«Самый лучший стратегический план бесполезен,
если он не может быть выполнен тактически».
Фельдмаршал Эрвин Роммель
На прошлой неделе Андрей Турчак развеял последние сомнения (если они у кого-то еще оставались) относительно того, когда же состоятся выборы депутатов Псковского областного Собрания. На традиционной «безгалстучной» встрече с журналистами, отвечая на вопрос Псковской Ленты Новостей, губернатор прямо заявил: «Указ Президента подписан, и у нас появилась правовая возможность объединить думскую кампанию и областную. Это будет сделано - в декабре будут проходить две кампании. Решение об этом депутаты примут на апрельской сессии».
Тут не только констатация факта и демонстрация того, кто в доме хозяин, но и призыв к действию, фактически выстрел стартового пистолета. Мол, давайте, дерзайте, посмотрим теперь, кто и каким будет на финише… Однако участвовать в предвыборной гонке тоже надо с умом. В политике, как и на войне, нельзя действовать сломя голову. Нужна стратегия.
Следует оговориться сразу, речь в наших рассуждениях пойдет исключительно о предвыборных стратегиях, а не о реальных и мифических планах преобразования государства и общества, о которых велеречиво вещают партийные трибуны на выборах.
Это к тому, что недавно коллега по цеху Константин Минаев в газете «Псковская губерния» упрекнул единороссов: мол, их волнует только подготовка и проведение избирательной компании: «Не состояние экономической и социальной сферы Псковской области, не уровень благосостояния ее жителей, не бюджетный дефицит, не рост цен и тарифов, а – только выборы, то есть еще одно очередное прохождение представителей партии власти во власть».
Сетование довольно удивительное, тем более для издания специализирующегося на политической аналитике и комментариях. Ведь главная цель любой партии, по определению, - получение власти. Если уж не абсолютной, то хотя бы ее части.
Как известно, шанс оторвать лакомый кусок, реализовать поставленные цели, российским партиям представится 4 декабря. А значит, пришло время задуматься над выработкой предвыборной стратегии, то есть определения некой идеологемы и набора конкретных тактических шагов.
Выборы в Госдуму, а в Псковской области еще и в региональный парламент — это время раздачи «больших слонов», пропустить которое никак нельзя (в отличие, например, от фактически проигнорированного многими партийцами дня голосования 13 марта). И не боясь ошибиться, можно утверждать, что сейчас яйцеголовые умники, креативные политетхнологи, денежные мешки и прочий партийный люд ищут в офисах разных «... Россий» и прочих партий дорогу, которая приведет под Новый год кого на Охотный ряд, кого на Некрасова, 23. То есть ищут ту самую стратегию.
Не знаю, как часто из форточек вылетают возгласы «Эврика!» и «Я придумал», но со стороны все выглядит как в том, всем известном, стихотворении Маршака: «Ищут давно, Но не могут найти». По крайней мере, на региональном уровне рассмотреть стратегии даже у отделений ведущих партий достаточно сложно. Тем не менее, сами политические условия диктуют правила игры.
Пока ясно одно: предвыборные стратегии, реализованные в прошлом политическим цикле, не будут работать в современных политических и социально-экономических реалиях.
Крах «Плана Путина», или Новые тимуровцы
Статус «партии власти», - политической организации, которая, по крайней мере, формально несет на себе всю полноту политической ответственности за происходящее в стране и регионе, - просто-таки обязывает начать с «Единой России». Многим обывателям и даже представителям депутатско-чиновничьего сословия задача поиска предвыборной стратегии кажется делом несложным, особенно если сравнивать ее с аналогичными умственными упражнениями оппонентов ЕР. Что тут думать, изобретать велосипед, искать стратегию, рассуждают привыкшие к своим депутатским креслам партийцы, - запустили пропагандистскую машину, нажали на рычаги админресурса, прижали оппозицию и дело в шляпе, то бишь мандат в кармане.
