06
Фрески посмотреть не удастся. Все эти годы, пока здание собора было закреплено за музеем, они были закрыты для просмотра. Музей там особо ничего не делал. То есть всё находилось в состоянии некой консервации. Многолетней. После того, как здание начнёт принадлежать монастырю, у нас, наконец-то, появится возможность полюбоваться ими. С Божьей помощью восстановят всё до конца. Фрески - такие же уникальные, как и в Мирожском монастыре. Да и собор Снетогорского монастыря очень похож на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.
Считайте, что этот акт передачи - новая веха в истории псковских фресок, этого храма.
Таисию тоже, конечно, понять можно... Все эти годы она как бы "работала". Наверное, даже что-то делалось. А тут вдруг раз и "сократили"... Что ей теперь останется делать?
Для 22:06
Фрески посмотреть не удастся. Все эти годы, пока здание собора было закреплено за музеем, они были закрыты для просмотра. Музей там особо ничего не делал. То есть всё находилось в состоянии некой консервации. Многолетней. После того, как здание начнёт принадлежать монастырю, у нас, наконец-то, появится возможность полюбоваться ими. С Божьей помощью восстановят всё до конца. Фрески - такие же уникальные, как и в Мирожском монастыре. Да и собор Снетогорского монастыря очень похож на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.
Считайте, что этот акт передачи - новая веха в истории псковских фресок, этого храма.
Таисию тоже, конечно, понять можно... Все эти годы она как бы "работала". Наверное, даже что-то делалось. А тут вдруг раз и "сократили"... Что ей теперь останется делать?
Фрески посмотреть не удастся. Все эти годы, пока здание собора было закреплено за музеем, они были закрыты для просмотра. Музей там особо ничего не делал. То есть всё находилось в состоянии некой консервации. Многолетней. После того, как здание начнёт принадлежать монастырю, у нас, наконец-то, появится возможность полюбоваться ими
Фрески посмотреть не удастся. Все эти годы, пока здание собора было закреплено за музеем, они были закрыты для просмотра. Музей там особо ничего не делал. То есть всё находилось в состоянии некой консервации. Многолетней. После того, как здание начнёт принадлежать монастырю, у нас, наконец-то, появится возможность полюбоваться ими
не церковь виновата и не православная религия сама по себе, а ЛЮДИ В НЕЙ ЖАДНЫЕ ДО ХАЛЯВЫ И БАБЛА, прикрывающиеся саном, такие были всегда и везде и даже при Христе, который говорил: горе вам книжники и фарисеи и т.д. Просто не хочется грести под одну гребенку всех, есть же хорошие люди, которые действительно помогают...
Чего вой подняли? 99% псковичей в глаза эти фрески не видели. А по20 лет реставрировало это как? Образы святых принадлежат првославным и помогать людям должны. Музеям есть с чего кормиться кроме этих фресок!
Считайте, что этот акт передачи - новая веха в истории...
------
А почему мне не возвращают то, что было отобрано у моих предков после 1917 года?
Заодно и поясните, а кто и за какие деньги будет реставрировать эти фрески, а также нести персональную уголовную ответственность в случае их повреждения или утраты.
Советую также посмотреть Вам докуметальный фильм "Псковский набат. Сны о потерянном граде".
Нехристи - ряжены сегодня в поповские рясы. Иисуса нет на них. Распяли его.
А приди Иисус в ЛЮБУЮ церковь в Пскове, то погнал бы оттуда ПОПОВ-торговцев, а не "сподвижников Таискиных".
Кто-то тут сказал, что я лгу. Этот человек сам-то был когда-нибудь в Снетогорском монастыре и знает ли, о чём идёт речь? Фрески на самом деле все эти годы были закрыты для просмотра. И до сих пор закрыты. Это если кто не знает. Ключи - у Таисии. Храм закрыт для посещения в любое время года. Я видела эти фрески, но это было сделано тайно. Не буду говорить - как.
Очень надеюсь, что с передачей собора судьба фресок изменится в лучшую сторону!
Таисия Круглова просто боится потерять работу.Где она ещё такое тёплое местечко найдёт-и делать особо ничего не надо.
А посмотреть фрески вас никто не пустит-не для простых смертных это...
У музеев сегодня нет ни каких возможностей содержать и реставрировать какие-нибудь фрески у нашего государства они бедны как церковные крысы а у Попов сегодня бабла немеряно фрески им нужны гораздо больше чем государству и поэтому у них и сохранятся они гораздо лучше
Кто-то тут сказал, что я лгу. Этот человек сам-то был когда-нибудь в Снетогорском монастыре и знает ли, о чём идёт речь? Фрески на самом деле все эти годы были закрыты для просмотра.
Да, 2 года назад, приехали друзья из Питера поши было закрыто,( пасмурно, и поздно пришли, на следующий день) БЕЗ ПРОБЛЕМ!
Значит, все клевета? и часы патриарха, и тяжба на 20 лямов за мебель, и машины? в действительности--с хлеба на воду перебиваются, денно и нощно замаливая грехи наши?
Савва Ямщиков: – Вопрос это сложный. Я, как человек около полувека занимающийся охраной памятников, не мог остаться от него в стороне, особенно, когда атеистическое время стало отодвигаться в прошлое. Я был очень рад, что Церкви возвращается принадлежащее ей по закону имущество, и считаю, что должно быть возвращено все
уже знаем как рпц обращается с памятниками-не помните "реставрацию"живописи зенона в троице?не видели осыпающиеся иконы в троице после неграмотной установки отопления?
Савва Ямщиков: Я считаю, что в России рядом с каждой церковью должен быть церковно-археологический музей. Церковь должна идти в одном русле с музейщиками, а они, в свою очередь, должны служить Церкви. Я верующий человек, и когда высокопросвещенные мужи говорят, что сначала была культура и живопись, а потом религия, то я буквально столбенею.
Я всегда против ЧРЕЗМЕРНО жесткой власти. В том числе и церковной. Раньше, я включал телевизор, открывал газету или книгу, и везде натыкался на пропаганду коммунистической идеологии. Сейчас невозможно включить телевизор, и не нарваться на очередного проповедника. Больше скажу, когда православие находилось под негласным запретам, я относился к верующим, а тем более к священникам, с искренней симпатией. Сейчас же РПЦ подминает как танк все прочие системы миропонимания.
Доходы типичного прихода РПЦ составляют несколько тысяч долларов в год и складываются из четырёх основных компонентов[9]:
средства, полученные от продажи свечей;
пожертвования за требы и поминовения;
тарелочно-кружечный сбор (пожертвования во время богослужений);
доходы от торговли утварью и книгами.
По приблизительным оценкам, совокупный ежегодный доход церковных структур (включая наличные деньги, зарабатываемые РПЦ, и неденежные пожертвования) составляет сумму около 500 млн долл.
Савву Ямщикова только не "перетягивайте" на свою неуважаемую сторону. При его жизни нынешнее преступление (передача собора из музейного ведения) было бы невозможным! А теперь - "всё дозволено"...
интересно спросить у тех, кто защищает попов и им подобных! Это Бог завещал в Библии бабло отмывать с простого народа??? или же Иисус перед распятием кричал заработать денег и ободрать народ как можно больше? мне не понятно, почему я в прошедшую субботу крестил сына за .... деревянных, якобы на пожертвование!!! и почему у попа золотая цепь с мой кулак на шее висит??? Объясните плиз!!!
В эту сумму Митрохин включает в основном неденежые доходы (например, оценивая труд прихожан по ремонту церкви). Общие денежные доходы Митрохин оценивает суммой около 100—150 млн долл., или около 5-7 тыс. долл. в расчёте на каждый из 19 тыс. приходов (РПЦ имеет ещё около 500 монастырей).
Крещение малолетних- это нарушение их свободы совести(свободы вероисповедания). Может он когда подрастет буддистом захочет стать, а ты его уже к РПЦ причисляешь.
Все храмы надо было отдать церкви (их уже ей и отдали) кроме трёх-четырёх(!), которые никак нельзя отдавать. И вот они тупо, нагло, бессмысленно хотят забрать и эти последние три заповедных храма! Какое варварство, хамство, БЕЗУМИЕ! Власть полностью безответственна. Сборище деградантов. Страна гибнет каждый день.
Бюджет Московской патриархии формируется из доходов Художественно-промышленного предприятия РПЦ "Софрино" (около 20%), гостиничного комплекса "Даниловский" (около 20%), отчислений храмов г.Москвы (менее 10%), епархий (2,5-5%) и загадочных "пожертвований" (на 1994 г.) или "управления временно-свободными средствами" (на 1997 г.), наполнявших не менее половины церковной казны. Загадочные доходы были получены в виде дивидентов от деятельности нефтеэкспортера - компании МЭС (на 1994 г. - 8,5% общероссийского нефтяного экспорта), где церкви в разные годы принадлежало от 40 до 20% акций, а также от иного участия в деятельности "большой" экономики, подробности которого тщательно скрываются.
Отделы (министерства) Московской патриархии формированием своего бюджета де-факто занимаются самостоятельно. Наиболее известна скандальная деятельность Отдела внешних церковных сношений, ввозившего в 1996-1997 г.г. под видом гуманитарной помощи сигареты на суммы в миллионы ЭКЮ.
