Псковская Лента Новостей начинает публикацию цикла интервью с ведущими политическими деятелями региона. В ходе бесед мы намерены получить ответы на наиболее актуальные вопросы общественно-политической жизни Псковской области, мнения руководителей партийных организаций, органов власти и местного самоуправления об основных тенденциях и перспективах развития.
Сегодня мы предлагаем вам ответы, полученные от главы Пскова, секретаря политсовета городского отделения партии «Единая Россия» Ивана Цецерского. В июне мы неоднократно обращались к помощникам Ивана Николаевича с предложением о таком интервью. 20 июня в соответствии с предварительными договоренностями с сотрудниками аппарата и пресс-службы Псковской городской Думы мы направили главе города список вопросов, на которые хотели бы получить ответы либо в ходе личной встречи с ним, либо в письменной форме.
В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», а также с учетом актуальности обозначенных тем и того обстоятельства, что в настоящее время проходит конкурс по замещению должности главы городской администрации, ПЛН просила считать обращение официальным запросом информации СМИ и назначить время для проведения интервью либо ответить на вопросы в письменной форме в течение семи дней со дня получения нашего обращения.
29 июня через пресс-службу городской Думы был получен ответ: «В связи с подготовкой к проведению очередной сессии городской Думы, а также к заграничной командировке - задерживаем ответ. Запрашиваемый материал будет подготовлен к 03.07.2012».
Сегодня в редакцию Псковской Ленты Новостей поступили ответы на наши вопросы. Мы предлагаем их вниманию читателей Псковской Ленты Новостей без каких-либо комментариев.
- Иван Николаевич, в настоящее время в Пскове проходит конкурс по замещению должности главы городской администрации (сити-менеджера). Вы входите в конкурсную комиссию. При этом напомню, что в марте 2012 года «команда Цецерского» триумфально победила на выборах в Псковскую городскую Думу. Сегодня, когда решается вопрос о сити-менеджере, будет ли «команда Цецерского», как партийно-политическое объединение и депутатский блок, выдвигать свою согласованную кандидатуру на должность главы администрации? Если да, то кого именно? По каким критериям осуществляется выбор?
Ответ: Так как я являюсь председателем конкурсной комиссии, то, конечно, называть фамилии возможных кандидатов или давать им какие либо оценки я просто не имею права. Требования к кандидатам достаточно подробно определены в соответствующих документах, которыми должна руководствоваться комиссия. Но это требования часто формальные, например, количество лет стажа той или иной деятельности. Комиссия должна рассмотреть кандидатов с точки зрения соответствующих характеристик в поданных документах. Это, в общем, предварительный этап. Думаю, что депутаты в своем выборе будут руководствоваться в большей степени содержательными соображениями
- Ни для кого не секрет, что в последние месяцы у вас сложились достаточно напряженные отношения с главой администрации Пскова Петром Слепченко, недавно покинувшим свой пост. В своих публичных выступлениях вы неоднократно высказывали критические замечания и задавали открытые вопросы относительно управленческих действий главы городской администрации. Как вы в целом оцениваете управленческие действия покинувшего свой пост сити-менеджера, результаты его работы (вопросы городского хозяйства, работа комитета по культуре, ситуация вокруг платы за детские сады), кадровую политику (в том числе в отношении начальника управления образования города и др.)? Согласны ли вы с той комплиментарной оценкой, которую дал губернатор А.А. Турчак главе администрации П.М. Слепченко.
Ответ: Я считаю, что мне удается поддерживать рабочие, деловые отношения и с главой Администрации города, и с иными руководителями и должностными лицами любого уровня. Естественно, что в процессе работы могут возникать и возникают определенные различия в подходах к решению тех или иных вопросов. Это нормально. Оценка работы П.М. Слепченко дана в решении городской Думы по его отчету. Дума отчет утвердила.
- С какими конкретно действиями Петра Слепченко вы солидарны, а какие, напротив, считаете ошибочными?
Ответ: В тех случаях, когда я считал, что решения Администрации города нуждаются в корректировке, я высказывал свою точку зрения, в том числе и публично. Но у каждого руководителя есть набор полномочий, в соответствии с которыми он принимает решения и несет за них ответственность.
- Весной этого года Псковская городская Дума приняла ряд нормативных актов, значительно ограничивающих полномочия сити-менеджера и ставящих его под еще больший контроль депутатов. Чем обусловлены эти действия Псковской городской Думы? Были ли они продиктованы взаимоотношениями с Петром Слепченко, или вы считаете ограничения необходимыми и для любого другого сити-менеджера?