Однако башни-излучатели, как в известном романе Стругацких, в «Единой России» пока не изобрели, поэтому к избирателю, при всей его замордованности и неразборчивости, надо идти с непустыми руками. Вопрос - с чем идти.
В 2007 году ответ на этот вопрос был решен просто и поистине гениально. Медведи пошли в народ с «Планом Путина», как Моисей со священными скрижалями или Мухаммед с Кораном. Каким бы «пропагандистским мифом» и «несуществующим документом», как назвал его Зюганов, этот манифест не был, он базировался на реальных социально-экономических ощущениях большинства жителей страны, которые и были трансформированы в электоральные предпочтения в день голосования. «План Путина» породил эффект так называемой «эпохи путинской стабильности». В период экономического подъема, обусловленного конъюнктурой мировых цен на углеводороды, у значительной части населения, особенно в провинции, сложилось впечатление, что на смену «смутному времени» пришла эра социальной стабильности и грядущего в ближайшем будущем развития и прогресса. Власть посредством информационно-пропагандисткой машины легко эти ощущения поддерживала в классической монохромной модели. Выстроено это было на хронологической антитезе. После развала Союза, пришли «лихие 90-е»: парад суверенитетов; воровская приватизация; гиперинфляция; обнищание народа; задержка пенсий, зарплат, пособий; террористы-сепаратисты; война в Чечне; рост криминала; олигархи у власти; бардак в Думе; слабый президент; губернаторы-лиходеи, либералы-агенты влияния; кадровая чехарда; подачки МВФ; дефолт 1998 года; взрывы в Москве. На смену «темному десятилетию» пришла эпоха Путина: сильный президент; стабилизационный фонд; укрепление рубля; пенсии, пособия, зарплаты в срок; олигархи в тюрьме, либералы в изгоях, губернаторы-назначенцы, борьба с терроризмом, «Материнский капитал», «Дороги Единой России», Олимпиада в Сочи, приоритетные национальные проекты. Россия - великая держава. Масштаб! Сила!
Примечательно, что «План Путина» в регионах базировался на таком же списке «достижений власти»: сколько объектов ЖКХ отремонтировано, школ построено, офисов врачей общей практики открыто, нового оборудования по нацпроектам получено, программ модернизации принято.
Сейчас, после смены президента, в период экономического кризиса, падения уровня жизни и рейтинга власти всех уровней, когда многие люди потеряли работу и уже ставший привычным образ жизни, после тягот, лишений и возмущения по поводу «мелочей жизни» вроде тринадцатых платежек или платной рыбалки прежняя «шапкозакидательская» концепция явно не «прокатит». «План Путина» был планом победителей. И дело тут не в лозунге «План Путина - Победа России», а в том что он отражал общий настрой в стране, музыкальным выражением которого могла бы служить мелодия «Время вперед» - заставка к программе «Время». Сегодня «Единая Россия», несмотря на всю свою мощь, поставлена в положение обороняющейся стороны, ее главная задача - максимально сохранить свое доминирование, удержать свой рейтинг, а значит чем-то завлечь, удержать разочаровавшегося избирателя.
В Псковской области задача усложняется целым набором факторов: последствия кризиса, противоречивость политики действующей власти, во многом обусловленная сменой губернатора, отсутствие ярких заметных достижений (таких, например, как открытие крупных производств, строительство социальных мегаобъектов, супервложений в инфраструктуру), слабая консолидация элит.
Учитывая, что губернатор публично обещал стать гарантом неприменения административного ресурса и нелегитимных избирательных технологий, даже если что-то изменится, бюрократическую машину будет сложно эффективно использовать. Чиновники всех уровней и в первую очередь главы районов реально струхнут продавливать решения, понимая, что гарантии, что тебя потом прикроют, больше нет. Итак старая парадигма не отражает реалий дня, админресурс «заморожен». Как губернатор Турчак и «Единая Россия» собираются выиграть выборы?