25.07.2012 23:22
мне не понятно, почему я в прошедшую субботу крестил сына за .... деревянных, Объясните плиз!!!
Нет,это ВЫ объясните,ЗАЧЕМ вы крестили сына при вашем отношении к церкви? И почему вы не выбрали маленькую церквушку,где батюшка трудится за кусок хлеба? Вам выпендриться захотелось? А свою золотую цепь вы с шеи сняли,прежде чем в церковь войти?
От безграничной жадности попы в России сами ТОЛКАЮТ православный народ правильно осознать религию, как МИРОВОЗРЕНИЕ на ОКРУЖАЮЩИЙ нас МИР.
И религии основанные на Торе - иудаизм, христианство и мусульманство не дают такого реального понимания МИРОУСТРОЙСТВА.
Почти все ВЕЛИКИЕ пророки, как Ванга ПРЕДСКАЗАЛИ, что выйдет из России и распространится на ВЕСЬ МИР ДРЕВНЕЕ и забытое учение о том, как на самом деле устроен наш мир. Ванга назвала это учение - учением БЕЛОГО БРАТСТВА(а не религией)!
Все больше людей в России начинают интересоваться родноверием - пониманием о устройстве мира нашими предками до христианства.
Все больше открывается фактов о ВЕЛИКОЙ цивилизации наших предков, до которой мы еще не дошли.
"Я был очень рад, что Церкви возвращается принадлежащее ей по закону имущество, и считаю, что должно быть возвращено все..."
Вранье голимое! Церковь не владеет храмами со времен Петра! И ежли отдать вороватым попам Собор Рождества Богородицы, они окончательно уничтожат уникальные фрески.
Савва Ямщиков: - Чтобы вернуть памятники Церкви, нужно создать условия для их хранения. А у нас, к сожалению, даже в музеях не так много возможностей для хранения памятников. Я за то, чтобы памятники и святыни возвращались, но ведь не стены храма возводятся сначала. Сначала храм строится в сердце. Как быть, если мы вернем памятники Церкви, а с ними некому будет работать?
Боже! И это защитники воровства у нас достояния !!!
Боже! И это защитники воровства у нас достояния !!! 26.07.2012 00:03
Савва Ямщиков: - Эта идея отца Павла для меня священна. Я считаю, что в России рядом с каждой церковью должен быть церковно-археологический музей. Церковь должна идти в одном русле с музейщиками, а они, в свою очередь, должны служить Церкви. Я верующий человек, и когда высокопросвещенные мужи говорят, что сначала была культура и живопись, а потом религия, то я буквально столбенею.
Архимандрит Алипий всегда был очень спокоен, ведь он прошел всю войну. Однажды, во время ночной беседы, я спросил, почему он пришел в монастырь. Владыка ответил, что жизнь провела его дорогами войны, и война эта была такой страшной и чудовищной! Когда, служивший при штабе армии генерала Лелюшенко будущий архимандрит Алипий увидел, как перед ним взметнувшись вверх, взорвалась машина генерала Ватутина, он отошел чуть в сторону от останков, встал на колени и дал обет: «Боже, если я выживу, то буду служить Тебе».
Похоже, у псковского люда совсем крыша съехала. Многие тролли даже не понимают, о каких фресках идёт речь. Итак, ещё раз: фрески Мирожского монастыря открыты для посещения в хорошую погоду. Но сейчас речь идёт о фресках Снетогорского монастыря, доступ к которым закрыт уже много-много лет. Собственно, с тех самых пор, как они стали "принадлежать" музею. И если здание собора передадут наконец-то монастырю, то у псковичей будет шанс увидеть это чудо в ближайшие годы. У музея был шанс сделать собор доступным, но он его упустил: не потянул...(((
Похоже, у псковского люда совсем крыша съехала. Многие тролли даже не понимают, о каких фресках идёт речь. Итак, ещё раз: фрески Мирожского монастыря открыты для посещения в хорошую погоду. Но сейчас речь идёт о фресках Снетогорского монастыря, доступ к которым закрыт уже много-много лет. Собственно, с тех самых пор, как они стали "принадлежать" музею. И если здание собора передадут наконец-то монастырю, то у псковичей будет шанс увидеть это чудо в ближайшие годы. У музея был шанс сделать собор доступным, но он его упустил: не потянул...(((
Пусть оставит ключи себе на память. Любой замок открывается без ключей. Любое имущество должно принадлежать законному хозяину. Законные хозяева церковного имущества это церковные приходы.
Про закрытые от обзора фрески ложь! - тысячи людей их видели, кто в музей приходил а не с черного хода пытался посмотреть или в нарушение правил хранения! Храмы в местах подальше от города переданные церкви разрушаются - прихожан и спонсоров нет! Хорошо развернулась обитель: самосвалы туда - сюда мимо храма 14 века! Плитку итальянскую везут, кирпич, бетон, ковку дорогую с позолотой - на реконструкцию новодельных корпусов сестринских пардон уже реставрацию миллионы государство кинуло не спонсорских а ваших православных налогоплательщиков и никто не спросил их согласны ли содержать сестер которые к богу мимо собора на порше на стояночку ездят а нищего без штанов и не пустят, неприлично к Богу то так! Дело не в том что молиться им негде - есть! Дело в том что жадность и под это дело с верующих то можно еще денег попросить, как например на восстановление церкви под колоколы просят сейчас на сайте монастыря, только верующим невдомек что даже по законы никакого восстановления храма 16 или 14 века монастырь сам делать не может, так на что деньги! Монастырю бы молиться за жертвователей а они им вычитывают как жить и к Богу ходить! Увы пока все стороны не будут достаточно образованы чтоб таким наследием распоряжаться гибель это и для нас - соблазн - глаза не закроешь и сердце обман видит, оттого и неверие в людях... и для наследия гибель - история учит: сначала Николай 1 от рясоносцев русское наследие спасал, а теперь и управы нет, никого не боятся, налогов не платят, живут как сыр в масле к Богу на Порше прям в алтарь и в интернете выделенка видимо, одно радует - пожарная инспекция их молиться истово заставляет им на все это ручканье с властью плевать они свою жилу чуют - вот кто в рай точно пойдет - госпожнадзор! Опомнитесь! только тать в окошко тайно ходит а не церковь божья! А тут под тишок схватить кусок! А тать ночной он кто? ответте православные! Дьявол он! Ай, как так? А вот так! Да небось и хотят они собор, чтоб сбить фреску суда страшного, до конца, чтоб не пугала?
Олег! Прекратите врать. Мы пытались официально вызвонить эту Таисию, чтобы открыла Храм и показала фрески, взяв её координаты в монастыре. Таисия сказала, что чтобы попасть в Храм, нужно официальное разрешение директора музея. Типа - идите к нему на приём... Реально псковичи эти фрески не видели уже много лет.
Очень интересно?! Вопрос для чего и как и когда вы туда попасть хотели? Тысячи попали а вы нет? Вы просто недоговариваете... а оболгать человека легко! Или вы думаете что в монастыре вам сразу двери откроют все, или вы наивны или просто злобу на музей питаете!?
Таисия Викторовна, Вы прекрасный человек и профессионал, дай Бог Вам сил и терпения!А фрески потрясающие!Мы их смотрели с высоты строительных лесов,они остаются навсегда в памяти.
Нет, не питаю никакой злобы на музей. Я его люблю за то, что сохранил иконы, которые теперь, по большому счёту, лучше бы вернуть храмам... За это музею большой респект. Однажды очень хотелось увидеть настоящие самобытные псковские фрески в Снетогорсокм монастыре, о которых много слышала, но видела только на картинках. Не удалось это сделать... И что это за тысячи, которые туда попали? Можете мне сказать? Вход в этот собор уже много-много лет загорожен некой объёмной "экспозицией" - там даже к двери не подойти. Как туда смогли попасть тысячи?
Загороженный вход перегорожен монастырем и именно от него то у монастыря давно ключ есть! А музей согласно закону давал доступ к наследию, но в соответствие с нормами хранения и правилами. или вы считаете что соблюдение правил хранения вредная выдумка! Люди регулярно видели фрески и музей предоставлял им эту возможность! Еще раз уточните когда вы хотели туда попасть в каком году, в каком месяце и кто конкретно вам отказал и по какой причине!? Что вы недоговариваете? Если даже служители монастыря много лет могут сами!!! через свой вход в собор входить!
"Но сейчас речь идёт о фресках Снетогорского монастыря, доступ к которым закрыт уже много-много лет..."
И правильно, что закрыт, фрески не отреставрированы. И ежли открыть доступ сейчас, то они погибнут.
"И если здание собора передадут наконец-то монастырю, то у псковичей будет шанс увидеть это чудо в ближайшие годы..."
Ну да, ежли откроют доступ при нынешнем состоянии фресок, да еще и устроят там службу со свечками и копотью, то они за короткое время осыпятся.
Что же касается фресок Спасо-Преображенского собора, то их реставрация проводится уже много лет, и до сих пор не закончена. По щелчку пальцев за пару недель фрески не отреставрировать, а попам тем более!
"Собственно, с тех самых пор, как они стали "принадлежать" музею..."
И правильно, поскольку это определяетмя состоянием фресок.
"У музея был шанс сделать собор доступным, но он его упустил: не потянул..."