Ответ: Я не совсем понимаю, о каком ограничении кто-то ведёт речь. Полномочия главы Администрации города определены законами, Уставом города и трудовым контрактом , которыми также предусмотрены контрольные функции городской Думы, Главы города и депутатов. Поэтому ни Дума, ни Глава города не могут ни ограничить полномочия главы Администрации, ни усилить свои контрольные функции сверх установленных в законодательстве норм.
- Не считаете ли вы подобные действия вмешательством представительных органов местного самоуправления в деятельность исполнительного органа местного самоуправления?
Ответ: Не считаю.
- Как вы относитесь к протестам на принятые решения со стороны прокуратуры и главы администрации города, подавшего иски в суд на Псковскую городскую Думу?
Ответ: Это вполне рутинная ситуация, как показывает практика деятельности органов местного самоуправления в нашей стране.
- Разделяете ли вы мнение заместителя руководителя аппарата администрации Псковской области (куратора управления внутренней политики и комитета по вопросам местного самоуправления) Андрея Русова о том, что круг полномочий сити-менеджера в Пскове должен быть расширен и, в отличие от Слепченко, новый глава администрации не должен быть связан по рукам и ногам, а, напротив, должен быть более свободен в принятии решений, касающихся городского хозяйства?
Ответ: Повторюсь, полномочия главы Администрации города определены законами, Уставом города и трудовым контрактом. Поэтому никакой орган власти не может ни ограничить полномочия главы Администрации, ни расширить их, сверх норм установленных в законодательстве. Все мы связаны «по рукам и ногам», поскольку обязаны действовать только в соответствии с законом, и свободны «в принятии решений» только в его рамках.
- На ваш взгляд, как изменились взаимоотношения между главой города Пскова и губернатором Псковской области с декабря 2011 года? Ощущали ли вы после вынужденной «отставки» давление со стороны органов государственной власти на местное самоуправление, напряженность во взаимоотношениях? Или декабрьский эпизод не имел никаких системных последствий?
Ответ: Как я уже сказал, мой принцип во взаимоотношениях с органами власти всех уровней – поддерживать эти отношения в рабочем, деловом состоянии. Сегодня в городе Пскове очень остро стоят многие проблемы. Их решение зависит от общих усилий предпринимаемых вместе с областной властью, и лично с губернатором. Убеждён, что у Андрея Анатольевича с учётом его статуса, в целом, существует правильная оценка сегодняшней ситуации в развитии города и политической ситуации нашего региона.
- 2012-й стал годом фактического возвращения прямых выборов губернатора и объявления о намерениях вернуть выборы глав областных центров. Иван Николаевич, вы входите в число наиболее известных и популярных политиков Псковской области; по данным независимых социологических исследований, являетесь политиком № 1 в городе Пскове. Рассматриваете ли вы для себя возможность участия в прямых выборах руководителей исполнительной власти Псковской области?
Ответ: Об этом говорить преждевременно. Срок полномочий нынешней исполнительной власти области – пять лет. Впереди еще два года. В наше динамичное время изменения происходят очень быстро, часто не предполагаешь, что за полгода произойдет. Сегодня, на основании Устава партии «Единая Россия», выдвижение кандидата будет осуществляться на основе тайного голосования на региональной партийной конференции, решение за моими однопартийцами.
- Губернатор Андрей Турчак выступил с инициативой скорейшего возвращения прямых выборов мэра областного центра. Известно, что в свое время именно вы были одним из инициаторов изменения действовавшей системы и введения так называемой «двухголовой» модели местного самоуправления (глава города и глава администрации города), которая сегодня существует в Пскове. Поддерживаете ли вы инициативу губернатора, министра регионального развития и других официальных лиц о возвращении прямых выборов мэров? Или выступаете за ту же позицию, что и в 2006 году? Спустя 6 лет не считаете ли вы, что та точка зрения была ошибочной – или же она объяснялась сиюминутными задачами, актуальными на тот момент.
Ответ. Вопрос о выборах глав муниципальных образований поднимается на разных уровнях в связи с возвращением выборов губернаторов в регионах. Термин «возвращение выборов» глав городов некорректен, потому что никто это право и не отнимал. Такие выборы в действующем законе предусмотрены.