По мнению ряда экспертов, вероятнее всего «Единая Россия» построит свою стратегию на «концепции социальной ориентации», проще говоря, за счет бюджетно-партийных ресурсов постарается поиграть на поле левоцентристких и даже социал-демократических сил. Вся разница в том, что оппозиционные партии могут только обещать набор «социальных хотелок», а вот ЕР некоторые из них может удовлетворить. В эту матрицу кстати укладываются многие действия губернатора. С первых дней он заявил об отказе от принципов политики бюджетной экономии своего предшественника, в частности, бездефицитного бюджета, публично критиковал так называемую оптимизацию, строго одергивал глав районов за попытки сокращения сельских школ, придавал большое значение Антикризисной комиссии, зачастил в Общественную приемную. Андрей Тручак обеспечил принятие областным Собранием целого ряда социальных законов, гарантирующих региональные надбавки отдельным категориям граждан, в том числе и, по мнению многих, откровенно популистские — такие, например, как «О ветеранах труда Псковской области».
Все это очень хорошо соответствует известному предвыборному слогану «Защита и забота». Единороссы быстро подхватили почин. В этом плане назначение в прошлом году на пост секретаря политсовета регионального отделения партии управляющей областным отделением Пенсионного фонда Елены Бибиковой было стопроцентным попаданием в необходимый образ.
Не первый месяц идет не то «партийный», не то «народный» контроль — единороссы ходят по магазинам и «сбивают» цены. Новые социальные проекты вырастают как грибы после дождя: «Дороги городов России», «Качество жизни (Здоровье)», «Щедрый огород», «Детские сады — детям», «Историческая память». Сам губернатор, он же член генсовета партии, разрывается между выступлениями с критикой управляющих компаний, раздачей квартир многодетным и подарков ветеранам, приемами в общественной приемной и поездками по интернатам, где узнает, вкусно ли кормят постояльцев (причем, дегустирует сам!) и есть ли в санузле ручка, чтобы инвалиду было удобно при посещении этого места. Если нет такой ручки — руководитель богоугодного заведения (кажется предусмотревший все, чтобы не вызвать гнева высокого проверяющего) получает в тык. Достается от губернатора и самому инвалиду, от которого явно разит перегаром. Единоросс заботится, но и контролирует. Строгий, но справедливый.
На самом деле данная стратегия отсылает в советские времена. А именно — к движению тимуровцев. Этаких показательно-образцовых пионеров, безвозмездно совершавших хорошие поступки на благо социалистического общества. Общество у нас вроде как капиталистическое, безвозмездно никто ничего уже давно не делает, ан нет - нашлись. Натаскать воды бабушке, накопать картошки инвалиду, помочь матери-одиночке — это ЕР возьмет на себя. Понятно, «тимуровская» работа - дело хорошее, этим всегда занимались, но прежде это не было доминантой у партии власти. Получится ли на этот раз?.
Куда податься и с кем «бодаться» бедному эсеру?
Эклектичная по своему происхождению и политическому составу «Справедливая Россия», пытающаяся объединить оппозиционный пафос с верноподданническими сигналами в сторону Кремля, все никак не может решить проблему собственного позиционирования. Эта левая по своим установкам партия создавалась в качестве противовеса КПРФ и «левой опоры» власти, уравновешивающей правоцентристскую «Единую Россию». С тех пор многое изменилось, но КПРФ зациклилась на простой задаче - не отдать «эсерам» второго места, а те, отчаявшись одолеть коммунистов, объявили войну «Единой России». Как отметил один из экспертов, «все это напоминает отношения в любовном треугольнике, с той разницей, что речь идет не о знаках внимания, а о попытках выбить почву из-под ног соперника».
Заявления руководителей СР вроде «Мы правее правых, левее левых», быть может, и звучат эффектно, только ясности не прибавляют. И пока правая партийная нога марширует в направлении, заданном кремлем, левая, назовем ее «социал-демократической», совершает какие-то непонятные движения — то наступая на пятки КПРФ, то силясь дать пинка какой-нибудь еще зазевавшейся партсиле. У потенциального избирателя эта нетвердая поступь вызывает недоумение и фундаментальный вопрос: кто вы?
