У нас пока ещё не всё в порядке. С этой незамысловатой мыслью, я думаю, согласятся и оптимист, и пессимист, и губернатор, и последний форумский тролль. А что такое? А что нам надо ещё сделать? Одни скажут: работать, мешки ворочать, да ямы зарывать. Но дело не в этом – можно на работе костьми лечь, перекладывая камни из одной кучи в другую; можно одну яму засыпать, ещё двадцать вокруг выкопав. Можно и в этой ситуации козырять тем, какой ты работящий, но кого это убедит в твоей адекватности? Короче говоря, самое важное – это понимание того откуда, как, куда и – главное – зачем. А вы говорите – хватит философствовать. Да, наоборот! Надо, в конце концов, начать философствовать! Вот, например, очень важная мировоззренческая проблема: бедная у нас страна или богатая. Вот, всё-таки, может нам кто-нибудь прояснить этот элементарный вопрос.
С одной стороны, страна у нас большая и богатая. Много в ней лесов, полей и рек. Это тебе не Эстония, прости Господи. Там мало и того, и другого, и третьего, а чего-то и вообще нет. Люди наши по всему миру сеют миллионы тонн денег, оплодотворяя экономики целых стран; люди наши регулярно превышают скорость в Монако на своих «Мазерати»; люди наши спорят друг с другом за свои миллиарды в лондонских судах и приглашают «Депеш мод» на шашлыки и баню. Города наши растут и строятся, обычные граждане борются за квартиры, стоимостью с французское шале. Поголовье «Лэнд Крузеров» на душу населения во Пскове выше, чем в Дюссельдорфе, а утрами и вечерами самый маленький областной центр России плотно завязает во всамделишных пробках.
С другой стороны, наше финансовое неблагополучие видно невооружённым глазом любому, кто осмелиться совершить прогулку по городу Пскову. А отправившись в Опочку, Порхов, Новоржев и так далее, этот глаз увидит ещё более выразительную картину. Нет, что-то есть – сделано, покрашено, прибрано, но – бедненько, как говорится. Да и в чиновничьих песнях привычным рефреном звучит утробная жалоба на тотальное разорение. «Сами мы не местные, да и в торбе пусто, хорошо хоть к осени выросла капуста». Да и воруют так, что дух захватывает у тех, кто не успел – тут миллиард, тут миллиард, а сколько же их в начале было, да на что бы их хватило? Помню, давно уже разбазарили на законе о госзакупках триллион, а президент руками разводит – что поделаешь. А город Псков небось лет двадцать на такие деньги мог бы жить и не работать.
Что же получается: кто-то богат, а кто-то беден? Но и так не скажешь. Купил один мой знакомый машину за восемьсот тысяч рублей при зарплате в пятнадцать – и катается. Как так, спрашиваю. Отвечает: четыреста – в кредит, а другие четыреста – бабка померла, домик в деревне продали. А через неделю разбил эту машину буквально об дерево. Сдаётся мне, что всё наше богатство, включая государственное, вот таким образом и циркулирует. До встречи с очередным деревом. А лесом мы, напоминаю, богаты.
Но всё это ведь и так всем известно – банальность, набившая уже не одну оскомину. Я о другом хочу сказать. Пусть нам просто прямо скажут: мы – богатая могучая держава, готовая всех и вся за пояс заткнуть. Но тогда уж, извините, фраз типа «нет денег детский садик отремонтировать» мы не принимаем. Если же хочется всё-таки сказать, что нет денег на детский садик, тогда уж о величии России и тому подобном просьба даже не заикаться. А то у нас очень уж любят гордиться собой, приплясывая на руинах той башни, что ещё в четырнадцатом веке развалилась. Лозунг «Жив – и слава Богу!» богатой стране не к лицу. Может быть и поэтому, в частности, смотрят на нас в мире в смятении чувств зависти, страха и снисходительности. Вот мне тут в одной заграничной стране счёт принесли, а там лишняя десятка насчитана (простите, конечно, что я о таких вещах заговорил). Что такое, спрашиваю. Вы же из России – не всё ли равно, отвечает. Вот тут и у меня началось смешение чувств. А всё потому, что основное не понятно: к чему мы всё-таки ближе к богатству али бедности?
Закончу словами классика, гениально уловившего сущность нашего духа: «В роскошной бедности, в могучей нищете / Живи спокоен и утешен. / Благословенны дни и ночи те, / И сладкогласный труд безгрешен».
Артем Верле,
кандидат философских наук