Для "особо одаренных" повторю еще раз... Музей закрыл собор, и правильно сделал, это определяется состоянием фресковой росписи. И отдавать реставрацию на откуп жадным попам - прямой путь к утрате фресок.
А кому принадлежит Католический Храм на Плехановском,какому-то музею??? Кому принадлежит Мусульманская мечеть в Москве,музею??? Это ВСЁ вряд ли!!! Поэтому пускай католическое принадлежит католической церкви,мусульманская мечеть мусульманам,а православные монастыри и церкви православным!!! А музеям пусть принадлежит общая история страны!!!P.S. Ну а земля пусть принадлежит крестьянам!!!
Такие, как Маринка, будут защищать любую пакость с пеной у рта, потому что ей неведомо, что такое любовь к своему краю! У них пятаки вместо глаз и кошелек вместо сердцпа! Таисия, говоришь, ничего не делала? Да ождно то, что она СОХРАНИЛа всё это - уже подвиг! А твои попы что могут, кроме как грести под себя народное достояние? Ими оно было сохранено?
Возмущает позиция таких, как Голышев! Давно пора в отставку этому господину, потому что от него только вред псковской старине!
У нас, что РПЦ сиротская организация?! Все недвижимое имущество пусть выкупают по рыночной стоимости и через Аукционы согласно действующего законодательства!!! Или у нас для РПЦ законы не писаны?!!
О передачи культурно-исторических ценностей не может идти речь! Это принадлежит всем гражданам РФ, а Страна у нас много национальная и много конфессиональная, и атеисты есть!!! Уважать надо всех!
Такие Маринки прикрываются верой, как щитом и пустыми словесами, как покрывалом! Ей не дали посмотреть... Почему-то все видели, кто этого хотел, вот только ей бедной не удалось. Отобрать ключи не проблема, но кто поручится, что церковь лучше будет хранить это достояние, чем музейщики? Однозначно - нет! Эксплуатировать будут, это да, а вот реставрировать, ухаживать вряд ли. Скажут - денег нет и будут клянчить их у того же минкультуры! Халявшщики от РПЦ рулят!
Это похоже новый вид рейдерства у нас в стране, который идет из ведомства Кирилла.
Таисия, вам спасибо от всех неравнодушных псковичей! И хоть в нашей стране нет надежды на справедливость и разумность власти, но всё это временно - и наши чиновники, и Кирилл в православии. Не может такой беспредел продолжаться вечно!
Чиновники, прежде чем такие заявления делать о передаче имущества и ценностей РПЦ, не мешало бы мнение людей поспрошать!!!
Что-то вы совсем от рук отбились и много на себя берете, Слуги Народа!!!
По таким вещам неплохо бы проводить референдум, как это делается в любом демократическом государстве! А у нас чиновники и РПЦ совсем совесть и страх потеряли!
Доступ в собор Снетогорского монастыря открыт. Обращаетесь в музей и вам назначают время для посещения, если позволяет погода и влажность. А если вы приехали в монастырь и просто поперлись поглазеть на фрески,то нефиг обижаться,что вас послали подальше.
По моим наблюдениям, Маринка - новый тролль, причем не от РПЦ, а из чиновников. Потому что везде засветилась, и везде расхваливает все, что идет от власти, независимо от предмета обсуждения. Значит - засл(р)аный казачок!
Не знаю, какую "мечеть в Москве" Вы имеете в виду: их там несколько. Большинство построены буквально в наши дни, никакой исторической или художественной ценности не представляют. Это чисто культовые здание, принадлежат они, естественно, религиозным исламским организациям (кстати, разным). Но вот в Турции исторические мечети, как-то Голубая мечеть, София (бесценная для христиан), Сулеймание и др. принадлежат ГОСУДАВРСТВУ. Для религиозных служб отведено некоторое время, но в основном это МУЗЕИ. Именно так. СПЕРВА - МУЗЕИ, а в оставшееся время - ХРАМЫ. Более того, по турецкому законодательству исторические ценности вовсе не могут принадлежать какой-либо организации. Поэтому даже такие реликвии, как мечи первых исламских пророков и шейхов, вроде Абу-Бекра выставлены в МУЗЕЕ. Правда в уголку лежат коврички для желающих помолиться (Кемаль Ататюрк вообще очень здорово организовал отношения государство-церковь, запретив муллам даже нос высовывать на улицу в ритуальной одежде: белую чалму носи в храме, а на улицу пжлста в костюмчике). В Италии дело обстоит схоже. Храмы с уникальными росписями мастеров Возрождения постоянно открыты, как музеи. Сбережением росписей заняты светские ученые. В определенное время (а иногда в определенные дни) проводятся службы. Так что всемирный опыт однозначен - МУЗЕИ прежде всего, что ничуть не задевает интересов верующих (именно верующих, а не чиновников). Не стоит ссылаться "Маринке" и на российский дореволюционный опыт. До революции церковь в России не была "общественной организацией", а была частью государства. Патриархии с времен Петра Великого до 1917 г. не было, церковью управлял Синод. Так что буквальный возврат к норма "до 17-го года" предполагает не только реституцию, но и ликвидацию патриархии (и секкуляризацию церковных земель, произведенную Екатериной Великой). При всем, при том огульная брань в адрес духовенства, конечно, неприятна и гадка,как огульная брань в адрес любой социальной категории. Лично я не могу представить себе в современной России умного и порядочного (или хотя бы не безнадежно гнусного) чиновника, но теоретически допускаю существование таковых. Среди священников тем более есть прекрасные люди, вера, действительно, нужна большинству. Только фрески лучше хранить специалистам.
А ничего так, что монастырь этот построен церковью, а не государством? И что фрески написаны если и не церковными людьми, то по заказу и на средства церкви? Им возвращают то, что когда то было незаконно отобрано. И что, скажите, там музейщики для сохранности сделали, кроме как повесили замок да наблюдали? Монастырь не 20 лет назад построен и фрески там все это время существовали, как то пережили все невзгоды. Какие основания полагать, что им повредит смена собственника? Любят у нас государевы работнички цепляться за то, что им не принадлежит, просто когда то удалось урвать.
Курбатов - типичный приспособленец, сюсюкающий интеллигентик, который всегда улавливает настроение властьимущих. Впрочем, интеллигентность его, в высшем понимании этого слова, сомнительна. Так, замысловатые рассуждения ни о чем. И на сей раз он промолчит, по-христиански смиренно.
Голове как всегда не хватило смелости.Золотая середина -принцип жизни.Всегда ли это хорошо-покажет ближайщее время!Но были и смелые шаги,он себя командиром дивизии называл.О-как!
церкви ставились на собранные деньги или вклады частных лиц, а никак не на собственные средства РПЦ.
Безбожная советская власть оплатила реставрацию собора и работу профессионалов, расчистивших древнюю живопись от побелки и штукатурки, сделанной попами. На государственные деньги установлены системы слежения за климатом, сделаны реставрационные вставки.
Если сейчас пустить туда неконтролируемый поток прихожан и начать постоянные службы, то раскрытая от многовековых слоев побелки живопись просто рассыпется. Есть печальные примеры.
Завтра Кирилл скажет- этот многоэтажный жилой дом построен по воле божьей! Поэтому вы обязаны передать его церкви! Всем жителям дома построиться на площади и сдать ключи от квартир!
Полностью согласен с "Паном профессором", если в наше время нынешнее духовенство не принадлежит гос-ву, то исторические памятники архитектуры должны находится у специалистов. Тем кто наивно полагает, что данные сооружения, фрески были построены по воле церкви и на средства её сильно ошибаются... разве что зодчие и прочие мастера все таки были предоставлены Патриархией (так как именно там в те временна находились самые образованные, специалисты мирового масштаба) В те времена, как уже было верно подмечено, был такой орган власти как Синод, который черпал свои финансы из так называемого налога "десятина". Так что данные ценности народа принадлежат не РПЦ, она не является правопреемником той Патриархии которая была ранее. Так же не стоит забывать про то что православная церковь не является на данный момент единым целым... есть и Киевская самостоятельная и в Нью-Йорке.. это уже давно не то что было(нет того единства с одним центром).
Положение конечно тяжелое но не безнадежное. 20 июля в псков должен был приехать министр культуры Мединский, и Голышев с Евсеемм собирались заручиться его поддержкой в передаче церкви - и приказ за три дня до приезда составили. Но Мединский понял. что эти скоты хотят его подставить и в последний момент от поездки отказался. Значит он выжидает какова будет общественная реакция. Если сейчас вывести проблему на федеральный уровень , можно отжать храм у попов, а заодно добиться отстранения от должностей грубо нарушивших федеральные законы Голышева и Киселева. Нужно начать сбор подписей за отмену приказа, писать в федеральные СМИ, восрепятствовать возможному увольнению кругловой.
Единственный здравый пост - пост пана Профессора. Остальное - мелочно и не по-существу. Пользуясь случаем передаю пану Профессору привет от д-ра Португалова.
Все будет прекрасно. Храм Государство отдаст Московской Патриархии Псковской епархии. Православные тоже могут поднять общественность. Постепенно все будет передано. Слава Богу, что люди культуры встали на сторону церкви и заняли наши позиции. Вопрос решон и Собор будет опекаться монастырем, будут совершаться службы и молитва за вразумление врагов ПРАВОСЛАВИЯ. Ваш свящ. покорный слуга Василий. Храни вас Бог недруги и противники ПРАВОСЛАВИЯ. Мир вам вечно бушующие слуги дьявола.