Сегодня подготовлены поправки в закон о местном самоуправлении, где будет убрана норма, при которой глава муниципального образования избирается из состава депутатов. То есть, глава муниципального образования теперь будет избираться населением, и может иметь или полномочия главы Администрации или полномочия председателя представительного органа, в последнем случае глава Администрации ( сити-менеджер) будет назначаться по контракту (как и сейчас).
Что касается города Пскова, то, если поправки к 131 закону будут приняты, мы внесем соответствующие изменения в Устав города. Однако, в этих поправках ясно сказано, что изменения в уставных документах муниципалитетов могут вступить в силу только после истечения срока полномочий тех выборных муниципальных органов, которые эти изменения введут. В нашем случае это 2017 год. Так что у нас еще есть время, чтобы обдумать какую форму устройства муниципальной власти принять.
Относительно «двухголовости» власти. Вообще-то, согласно конституции власть в нашей стране является (пользуясь Вашей терминологией) даже «трехголовой». Имеется судебная, законодательная (представительная) и исполнительная власть. Вы же не хотите сказать, что если глава города (мэр города) избирается населением, то тем самым муниципальная власть становится «одноголовой»?
- В последнее время в медийно-политическом блоке областной администрации произошли кадровые изменения, связанные, по мнению экспертов, с фактически стартовавшей подготовкой к выборам. Известно, что кадровые изменения начали происходить и в информационном блоке Псковской городской Думы. С чем они связаны? Следует ли ожидать продолжения?
Ответ: Изменение информационного поля городской Думы связано с ситуацией, которая была в период выборной компании. Сегодня сопровождение депутатской деятельности при наличии пяти фракций в представительном органе заставляет перестраивать и пресс-службу.
- Известно, что в течение последних месяцев вы неоднократно проводили консультации и рабочие встречи в администрации президента РФ и других структурах федерального центра. Расскажите, пожалуйста, каков был предмет этих встреч, какие там обсуждались темы? С кем именно вы встречались? Какое отношение имеют данные темы к развитию муниципального образования – городу Пскову?
Ответ: Я, как член Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации, участвую в разного рода форумах, совещаниях, связанных с изменением законодательства, в первую очередь касающиеся местного уровня власти. Такие встречи носят нормотворческий характер, и мы защищаем права всех муниципальных образований Российской Федерации. Что касается Пскова, то на примере нашего города я показываю, что межбюджетные отношения в Российской Федерации сегодня требуют пересмотра в сторону увеличения доходов местных бюджетов. Без увеличения доходов ни о какой самостоятельности на местном уровне говорить не приходится. Если мы хотим дать на места больше полномочий, то главная задача – обеспечить их финансово. Сегодня на любом совещании лично поднимаю этот вопрос и он является определяющим в деятельности муниципалитетов.
- Каково ваше отношение к распределению депутатских мандатов «Единой России» в Псковском областном Собрании депутатов? Как известно, после выборов Пскову досталось минимальное количество мандатов. Более того – уже при изменениях в депутатском корпусе – предпочтение отдавалось либо районам, либо (как в последнем случае с передачей «мандата Гавунаса») - Великим Лукам. Как вы, руководитель областного центра и городского отделения «Единой России», объясняете тот факт, что Псков имеет небольшое число своих представителей в областном законодательном органе власти?
Ответ: Неправильная оценка. Депутатов, проживающих в городе Пскове, в областном Собрании большинство. У нас нет проблем с защитой интересов города Пскова в областном Собрании. Поэтому у меня, как у Главы города, распределение одного мандата другому муниципальному образованию не вызывает никакого опасения.
- Пожалуйста, сравните ситуацию с развитием местного самоуправления в двух крупнейших городах региона - Пскове и Великих Луках, в чем, на ваш взгляд, общность, а в чем отличия сложившихся моделей?
Ответ: Основное сходство в том, что у нас модель управления городом одинакова с Великими Луками. С другой стороны, на сегодняшний момент у них лучше отлажена взаимосвязь Главы города с главой Администрации (сити-менеджерлм). Я вижу, что Великие Луки в этом направлении сделали серьёзный шаг, поскольку депутатский корпус и администрация имеют тесный контакт для достижения общих целей и решения городских задач.