На региональном уровне в Пскове противоречивая позиция справедливорососов выражается, например, в отношении к губернатору-единороссу Андрею Турчаку. Проводимую им политику региональное отделение СР безоговорочно поддерживает и при голосовании в областном Собрании фракция СР проблем не создает (и не только в силу своей малочисленности), что не мешает лидеру псковских справедливороссов Михаилу Брячаку и его коллегам жестко критиковать партию власти в целом и ее псковское отделение в частности. Что, кстати, лишний раз подтвердили последние интервью Михаила Брячака российским и региональным СМИ.
Тем, кто не видит здесь противоречия, можно посоветовать перенестись на несколько месяцев вперед и представить, что региональный список партии на выборах возглавит не кто-нибудь, а сам «большой и рейтинговый» губернатор. Вариант, как сами понимаете, весьма возможный.
Проблема позиционирования создает трудности в выборе стратегии. Роль третьей силы заставляет все время метаться, желая отщипнуть что-нибудь от электорального пирога КПРФ и ЕР. Как показывает практика (в частности, последние выборы в субъектах РФ), удар СР по единороссам при условии значительных финансовых вложений в организацию кампаний и контпропаганду не столько приносит дивиденды в виде заветных процентов им самим, сколько увеличивает общее протестное поле.
Нетрудно понять, что такая политика СР выгодна оппонентам партии власти — соперникам мироновцев, прежде всего, коммунистам. Именно к ним уходит избиратель, которого убедили не отдавать голос ЕР, но не объяснили, что такое «Справедливая Россия» и почему за нее надо голосовать.
И в этом смысле нынешняя линия (стратегией ее не назовешь), которую проводит лидер регионального отделения Михаил Брячак, представляется контрпродуктивной. Раскачивая протестную лодку, жестко атакуя абстрактную партию власти, они только пополняют ряды тех, кто шагает в объятия коммунистов. Вероятно, необходимость изменения курса и создания стратегии осознают и сами справедливороссы. А значит, следует ждать, как минимум, серьезной корректировки действий и постановки новых целей. Можно предположить, что уже в ближайшее время полководец Брячак и его отряд попытаются «отжать» электорат левых сил и обрушатся на КПРФ — своего прямого конкурента, все менее соответствующего запросам времени.
Большой секрет для маленькой компартии
Задача коммунистов, на первый взгляд, проста и незамысловата, как пятиконечная звезда — собрать все в сегменте протестного электората. И ситуация, складывающаяся в последнее время в стране, им очень благоприятствует. Важная задача - отжать все остальные оппозиционные силы с избирательного поля - решена благодаря действующей власти. Что тут еще напрягаться, если даже записные демократы готовы из протеста голосовать за коммунистов. Как говорил генерал Чарнота Парамону Корзухину в бессмертной пьесе Михаила Булгакова «Бег»: «…грешный я человек, нарочно бы к большевикам записался, только чтоб тебя расстрелять. Расстрелял бы и мгновенно выписался обратно».
Так что нужно только умело нагнетать страсти и правильно расставлять «указатели» на пути потенциальных сторонников.
Затосковал по прошлому и мечтаешь о великой державе? Тебе к нам!
Разочарован в социальной политике нынешней власти? Мы с тобой - одной крови!
Не нашел свое место в жизни? Остался без работы. Унижен? Оскорблен? Встань в строй!
Борешься с путинским режимом, выступаешь за права и свободы? Голосуй из протеста за КПРФ!
Четкое противопоставление «Власть - Мы», контрастное изображение «черно-белой» модели партийного устройства России, внятность и максимальное дистанцирование от других партий, нацелившихся на ту же самую категорию избирателей, способны принести коммунистам успех в соперничестве с прочими критиками режима.