Все будет прекрасно. Храм Государство отдаст Московской Патриархии Псковской епархии. Православные тоже могут поднять общественность. Постепенно все будет передано. Слава Богу, что люди культуры встали на сторону церкви и заняли наши позиции. Вопрос решен и Собор будет опекаться монастырем, будут совершаться службы и молитва за вразумление врагов ПРАВОСЛАВИЯ. Ваш свящ. покорный слуга Василий. Храни вас Бог недруги и противники ПРАВОСЛАВИЯ. Мир вам вечно бушующие слуги дьявола.
вот такие существа как свящ. Василий румянцев (назвать его Гражданином язык не поворачивается) м делают все возможное, чтобы отвратить народ от церкви. За последние годы самими священослужителями для дискредитации духовенства было сделано столько, что советским атеистам стоило бы поучиться.
Если в нынешних семинариях обучают методикам Паскаля (акцент на современное тестовое общество. Мол если ты веришь в земной жизни, то тебе нет плюсов или минусов... зато воздаться на небесах). Это варварская методика пропаганды сейчас на вооружении у нынешней РПЦ... Исходя из этого я и не ждал от свящ. Василия Румянцева проявления терпимости относительно нас, так же как и не удивлен не совсем правдивой фразе "люди культуры встали на сторону церкви и заняли наши позиции".. Все прозвучало, впрочем как и всегда, как проклятие "Мир вам вечно бушующие слуги дьявола.". Очень по православному, согнало всем канонам Церкви. А Вы простите всегда так? Кинули всех несогласных в "ад" и даже не стараясь объяснить Ваше понимание дела, вернуть так сказать на путь истинный. Вы же все равно будете исполнять лишь роль посредника, те же работники музей будут работать над фресками, только под Вашем контролем. Мне конечно скорее всего все это кажется, но ощущение такое что Вы рветесь к власти... к повсеместному контролю.
А вам зачем то, что пренадлежит Церкви ПРавославной, что вам дает. Для души ноль, для вас лично - думаю только деньги. Там должна совершаться Святая Литургия первое предназначение этого Собора. Вас там в принципе быть не должно. Мы ведь конюшню не просим отдать - там кони быть должны, а в Соборе священники совершать молитву. Надеюсь вы уяснили об чем это я Вам.
для свящ. Василий румянцев.
1)А вам зачем то, что пренадлежит Церкви ПРавославной, что вам дает.
Ответ более чем очевиден, ГАРАНТИИ сохранности культурного наследия. Также мне не нравится Ваш "инквизиционный" тон, который наводит меня на плохие мысли. Решать кому можно, а кому нет не Вам.
Так же стоит обратить внимание на то, что по окончанию реставрационных работ Вам никто не будет мешать проводить полноценные Литургии, данные люди которые работают на объекте отдают много сил, как моральных так и материальных. Проявите терпимость сохраняя холодный рассудок. А говорить о душе в таком контексте просто глупо, душа находится впереди нас-это наши дела, Бог-совесть.
26.07.2012 11:53 Так зачем менять или искать собственника? Молитесь Богу, а музейщики пусть занимаются сохранностью и реставрацией. Кто мешает? Каждый будет заниматься своим делом. Зачем Вам собственность если Бог все материальное не признает? Получите Вы храм с фресками что изменится? Вы же Богу молитесь или что другое делаете?
Чтобы молиться вам обязательно недвижимость нужна? Ведь Бог итак слышит всякого призывающего имя Его!!! А молитва РПЦ нужна не за вразумление врагов православия, а за возрождение самого православия, так как половина из служителей православия совсем забыли кому поклоняться и кому служить должны!!!
Не орите, Голышев уже поехал в монастырь.
Кстати- вы все там бывали? Фрески видели? Вам о них рассказывали? Вряд ли!
Вернуть храм православной церкви, обязать поддерживать целостность и надлежащее состояние. Московская патриархия богаче Министерства культуры. Поэтому и фрески будут в сохранности. Будьте уверены.
Модест
26.07.2012 14:29
Не орите, Голышев уже поехал в монастырь.
Кстати- вы все там бывали? Фрески видели? Вам о них рассказывали? Вряд ли!
Вернуть храм православной церкви, обязать поддерживать целостность и надлежащее состояние. Московская патриархия богаче Министерства культуры. Поэтому и фрески будут в сохранности. Будьте уверены.
"Московская патриархия богаче министерства культуры"..... вот и ответ на все вопросы...
"..обязать поддерживать целостность и надлежащее состояние." А кто их обяжет? На Снетной горе прокуратура выносила решение о прекращении строительства сестринского корпуса, потому что он оказался выше положенной нормы и загородил собор Рождества Богородицы. строительство остановили? конечно же нет, им закон не указ. "Московская патриархия богаче Министерства культуры"....
Удивительно, но церковоначалие Псковской епархии словно не замечает трагедии гибнущего древнего города, а только подливает масло в огонь своими, мягко сказать, неадекватными поступками.
Получив возвращённый епархии храм Успения от Парома (XV век), стоящий напротив Кремля, обрели священники и уникальную звонницу того же времени. Много лет в ней находились мастерская и кузница легендарного псковского архитектора-реставратора Всеволода Смирнова – одного из тех, кто поднял город из послевоенных руин. Выброшенный на улицу, мастер недолго прожил на этом свете. Многие годы звонница резала глаз своей неухоженностью и запущенностью. С помощью Псковского Управления внутренних дел удалось восстановить первоначальный облик памятника и оснастить его специально заказанными колоколами. Владыка Евсевий пообещал помочь музею открыть в звоннице экспозицию, посвящённую реставрационным работам В. Смирнова и возродить жизнь кузницы. Однако сразу же после торжественного открытия звонницы самовластный хозяйчик передумал и заявил о том, что она снова станет складом.
Несколько лет назад безграмотно смонтированная система отопления Троицкого кафедрального собора повлекла за собой катастрофическое разрушение икон, украшающих его интерьер. Куски осыпающегося с икон грунта выметались веником и выбрасывались. Разрушился даже написанный архимандритом Зиноном иконостас Серафимовского придела. Когда музейщики и реставраторы попытались протянуть духовенству руку помощи, ответом им было поразительное безразличие. Зиноновский иконостас был отдан шабашникам, практически уничтожившим его первоначальный облик [ 2 ].
Интерьеры древних псковских храмов, некогда любовно и осмысленно восстановленные здешними реставраторами, подвергаются сегодня перестройкам, с учётом насущных нужд церкви. При этом утрачивается их первоначальный облик. В Крыпецком и Снетогорском монастырях ведётся современное строительство без какого-либо согласования со специалистами [ 3 ].
Обидно мне становится всякий раз, когда после работы в Великом Новгороде, где радует глаз и великолепный музей с одной из лучших в мире коллекцией икон, и возвращённый Церкви Софийский собор, в иконостас которого помещена чудотворная древняя икона "Знамение", за состоянием которой следят музейные сотрудники, и ухоженные храмы в различных уголках города, возвращаюсь я к руинам бесконечно любимого и ставшего за полвека жизни в нём родным Пскова.
26 Марта, 2009
Савва Ямщиков: "ЦЕРКОВНОНАЧАЛИЕ ПСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ СЛОВНО НЕ ЗАМЕЧАЕТ ТРАГЕДИИ ГИБНУЩЕГО ДРЕВНЕГО ГОРОДА"
На прошедших в минувшем феврале в Москве XVII Международных Рождественских чтениях реставратор Савва Ямщиков на заседании по теме "Церковь и культура" вступил с докладом "Церковно-археологические музеи России. Прошлое, настоящее, будущее". Будучи сильно встревожен происходящими в Пскове событиями, автор любезно предоставил редакции текст своего доклада, отрывок из которого, непосредственно касающийся Псковской земли, мы предоставляем вниманию читателей в рамках дискуссии о судьбе псковского культурного наследия.
Музейные работники не могли остаться в стороне от возрождения Русской Церкви. Мне доставляло огромное удовольствие помогать знакомым священникам обживать возвращённые храмы и участвовать в воссоздании их внешнего и внутреннего убранства.
При Ассоциации реставраторов СССР (ныне – России) был создан фонд "Сохранение", который за три года передал в церкви Москвы, а также в Соловецкий и Валаамский монастыри около двух тысяч икон XVII-XX веков. Акции возврата проводились по благословению и при непосредственном участии Патриарха Алексия II.
Не мог я пройти мимо восстановления традиций иконописного искусства в России. Мне посчастливилось сблизиться с тогдашним насельником Псково-Печерского монастыря архимандритом Зиноном и наблюдать за подвижнической деятельностью одарённого иконописца, всякий раз восхищающего своим мастерством, глубокой духовностью и преданностью православию.
Именно отец Зинон, принявший должность настоятеля Спасо-Мирожского монастыря – древнейшей псковской обители, создал в её стенах условия для плодотворной работы церковно-археологического музея. Известный реставратор и искусствовед Владимир Сарабьянов [ 1 ], открывающий древние фрески Спасо-Преображенского собора, описывал мне благополучное сосуществование монашеской братии, музейных работников и реставраторов. Меня радовало, что возрождаются традиции сотрудничества Церкви и учёных, посвятивших себя сохранению культурного наследия Древней Руси.