- Во время выборов в Псковскую городскую Думу «команду Цецерского» поддержали и представители КПРФ. Затем, уже на первых заседаниях, депутат-коммунист Виктор Дуля неоднократно солидаризировался с вашей позицией. Однако данный альянс противоречит позиции «Единой России» в других представительных законодательных органах власти, в частности - в областном Собрании депутатов. Как вы объясняете данный тактический союз: это ваша политическая позиция либо некое партийное соглашение?
Ответ: Насколько я помню, КПРФ выступала на муниципальных выборах 4 марта 2012 г. отдельным списком, который и поддерживали ее представители. В результате этого партия имеет фракцию в Псковской городской Думе. Представители этой фракции занимают свою позицию, которая может совпадать с позициями других фракций, может не совпадать. Сегодня руководители страны предлагают руководителям муниципалитетов и регионов налаживать конструктивные отношения с представителями других политических сил, что мы в Думе и стараемся делать.
- Около полугода назад по инициативе губернатора Псковской области Андрея Турчака вы во второй раз возглавили Псковское городское отделение «Единой России». Как, на ваш взгляд, эволюционировали партия в целом и Псковское городское отделение в частности за последние годы?
Ответ: Во-первых, этот двухлетний перерыв на мне сильно не сказался, потому что я постоянно участвовал в работе партии на местном уровне.
Во-вторых, мы понимаем прекрасно, что число партийцев и число избирателей, которые отдают предпочтение партии – это разные показатели. Сегодня нужно своими действиями, создавать положительный имидж партии и самое главное – слушать людей, и делать всё, чтобы реализовать их чаяния и надежды. Поэтому на сегодняшний день я вижу себя участником многих партийных проектов.
- Как вы объясняете провал партийной организации на декабрьских выборах-2011 в законодательные органы власти в городе Пскове?
Ответ: В городе Пскове проявилась общероссийская и общеобластная тенденция – спад уровня доверия к власти. Это было обусловлено многими факторами, и данная тема обсуждалась неоднократно.
- Было ли связано это поражение с особенностями личностей и методами работы прежних руководителей городской организации?
Ответ. Я бы так не сказал. И не адресовал бы городской организации основную долю вины. Какая-то часть вины, безусловно, существует, но я не думаю, что это только связано с какими-то конкретными личностями.
- Какие действия вы предприняли, придя к руководству городского отделения ЕР, чтобы добиться высокого результата на выборах в марте 2012 года?
Ответ: Первое, что удалось сделать, это мобилизовать людские ресурсы нашей партийной организации. Было проведено 4 партийных конференции. Мы придали своей работе новый импульс. Во вторых, возглавив и политсовет, и списки партии «Единая Россия», удалось не только объединить партийные ресурсы, но и выстроить диалог с жителями в микрорайонах, на заводах, фабриках, тем самым мы оценили круг проблем, которые поднимали избиратели.
- Считаете ли вы оправданным совмещение должностей руководителя партийной организации и главы города в межвыборный период?
Ответ: Не вижу в этом проблемы.
- Иван Николаевич, вы пришли в политику в 1990-е годы, избираясь от объединения «Народовластие», в которое входили КПРФ и другие левоцентристские силы. В последние годы вы видный представитель и один из партийных трибунов «Единой России», регулярно участвуете во Всероссийских съездах ЕР. Между тем в настоящее время все чаще раздаются критические замечания и пессимистические оценки относительно будущего «партии власти». Многие политологи, члены «Единой России», а также ее оппоненты говорят о необходимости модернизации данной политической организации. Рассматриваются различные варианты – от либерализации и системного обновления партийных институтов до закрытия проекта «Единая Россия» и создания на его базе либо на какой-то другой платформе (например, ОНФ) новой «партии власти», на основе опыта предшествующих моделей. Сторонником какого пути являетесь вы? Как вы относитесь к происходящему в «Единой России»? Намерены ли в дальнейшем связывать свою политическую судьбу с партией?
Ответ: Во-первых, я уже несколько лет связан с партией «Единая Россия».
Во-вторых, сегодня партия сделала очень серьёзные шаги по обновлению своей деятельности. Предлагается ввести обязательную выборность руководителей нижнего звена, и установить им пятилетний срок полномочий. Это позволит сформировать управленческий костяк в партийной работе. В третьих, считаю, что любая партия должна учитывать реалии времени, чувствовать дыхание избирателей, максимально учитывать их запросы и интересы, и делать всё, чтобы свои обещания оправдывать реальными делами. Думаю, что потенциал партии «Единая Россия» еще далеко не исчерпан.