Вопрос в том, обладают ли красные навыками и умениями, необходимыми для эффективной реализации простой стратегии, способны ли они «держать дистанцию» при обострении конкуренции и быть эффективными в современных условиях, аккумулирую протестный электорат. Не берусь говорить за весь ЦК, но на региональном уровне грамотное следование описанной стратегии местными комми представляется маловероятным. Во-первых, к этому подталкивает политика старших товарищей из ЦК. КПРФ в ее нынешнем виде давно не является партией пролетариата, она давно превратилась в партию оппозиционной номенклатуры, которая более дорожит своим положением во власти, нежели поддержкой левого электората. Охотно спекулируя на социальных проблемах, КПРФ не предпринимает никаких шагов для того, чтобы возглавить протестное движение. Если же посмотреть на заявления лидеров КПРФ по различным вопросам, создается впечатление, что это не коммунисты, а популисты, скорее, правого толка, не чуждые державного патриотизма и традиционализма при полном отсутствии властных амбиций. Во-вторых, за последние 15 лет псковские коммунисты сильно дискредитировали себя многочисленными мезальянсами с властью и оппозицией, забыв слова своего предшественника и настоящего революционера Троцкого: «Можно сговариваться с противником о мелочах, но нельзя с ним сговариваться о жизни и смерти».
В-третьих, кадровый голод, который в той или иной мере свойственен большинству региональных отделений партий, ставит крест на любых, даже самых незатейливых «многоходовках». Первый секретарь обкома, депутат Госдумы Владимир Никитин, как будто оторванный от реальной жизни, фактически не участвующий в региональном политпроцессе и разоблачающий вселенские заговоры... «Легальный марксист» Анатолий Копосов, мастер компромисса... Пламенный трибун, но, похоже, разочаровавшийся во всем и во всех, обиженный Сергей Гоголев... Словоохотливый экс-единоросс Александр Рогов... Рассмотреть фигуру, которая могла бы реализовать системную работу по реализации стратегии, при всем желании не удается. Даже среди передового отряда коммунистов — депутатов областного Собрания нынешнего созыва, то есть наиболее активных и подготовленных...
Разумеется, все эти проблемы теоретически решаемы, поэтому нельзя ставить крест на компартии. Природа не терпит долго пустоты, и настоящие лидеры появляются порой ниоткуда. Как говорил классик, таких людей замечаешь, когда они уже поражают…
Невидимые миру «соколы»
Примечательно, что четвертая политическая партия, имеющая все шансы получить на выборах 10% и пройти областное Собрание депутатов, фактически валяется на земле. Бери, как говорится, не хочу...
Главная задача псковского отделения ЛДПР — элементарно выжить и хотя бы что-то получить на выборах в региональный парламент. После ухода Александра Христофорова и отставки Василия Бобалева процесс пожирания друг друга в партийном руководстве достиг крайней степени политического каннибализма. По этой причине единственная стратегия выживания соколов Жириновского - это найти «кому отдаться, кому продаться». Для партии сейчас нужен реальный «хозяин», не важно местный или нет, который бы стряхнул с нее скандальный шлейф, зачистил политический планктон, который ее наводнил, вложил бы в региональное отделение хотя бы небольшое количество средств и сформировал список с относительно адекватными людьми, после чего спокойно бы пошел на выборы.
Этот политик или бизнесмен, должен иметь только два «одобрямса» - от Жириновского и от Турчака, а остальное, как говорится, дело техники. Найти деньги в обмен на мандаты депутата областного Собрания от ЛДПР несложно даже в Пскове, сформировать список и привести в более-менее приемлемый вид оргструктуру партии при наличии средств - еще проще. А дальше можно просто уповать на Жириновского в телевизоре и ждать дня получения мандатов. Положение ЛДПР на политической арене таково, что от областного отделения все равно мало что зависит. ЛДПР - партия вождисткого типа, и ее избиратель все равно придет голосовать за Вольфыча, а не за местных либерал-демократов.
Александр Савенко