Мой учитель – известный исследователь и реставратор иконописного наследия Н. П. Сычёв со свойственным ему талантом рассказчика описал мне те счастливые времена, когда он вместе с архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким) и блестящим учёным – специалистом в области древнерусского искусства А. И. Анисимовым закладывал основы Новгородского историко-художественного музея-заповедника. Владыка, уничтоженный позже ленинскими сатрапами и причисленный к лику Святых Новомучеников, в Земле Российской просиявших, был на удивление активен и заинтересован в судьбе церковно-археологического музея, создаваемого в его епархии.
Поступки архимандрита Зинона напоминали мне деяния владыки Арсения, в знак благодарности которому нынешние хозяева Новгородского музея – одного из самых богатых, научно оснащённых и благополучных заповедников России – изготовили мемориальную доску и поместили её на одном из музейных зданий Новгородского Кремля.
Но, к сожалению, благие порывы и намерения наказуются завистниками и бюрократами. Благородная деятельность самого одарённого иконописца России не пришлась ко двору псковского владыки Евсевия и теперь богоизбранный мастер украшает монастыри и храмы в дальнем зарубежье. В настоящий момент русский иконописец подвизается на Святой Горе Афон, где расписывает храмы греческого монастыря Симонапетра. А в Мирожском монастыре, как и во всех почти храмах Псковской епархии, и намёка нет на плодотворное сотрудничество реставраторов, археологов и музейных работников со священниками.
Памятники истории и культуры Пскова – одного из древнейших русских городов, за послесоветские годы пришли в состояние полного упадка. Псков, возрождённый после войны замечательными архитекторами-реставраторами, сейчас являет собой не менее печальное зрелище, чем в июле 1944 года – месяце изгнания отсюда незваных нацистских хозяев.
Беда России в том ,что всякие мракобесы типа здешнего вшивого "отца" Василия решают за всю страну что мы все должны думать и делать.Продавшиеся на корню фашисткскому режиму олигархов иуды типа этих "отцов" Василиев поучают нас как надо жить.
"Лев, ехидна, змея более великодушны и кротки в сравнении с дурными епископами, исполненными гордости и не имеющими и искры любви. Посмотри - и ты сквозь овечью кожу увидишь волка; .... Пастыри по отношению к слабым как львы, а по отношению к сильным как собаки, всюду сующие свой нос и пресмыкающиеся чаще у дверей людей влиятельных, нежели у дверей людей мудрых"- Святитель Григорий Богослов.
Руководству РПЦ не следует забывать, что ещё 140 лет назад крепостное право в России признавалось богоугодным и таким же признавалась продажа одного человека другим на правах «крещенной собственности». Освобождение от крепостного права в России произошло на сто лет позднее, чем на Западе во многом благодаря сопротивлению духовенства. РПЦ активно выступала в защиту неограниченной власти царя: «Всякая мысль о какой-то конституции, - заявлял епископ Никон, - о каком-то договоре царя с народом является кощунством, непростительным оскорблением не только царя, но и Бога» (Голос Церкви, 1912, №10, с.47).
Православный поп никогда не поддержит простого русского человека.
Он всегда поддержит власть, которая на Руси после крещения всегда
была против народа. Власть эта дает попу возможность иметь свою
кормушку и обирать христово стадо"
С. И. Печенев
Если без особых эмоций, то Русская Православная Церковь не только не осудила крепостное право духовно, но и поимела большую материальную выгоду. Почти сразу же огромная масса крестьян была приписана к монастырям и церквям.
Ревизия 1678 года показывает: четверть всех крепостных крестьян - у духовенства.
Особенно большая доля была в Подмосковной земле. В 1719 году - 1,1 млн. из 1,6 млн. всех крепостных крестьян духовенства.
Смотрите в свои дома, всё ли там в порядке. Чего лезть туда- где ВЫ, скобари пустоголовые, ничего не смыслите?!Ни Бога в душах у вас нет, ни культуры. А развонялись тут... Вы себя показали в День города во всей красе- всё засрали, ступить некуда было даже на следующее утро- дерьмо и моча ваша кругом. А лезете со своим грязным свиным рылом в колашный ряд.
В целом монастырские крестьяне подвергались тем же формам эксплуатации, что феодально-зависимые крестьяне нецерковных владений. В уставной грамоте митрополита Киприана 1391 года монастырским крестьянам нвменялось в обязанность плата оброка и отрабатывать барщину, выполняя все виды хозяйственных работ. Общее усиление в XV—XVI веках крепостнических тенденций коснулось также и монастырских крестьян. Уже во 2-й половине XV века в ряде вотчин, принадлежавших Троице-Сергиевой лавре был сильно ограничен переход монастырских крестьян — старожильцев. При побеге монастырских крестьян они водворялись во владения монастыря великокняжеской администрацией. Сложное положение монастырских крестьян было усугублено системой кабальных долговых обязательств, принимаемых крестьянами, которая способствовала дальнейшему закреплению их зависимости от духовных феодалов[3].
Во второй половине XVIII века произошло оформление крепостного права, усилившее феодальную эксплуатацию. Это ещё более ухудшило положение Монастырских крестьян. Так, в 1753 году Монастырские крестьяне Троице-Калязинского монастыря обязаны были не только обрабатывать монастырскую пашню и платить денежный оброк, но и выделять для монастыря работников. Кроме этого, монастырские крестьяне выполняли много мелких натуральных повинностей. Сохранение тяжёлых форм монастырской барщины сковывало хозяйственную деятельность Монастырских крестьян, вело к их обнищанию. Всё это осложнялось жестоким обращением и вымогательством со стороны монастырских властей; так, монастырские крестьяне Амвросиево-Новоспасского монастыря жаловались, что управитель «держит их в цепях и железах недель по пяти и больше»[4].
Монастырские крестьяне нередко являлись инициаторами и участниками антикрепостнических восстаний. Известны подобные волнения в 1550 году в Адриановой пустыни, в 1594—1595 гг. в Иосифо-Волоколамском монастыре, в 1577—1578 гг. в Антониево-Сийском монастыре и др. В XVII веке монастырские крестьяне участвовали в Крестьянской войне под предводительством Степана Разина[3].
По данным Григория Котошихина к середине XVII века в Московском государстве существовало 118 тысяч дворов монастырских крестьян, 86 тысяч из числа которых на монастыри приходилось. По 1-й ревизии 1719 года было насчитано 791 тысяча душ мужского пола монастырских крестьян, по 2-й ревизии 1744 года — 898,5 тысяч, по 3-й ревизии 1762 года — 1 миллион 27 тысяч[3]. При упразднении монастырских крестьян и переводе их в разряд экономических крестьян в середине XVIII века их насчитывалось более двух миллионов душ[4].--И это только крепостных рабов мужского пола.А сколько же их тогда было с жёнами и детьми? А сколько тогда вообще народу было в России? Ну ка мракобесные защитники попов-эксплуататоров и аферистов,ответьте на эти вопросы.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) в посланиях духовенству Крымской епархии скорбит о пастырях: Не смотрят ли многие священники на служение Богу как на средство пропитания, как на ремесло требоисправления?.. Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, конечно, не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему, и даже хуже прежнего, являют они грязное лицо наемников - не пастырей,
Ты совершенно прав, однакось. ИзвЕняй, что на ты, так принято в сети, и я так привык. Приведу в подтверждение твоих слов еще одну цитату:
"еще в начале XIX века российский император Николай Александрович и тогдашняя вполне официально правящая церковь
пришли к согласию о необходимости в интересах сохранения культурного наследия России изъятия из храмов древних
икон, находящихся в наиболее ветхом состоянии, замене их списками, изучении, реставрации и музеефикации этих
икон. Это было в царской России, при достаточно слабой еще системе исследования и музеефикации памятников
иконописи, при тотально влиятельной и прямо сращенной с государством РПЦ. Но согласованно государство и церковь
принимали решение об изъятии наиболее ценных древних икон из утилитарного обихода, об их отдельном хранении,
исследовании и реставрации. Я не вижу никаких оснований 200 лет спустя считать, что мы настолько умнее императоров и патриархов XIX века..."
"люди культуры встали на сторону церкви и заняли наши позиции..."
Люди культуры встали на прямо противоположные позиции, в противовес мнению церкви. Просто церковь Щас - енто жалкое ворье и жулье, пытающееся на халявку заюрать собственность, ей не принедлежавшую никогда. Енти деятели подменяют собой веру, нашу веру!!! И не нужно идти у них на поводу, у ентой жадной сволоты. Гореть им в аду, мля!
А никто и правда не задумывался, что существует закон об охране памятников, который и на музей распространяется и на РПЦ. В этом основная мысль возврата. Церковь уже отнюдь не сиротливая детка, и денег у нее побольше, чем у Минкульта. А табличку охраняется государством со всеми вытекающими процедурами и надзором - никто не отменяет.
Киселёв(директор музея) -известный всему Пскову алкаш и холуй.Будет лизать задницу кому угодно,-Турчаку,Евсевию да хоть и чёрту лысому,лишь бы сидеть на заднице ровно и получать свою зарплату. Противный трусливый слизняк, а не мужик.
Московская патриархия богаче Министерства культуры. Поэтому и фрески будут в сохранности. Будьте уверены.
Как сказал бы Станиславский - не верю! Может она и богаче, но почему-то до сих пор попрошайничает деньги у государства на храмы, которые уже ей принадлежат! Посмотрите на Спасо-Елизаровский монастырь, на чьи деньги там роскошествуют? Да и на другие храмы Пскова, кто их реставрирует, если это памятники архитектуры? Так что не надо вводить нас в заблуждение. РПЦ вряд ли будет раскошеливаться на реставрацию, да и специалистов у нее своих нет. Так что всё равно оплачивать поддержание памятника будет бюджет, а РПЦ только пользоваться.
Этот мерзавец наверняка назвался не своим именем, не может священник Василий Румянцев так общаться с паствой! Это провокатор, который специально порочит православие, чтобы люди отворачивались от РПЦ еще больше! Изыди, сатана!
Странные люди - то кричат, памятники гибнут, храмы брошены, то противятся их реставрации.
Восстанавливать нужно и с учетом всех требований к наследию, кто бы ни был пользователем.
Так я с Вами согласен. Наиболее ценные иконы должны быть изъяты из "утилитарного обращения". И никаких возвратов икон из музеев не может быть в принципе. Фрески "изъять" сложнее. И поэтому здесь особенно нужны специалисты. Ученые. Химию то с физикой не отменишь.
Наиболее ценные иконы должны быть изъяты из "утилитарного обращения".
Вы серьезно? Вы давно в музеях были? Кому нужны иконы? Кучкам школьников скучающих? Иконы должны быть на своих местах - в храмах, чтобы верующие люди могли молиться и прикладываться к святыне, а не покрываться пылью.
Да просто договориться необходимо настоятельнице и руководству музея, чтобы хранительница там и работала. Место очень благодатное, она может еще и поэтому уходить не хочет. И к тому же дело свое знает.
На Западе приняты строжайшие законы по отношению к памятникам культуры. В России всё иначе. Приведу пример: у нас на глазах гибнут выдающиеся произведения средневекового искусства - фрески Андрея Рублёва. А ведь Рублёв - такое же наше всё, как Александр Сергеевич Пушкин! Но законы об охране памятников в данном случае не срабатывают, потому что фрески находятся в ведении Церкви - в Успенском соборе во Владимире и Успенском соборе в Звенигороде, на Городке. В Звенигороде от этой живописи осталась лишь маленькая толика. Да и во Владимире в храме ситуация не лучше - свечи, как костры, горят прямо под этим несчастным Рублёвым. А свечная копоть - смертельный враг для фресок. На Западе всё общество давно живёт по правилу: законы нужно соблюдать. У нас же закон - что дышло. И пока мы все (и Церковь в том числе) не научимся соблюдать закон по отношению к памятникам культуры, их лучше оставить в ведении музеев.
26.07.2012 16:10
"еще в начале XIX века российский император Николай Александрович и тогдашняя вполне официально правящая церковь пришли к согласию о необходимости в интересах сохранения культурного наследия России изъятия из храмов древних икон, находящихся в наиболее ветхом состоянии, замене их списками, изучении, реставрации и музеефикации этих икон."
Не было в начале XIX века в России императора Николая Александровича. Был Николай Павлович. А Николай Александрович был на сто лет позже: в начале ХХ в. Тщательнее надо с цитатами: ведь невежество цитируемого свидетельствует о невежестве цитирующего.
Таисии грозит выговор. Киселев его объявит, к бабке ходить не надо. Он -трус, ему усидеть на этом теплом денежном месте надо.Ради этого он сдаст кого угодно, даже мать родную.Голышев тоже против областных и РПЦ не пойдет- он еще не все успел от Изборска распилить.А РПЦ сегодняшнего варианта - это, прости Господи,БЕДА России.Одно слово, ГУНДЯЕВЩИНА.Воинствующее невежество.До каких пор!!!? Конец фрескам. След. на очереди - Мирожа. При чем здесь работа Кругловой, что она её лишилась, типа, вид и так только делала.Побойтесь Бога.Если бы не она и еёё отдел уже давно от единственной в России византийской живописи остались рожки да ножки. А насчет "трогательной" заботы РПЦ о памятниках - зайдите в храмы, переданные церкви.Стеклопакеты, душевые под храмами(для батюшек), копоть на стенах и сводах. Нечего сказать, "бережное" отношение.Одна такая матушка уже была - Елизавета.Где она сейчас? Все восприняли её кончину как перст Божий. Кара!Есть Божий суд, поклонники бабла: Голышев, Киселев, Гундяев и дальше по списку.Не боитесь? сделки с совестью даром не проходят.Какая-то массовая атака на ПСКОВ(один из немногих РУССКИХ городов, все ещё сохраняющий остатки своего лица, чем пока и интересен в мире).Идет большая зачистка культурной среды Пскова.
Иконы должны быть на своих местах - в храмах, чтобы верующие люди могли молиться и прикладываться к святыне, а не покрываться пылью...
Вот вопиющая глупость! Да если им не создать нормальные условия хранения, как создают в Третьяковке, Русском, Историческом и других музеях то скоро не к чему будет "прикладываться" вообще! В церквях и так достаточно икон, а уникальные, редкие иконы должны храниться и содержаться как памятники нашей культуры, как её истоки, чтобы и наши потомки могли их видеть! Сколько же у нас рассуждающих идиотов, живущих одним днем!
Проводить службу в этом соборе нельзя, для фресок это гибель. Тогда зачем они РПЦ? Вряд ли они будут их реставрировать, следить за ними, как специалисты историки, искусствоведы, реставраторы. Получается какая-то глупость, отдают то, чем пользоваться нельзя! Или все-таки будут пользоваться, вопреки здравому смыслу и ответственности перед обществом за уничтожение народного достояния?
Цитата из Владимира Дмитриевича Сарабьянова (статья «Сухая передача»):
«Когда Снетогорский монастырь вновь начал действовать, то настроение у только что вселившихся сестер и священников было довольно категорическое: «Это всё наше, нам и надо передать!». Я не раз слышал из уст и матушки Людмилы, и %& ##ижайшего окружения, что фрески эти им не нужны, что это всё — рухлядь, остатки былого величия. Нам, реставраторам, говорили: хотите — снимайте и увозите к себе в музей; не хотите — мы все это забелим и пригласим отца Зинона, он распишет. Конечно, у о. Зинона рука бы на это не поднялась. Он — человек в высшей степени грамотный, прекрасно понимает бесценность этих фресок.
Такой детектив рождается на наших глазах.
Очень интересно, как продолжит молчать позиционирующий себя христианином член Общественной Палаты от Псковской области Курбатов.
Модчание золото, то есть деньги, а они соседи греха, большого греха, товарищ Курбатов.
Ну что Лев Маркович, слабо уступить место?
Или опять прикроетесь решением политмолитсовета?
Это был бы шаг с Вашей стороны, достойный очень достойный!
И пожписи за такую женщину можно собрать не смотря на драконовские фильтры.
Канонически сложилось так, что гора СнЯтная, а монастырь СнЕтогорский.
Также и город ПечОры, но монастырь ПечЕрский.
Это уже поступок, а не всякие охиахи!
Круглова, держитесь!
Правильно и делает! Козлов в огород пускать нельзя!
Пусть свою нанопыль, ценой в 666 тысяч долларов, сначала переварят.
Фрески посмотреть не удастся. Все эти годы, пока здание собора было закреплено за музеем, они были закрыты для просмотра. Музей там особо ничего не делал. То есть всё находилось в состоянии некой консервации. Многолетней. После того, как здание начнёт принадлежать монастырю, у нас, наконец-то, появится возможность полюбоваться ими. С Божьей помощью восстановят всё до конца. Фрески - такие же уникальные, как и в Мирожском монастыре. Да и собор Снетогорского монастыря очень похож на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.
Считайте, что этот акт передачи - новая веха в истории псковских фресок, этого храма.
Таисию тоже, конечно, понять можно... Все эти годы она как бы "работала". Наверное, даже что-то делалось. А тут вдруг раз и "сократили"... Что ей теперь останется делать?
Фрески посмотреть не удастся. Все эти годы, пока здание собора было закреплено за музеем, они были закрыты для просмотра. Музей там особо ничего не делал. То есть всё находилось в состоянии некой консервации. Многолетней. После того, как здание начнёт принадлежать монастырю, у нас, наконец-то, появится возможность полюбоваться ими. С Божьей помощью восстановят всё до конца. Фрески - такие же уникальные, как и в Мирожском монастыре. Да и собор Снетогорского монастыря очень похож на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.
Считайте, что этот акт передачи - новая веха в истории псковских фресок, этого храма.
Таисию тоже, конечно, понять можно... Все эти годы она как бы "работала". Наверное, даже что-то делалось. А тут вдруг раз и "сократили"... Что ей теперь останется делать?
За такую ложь можно и клитор отрезать
короче бизнес есть бизнес.
------
А почему мне не возвращают то, что было отобрано у моих предков после 1917 года?
Заодно и поясните, а кто и за какие деньги будет реставрировать эти фрески, а также нести персональную уголовную ответственность в случае их повреждения или утраты.
Советую также посмотреть Вам докуметальный фильм "Псковский набат. Сны о потерянном граде".
Нехристи - ряжены сегодня в поповские рясы. Иисуса нет на них. Распяли его.
А приди Иисус в ЛЮБУЮ церковь в Пскове, то погнал бы оттуда ПОПОВ-торговцев, а не "сподвижников Таискиных".
Очень надеюсь, что с передачей собора судьба фресок изменится в лучшую сторону!
А посмотреть фрески вас никто не пустит-не для простых смертных это...
привыкли попославные людям навязывать как жить,как писать
Да писайте вы как хотите,хоть на потолок.Только не лезьте в дела, в которых НИЧЕГО не смыслите.
а тебе &#&&ло, слова кто дал писать. иди спась сосунок куёв!
Да, 2 года назад, приехали друзья из Питера поши было закрыто,( пасмурно, и поздно пришли, на следующий день) БЕЗ ПРОБЛЕМ!
период проясните плизз, был там 4-5 раз 2004-20011
25.07.2012 22:49
а тебе &#&&ло, слова кто дал писать. иди спась сосунок куёв!
М-да, вот они-"защитники" культуры.
Священник Василий Румянцев
25.07.2012 22:55
Отдаст как миленькая, это не вопрос, все решим. Я лично обещаю. Она там просто ноль.
а вот якобы церконик не лучше
Ежедневно сотни чадящих свечек, свободный вход и евроремонт ИЗМЕНИТ СУДЬБУ ФРЕСОК ! Несомненно! "в лучшую сторону!"
средства, полученные от продажи свечей;
пожертвования за требы и поминовения;
тарелочно-кружечный сбор (пожертвования во время богослужений);
доходы от торговли утварью и книгами.
По приблизительным оценкам, совокупный ежегодный доход церковных структур (включая наличные деньги, зарабатываемые РПЦ, и неденежные пожертвования) составляет сумму около 500 млн долл.
Церковь.Учат народ послушанию,мракобесию,отвлекают народ от насущных проблем,что и надобно нашему правительству.
Идите уже к своим "насущным проблемам".Ну невозможно читать этот корявый бред.
а БЕЗНАЛОГОВЫЕ храмы торговли - часть власти едрищ и олигархов!
а зачем вы туда ходите?
В эту сумму Митрохин включает в основном неденежые доходы (например, оценивая труд прихожан по ремонту церкви). Общие денежные доходы Митрохин оценивает суммой около 100—150 млн долл., или около 5-7 тыс. долл. в расчёте на каждый из 19 тыс. приходов (РПЦ имеет ещё около 500 монастырей).
Сегодня Музей - это КУЛЬТУРА,
а БЕЗНАЛОГОВЫЕ храмы торговли - часть власти едрищ и олигархов!
Да.музеи у нас ломятся от посетителей,наверное потому мы такие "культурные"...
Разве я кого-то перетягиваю? Я просто привожу слова С.Ямщикова,а вывод вы сами сделали.
в этой статье нет такого, придумал? лгунишка
мне не понятно, почему я в прошедшую субботу крестил сына за .... деревянных, Объясните плиз!!!
Нет,это ВЫ объясните,ЗАЧЕМ вы крестили сына при вашем отношении к церкви? И почему вы не выбрали маленькую церквушку,где батюшка трудится за кусок хлеба? Вам выпендриться захотелось? А свою золотую цепь вы с шеи сняли,прежде чем в церковь войти?
25.07.2012 23:25
в этой статье нет такого, придумал? лгунишка
Вы не ту статью читали.Выделите весь текст,потом правая кнопка мыши,потом-искать в гугле-и будет вам счастье.
И религии основанные на Торе - иудаизм, христианство и мусульманство не дают такого реального понимания МИРОУСТРОЙСТВА.
Почти все ВЕЛИКИЕ пророки, как Ванга ПРЕДСКАЗАЛИ, что выйдет из России и распространится на ВЕСЬ МИР ДРЕВНЕЕ и забытое учение о том, как на самом деле устроен наш мир. Ванга назвала это учение - учением БЕЛОГО БРАТСТВА(а не религией)!
Все больше людей в России начинают интересоваться родноверием - пониманием о устройстве мира нашими предками до христианства.
Все больше открывается фактов о ВЕЛИКОЙ цивилизации наших предков, до которой мы еще не дошли.
Вранье голимое! Церковь не владеет храмами со времен Петра! И ежли отдать вороватым попам Собор Рождества Богородицы, они окончательно уничтожат уникальные фрески.
не из вики читай а оригинал
25.07.2012 23:51
Вы уж извините,глубокоуважаемый, но Савва Ямщиков умер 19.07.2009.И во вранье его никто и никогда не смел обвинить...
Боже! И это защитники культуры!!!
Боже! И это защитники воровства у нас достояния !!!
да только это и осталось. а наследие его огадят и разорят
Правда за тобой!
И правильно, что закрыт, фрески не отреставрированы. И ежли открыть доступ сейчас, то они погибнут.
"И если здание собора передадут наконец-то монастырю, то у псковичей будет шанс увидеть это чудо в ближайшие годы..."
Ну да, ежли откроют доступ при нынешнем состоянии фресок, да еще и устроят там службу со свечками и копотью, то они за короткое время осыпятся.
Что же касается фресок Спасо-Преображенского собора, то их реставрация проводится уже много лет, и до сих пор не закончена. По щелчку пальцев за пару недель фрески не отреставрировать, а попам тем более!
"Собственно, с тех самых пор, как они стали "принадлежать" музею..."
И правильно, поскольку это определяетмя состоянием фресок.
"У музея был шанс сделать собор доступным, но он его упустил: не потянул..."
Для "особо одаренных" повторю еще раз... Музей закрыл собор, и правильно сделал, это определяется состоянием фресковой росписи. И отдавать реставрацию на откуп жадным попам - прямой путь к утрате фресок.
Возмущает позиция таких, как Голышев! Давно пора в отставку этому господину, потому что от него только вред псковской старине!
О передачи культурно-исторических ценностей не может идти речь! Это принадлежит всем гражданам РФ, а Страна у нас много национальная и много конфессиональная, и атеисты есть!!! Уважать надо всех!
Таисия, вам спасибо от всех неравнодушных псковичей! И хоть в нашей стране нет надежды на справедливость и разумность власти, но всё это временно - и наши чиновники, и Кирилл в православии. Не может такой беспредел продолжаться вечно!
Что-то вы совсем от рук отбились и много на себя берете, Слуги Народа!!!
Безбожная советская власть оплатила реставрацию собора и работу профессионалов, расчистивших древнюю живопись от побелки и штукатурки, сделанной попами. На государственные деньги установлены системы слежения за климатом, сделаны реставрационные вставки.
Если сейчас пустить туда неконтролируемый поток прихожан и начать постоянные службы, то раскрытая от многовековых слоев побелки живопись просто рассыпется. Есть печальные примеры.
1)А вам зачем то, что пренадлежит Церкви ПРавославной, что вам дает.
Ответ более чем очевиден, ГАРАНТИИ сохранности культурного наследия. Также мне не нравится Ваш "инквизиционный" тон, который наводит меня на плохие мысли. Решать кому можно, а кому нет не Вам.
Так же стоит обратить внимание на то, что по окончанию реставрационных работ Вам никто не будет мешать проводить полноценные Литургии, данные люди которые работают на объекте отдают много сил, как моральных так и материальных. Проявите терпимость сохраняя холодный рассудок. А говорить о душе в таком контексте просто глупо, душа находится впереди нас-это наши дела, Бог-совесть.
26.07.2012 11:14
Все будет прекрасно. Храм Государство отдаст Московской Патриархии Псковской епархии. Православные тоже могут поднять общественность. Постепенно
Мне из-за такой гниды в церковь идти?
Кстати- вы все там бывали? Фрески видели? Вам о них рассказывали? Вряд ли!
Вернуть храм православной церкви, обязать поддерживать целостность и надлежащее состояние. Московская патриархия богаче Министерства культуры. Поэтому и фрески будут в сохранности. Будьте уверены.
26.07.2012 14:29
Не орите, Голышев уже поехал в монастырь.
Кстати- вы все там бывали? Фрески видели? Вам о них рассказывали? Вряд ли!
Вернуть храм православной церкви, обязать поддерживать целостность и надлежащее состояние. Московская патриархия богаче Министерства культуры. Поэтому и фрески будут в сохранности. Будьте уверены.
"Московская патриархия богаче министерства культуры"..... вот и ответ на все вопросы...
Получив возвращённый епархии храм Успения от Парома (XV век), стоящий напротив Кремля, обрели священники и уникальную звонницу того же времени. Много лет в ней находились мастерская и кузница легендарного псковского архитектора-реставратора Всеволода Смирнова – одного из тех, кто поднял город из послевоенных руин. Выброшенный на улицу, мастер недолго прожил на этом свете. Многие годы звонница резала глаз своей неухоженностью и запущенностью. С помощью Псковского Управления внутренних дел удалось восстановить первоначальный облик памятника и оснастить его специально заказанными колоколами. Владыка Евсевий пообещал помочь музею открыть в звоннице экспозицию, посвящённую реставрационным работам В. Смирнова и возродить жизнь кузницы. Однако сразу же после торжественного открытия звонницы самовластный хозяйчик передумал и заявил о том, что она снова станет складом.
Несколько лет назад безграмотно смонтированная система отопления Троицкого кафедрального собора повлекла за собой катастрофическое разрушение икон, украшающих его интерьер. Куски осыпающегося с икон грунта выметались веником и выбрасывались. Разрушился даже написанный архимандритом Зиноном иконостас Серафимовского придела. Когда музейщики и реставраторы попытались протянуть духовенству руку помощи, ответом им было поразительное безразличие. Зиноновский иконостас был отдан шабашникам, практически уничтожившим его первоначальный облик [ 2 ].
Интерьеры древних псковских храмов, некогда любовно и осмысленно восстановленные здешними реставраторами, подвергаются сегодня перестройкам, с учётом насущных нужд церкви. При этом утрачивается их первоначальный облик. В Крыпецком и Снетогорском монастырях ведётся современное строительство без какого-либо согласования со специалистами [ 3 ].
Обидно мне становится всякий раз, когда после работы в Великом Новгороде, где радует глаз и великолепный музей с одной из лучших в мире коллекцией икон, и возвращённый Церкви Софийский собор, в иконостас которого помещена чудотворная древняя икона "Знамение", за состоянием которой следят музейные сотрудники, и ухоженные храмы в различных уголках города, возвращаюсь я к руинам бесконечно любимого и ставшего за полвека жизни в нём родным Пскова.
Савва Ямщиков: "ЦЕРКОВНОНАЧАЛИЕ ПСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ СЛОВНО НЕ ЗАМЕЧАЕТ ТРАГЕДИИ ГИБНУЩЕГО ДРЕВНЕГО ГОРОДА"
На прошедших в минувшем феврале в Москве XVII Международных Рождественских чтениях реставратор Савва Ямщиков на заседании по теме "Церковь и культура" вступил с докладом "Церковно-археологические музеи России. Прошлое, настоящее, будущее". Будучи сильно встревожен происходящими в Пскове событиями, автор любезно предоставил редакции текст своего доклада, отрывок из которого, непосредственно касающийся Псковской земли, мы предоставляем вниманию читателей в рамках дискуссии о судьбе псковского культурного наследия.
Музейные работники не могли остаться в стороне от возрождения Русской Церкви. Мне доставляло огромное удовольствие помогать знакомым священникам обживать возвращённые храмы и участвовать в воссоздании их внешнего и внутреннего убранства.
При Ассоциации реставраторов СССР (ныне – России) был создан фонд "Сохранение", который за три года передал в церкви Москвы, а также в Соловецкий и Валаамский монастыри около двух тысяч икон XVII-XX веков. Акции возврата проводились по благословению и при непосредственном участии Патриарха Алексия II.
Не мог я пройти мимо восстановления традиций иконописного искусства в России. Мне посчастливилось сблизиться с тогдашним насельником Псково-Печерского монастыря архимандритом Зиноном и наблюдать за подвижнической деятельностью одарённого иконописца, всякий раз восхищающего своим мастерством, глубокой духовностью и преданностью православию.
Именно отец Зинон, принявший должность настоятеля Спасо-Мирожского монастыря – древнейшей псковской обители, создал в её стенах условия для плодотворной работы церковно-археологического музея. Известный реставратор и искусствовед Владимир Сарабьянов [ 1 ], открывающий древние фрески Спасо-Преображенского собора, описывал мне благополучное сосуществование монашеской братии, музейных работников и реставраторов. Меня радовало, что возрождаются традиции сотрудничества Церкви и учёных, посвятивших себя сохранению культурного наследия Древней Руси.
Мой учитель – известный исследователь и реставратор иконописного наследия Н. П. Сычёв со свойственным ему талантом рассказчика описал мне те счастливые времена, когда он вместе с архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким) и блестящим учёным – специалистом в области древнерусского искусства А. И. Анисимовым закладывал основы Новгородского историко-художественного музея-заповедника. Владыка, уничтоженный позже ленинскими сатрапами и причисленный к лику Святых Новомучеников, в Земле Российской просиявших, был на удивление активен и заинтересован в судьбе церковно-археологического музея, создаваемого в его епархии.
Поступки архимандрита Зинона напоминали мне деяния владыки Арсения, в знак благодарности которому нынешние хозяева Новгородского музея – одного из самых богатых, научно оснащённых и благополучных заповедников России – изготовили мемориальную доску и поместили её на одном из музейных зданий Новгородского Кремля.
Но, к сожалению, благие порывы и намерения наказуются завистниками и бюрократами. Благородная деятельность самого одарённого иконописца России не пришлась ко двору псковского владыки Евсевия и теперь богоизбранный мастер украшает монастыри и храмы в дальнем зарубежье. В настоящий момент русский иконописец подвизается на Святой Горе Афон, где расписывает храмы греческого монастыря Симонапетра. А в Мирожском монастыре, как и во всех почти храмах Псковской епархии, и намёка нет на плодотворное сотрудничество реставраторов, археологов и музейных работников со священниками.
Памятники истории и культуры Пскова – одного из древнейших русских городов, за послесоветские годы пришли в состояние полного упадка. Псков, возрождённый после войны замечательными архитекторами-реставраторами, сейчас являет собой не менее печальное зрелище, чем в июле 1944 года – месяце изгнания отсюда незваных нацистских хозяев.
Он всегда поддержит власть, которая на Руси после крещения всегда
была против народа. Власть эта дает попу возможность иметь свою
кормушку и обирать христово стадо"
С. И. Печенев
Ревизия 1678 года показывает: четверть всех крепостных крестьян - у духовенства.
Особенно большая доля была в Подмосковной земле. В 1719 году - 1,1 млн. из 1,6 млн. всех крепостных крестьян духовенства.
"еще в начале XIX века российский император Николай Александрович и тогдашняя вполне официально правящая церковь
пришли к согласию о необходимости в интересах сохранения культурного наследия России изъятия из храмов древних
икон, находящихся в наиболее ветхом состоянии, замене их списками, изучении, реставрации и музеефикации этих
икон. Это было в царской России, при достаточно слабой еще системе исследования и музеефикации памятников
иконописи, при тотально влиятельной и прямо сращенной с государством РПЦ. Но согласованно государство и церковь
принимали решение об изъятии наиболее ценных древних икон из утилитарного обихода, об их отдельном хранении,
исследовании и реставрации. Я не вижу никаких оснований 200 лет спустя считать, что мы настолько умнее императоров и патриархов XIX века..."
Люди культуры встали на прямо противоположные позиции, в противовес мнению церкви. Просто церковь Щас - енто жалкое ворье и жулье, пытающееся на халявку заюрать собственность, ей не принедлежавшую никогда. Енти деятели подменяют собой веру, нашу веру!!! И не нужно идти у них на поводу, у ентой жадной сволоты. Гореть им в аду, мля!
Как сказал бы Станиславский - не верю! Может она и богаче, но почему-то до сих пор попрошайничает деньги у государства на храмы, которые уже ей принадлежат! Посмотрите на Спасо-Елизаровский монастырь, на чьи деньги там роскошествуют? Да и на другие храмы Пскова, кто их реставрирует, если это памятники архитектуры? Так что не надо вводить нас в заблуждение. РПЦ вряд ли будет раскошеливаться на реставрацию, да и специалистов у нее своих нет. Так что всё равно оплачивать поддержание памятника будет бюджет, а РПЦ только пользоваться.
Восстанавливать нужно и с учетом всех требований к наследию, кто бы ни был пользователем.
Вы серьезно? Вы давно в музеях были? Кому нужны иконы? Кучкам школьников скучающих? Иконы должны быть на своих местах - в храмах, чтобы верующие люди могли молиться и прикладываться к святыне, а не покрываться пылью.
В.Сарабьянов
"еще в начале XIX века российский император Николай Александрович и тогдашняя вполне официально правящая церковь пришли к согласию о необходимости в интересах сохранения культурного наследия России изъятия из храмов древних икон, находящихся в наиболее ветхом состоянии, замене их списками, изучении, реставрации и музеефикации этих икон."
Не было в начале XIX века в России императора Николая Александровича. Был Николай Павлович. А Николай Александрович был на сто лет позже: в начале ХХ в. Тщательнее надо с цитатами: ведь невежество цитируемого свидетельствует о невежестве цитирующего.
А ты набери в поисковике про коммерческую деятельность патриархии. Много чего интересного узнаешь, а Христос гнал торговцев их храмов!
Вот вопиющая глупость! Да если им не создать нормальные условия хранения, как создают в Третьяковке, Русском, Историческом и других музеях то скоро не к чему будет "прикладываться" вообще! В церквях и так достаточно икон, а уникальные, редкие иконы должны храниться и содержаться как памятники нашей культуры, как её истоки, чтобы и наши потомки могли их видеть! Сколько же у нас рассуждающих идиотов, живущих одним днем!
«Когда Снетогорский монастырь вновь начал действовать, то настроение у только что вселившихся сестер и священников было довольно категорическое: «Это всё наше, нам и надо передать!». Я не раз слышал из уст и матушки Людмилы, и %& ##ижайшего окружения, что фрески эти им не нужны, что это всё — рухлядь, остатки былого величия. Нам, реставраторам, говорили: хотите — снимайте и увозите к себе в музей; не хотите — мы все это забелим и пригласим отца Зинона, он распишет. Конечно, у о. Зинона рука бы на это не поднялась. Он — человек в высшей степени грамотный, прекрасно понимает бесценность этих фресок.