Политика

Олег Брячак: На выборы пойдем либо я, либо Михаил Васильевич. Правда, он вряд ли...

02.10.2013 16:41|ПсковКомментариев: 74

Псковская Лента Новостей продолжает цикл интервью с руководителями партийных фракций областного Собрания депутатов на старте нового парламентского сезона. Нашими собеседниками уже были коммунист Александр Рогов, либерал-демократ Сергей Макарченко и демократ Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) . Сегодня корреспондент Псковской Ленты Новостей беседует с Олегом Брячаком, который хоть и не возглавляет фракцию, но стал главной публичной фигурой «Справедливой России» в Псковской области.


- Олег Михайлович, каковы ваши впечатления от прошедших выборов? Я так понимаю, что вы большей частью ими довольны.

- Да, мы очень довольны результатом. «Справедливая Россия» взяла на выборах в Псковском районе и довыборах депутата областного Собрания в 11 округе голосов больше, чем три оппозиционные партии вместе взятые: «Яблоко», ЛДПР и КПРФ. Для нас это очень хороший показатель, он говорит о том, что работа в районах приносит свои результаты. В частности, та стратегия, которую я выработал, став депутатом областного Собрания: быть ближе к людям, информировать о своей деятельности, о том, что я готов решать их проблемы – в рамках тех полномочий, которые у меня есть. Второе – это, конечно, богатый опыт, накопленный за большое количество избирательных кампаний, которые мы проводили: и губернаторских, и депутатских. И некоторые из них были успешными: вы знаете, у нас есть депутат Государственной Думы, который прошел от Псковской области (улыбается; напомню, депутатом Госдумы от СР является отец Олега Брячака, Михаил - Д.К). Ну и команда: кто бы что ни говорил, у нас есть команда, есть финансовые средства в необходимом размере. Люди в нашей команде – принципиальнейшие граждане, которых не купишь и не запугаешь.

То, что мы взяли второе место в Псковском районе… Конечно, лучше первое, вопрос не обсуждается! Но и второе именно с таким отрывом от других соперников и с таким количеством голосов – это очень серьезно. Что касается 11-го округа: как известно, Печоры проголосовали за нашего кандидата Сергея Тарасика. Но Палкинский район, к сожалению, - почему-то в основном на выездных урнах – отдал победу кандидату от «Единой России». Но это не последние выборы и, я думаю, мы учтем некоторые возможности определенных граждан делать себе показатели на выездном голосовании… Представьте себе, на выездном голосовании на одном из участков привезли 88 бюллетеней – и все за кандидата от «Единой России»! Ладно бы – два за «Яблоко», один за коммунистов, за нас… Нет, почему-то все 88 за кандидата от «Единой России». Это наводит на определенные мысли и вообще такие методы борьбы подрывают доверие населения к власти и укрепляют его веру в том, что от их выбора ничего не зависит.

Еще очень важно: за нового главу Псковского района проголосовало всего 10% от общего числа избирателей муниципалитета. Это не говорит в его пользу, о том, что его поддерживает население. При подобных результатах, на мой взгляд, обязательно нужен второй тур, иначе – ну, просто не серьезно.

- У вас не создается впечатление, что у вас украли победу в Печорском и Псковском районах? Если создается, какие-то меры вы собираетесь применять?

- После драки кулаками не машут, и если бы даже мы что-то собирались предпринять, это не принесло бы никаких результатов, кроме холостого выстрела. Поднимать сейчас волну по поводу признания этих выборов нелегитимными бессмысленно, потому что они уже состоялись и результаты уже утверждены, глава района назначен. Я просто еще раз повторю: мы сделали определенные выводы, увидели, каким образом, используется административный ресурс – а он был применен на полную катушку, - мы с удивлением для себя обнаружили, что кампания была грязная: лился компромат, пытались очернить и кандидатов, и меня по традиции. Я-то уже к этому привык, поэтому проще к этому отношусь (улыбается - Д.К.). Это напомнило выборы 90-х годов, когда применялся черный пиар и выходили бульварные газетки. Хорошо, что наши потенциальные оппоненты раскрыли методы ведения войны.

- Чем вы объясните феномен результата Николая Филипчика в Псковском районе? Он – не коренной житель района, кампания его была достаточно короткой – и при этом он чуть не победил кандидата от партии власти. Что бы он, кстати, делал в этом случае?

- Николай Федорович, в первую очередь, - достойнейший человек, который на протяжении всей своей жизни не имел никаких скандалов. Это генерал-лейтенант юстиции, это высококлассный юрист. И данная кандидатура, на наш взгляд, была бы куда более полезна, чем доктор, который не смог справиться с районной больницей, а теперь решил поруководить районом. Посмотрим, что из этого выйдет.

Наш выбор был обусловлен исключительно человеческими качествами Филипчика, и для него, в отличие от доктора, должность главы района была бы понижением, по большому счету. С должности заместителя руководителя регионального управления юстиции, генерал-лейтенанту перейти на работу в район и взвалить на себя кучу проблем – это смелый поступок. Так что феномен – вовсе не феномен: во-первых – достойный человек, во-вторых – достойная и слаженная команда, в-третьих – опыт проведения подобных кампаний.

- Опыт кампаний – это вы что имеете в виду?

- Победы Николая Миронова в Гдове, Риммы Бурченковой в Пушкинских Горах, Михаила Пашкова в Новоржеве. Да и то, что сегодня в Псковской области у нас насчитывается более 220 депутатов – ну, поверьте мне, это не просто так достигается.

- И тем не менее: государственные СМИ и представители «Единой России» заявляли, что оппозиция провалилась, поскольку ровным счетом ничего выиграть не удалось.

- На каждом избирательном участке присутствовало несколько человек от нашей партии. Я с удивлением для себя обнаружил, что в этот раз коммунисты, которые обычно присутствовали везде, не смогли закрыть всё. Но мы не думали, что будет сделана ставка на выездные урны. Мы в будущем такого не допустим: у нас достаточно людей, машин, мы можем мобилизовать огромное количество людей, которые приедут в Псковскую область и закроют все избирательные участки. Мы способны организовать контроль за выездными урнами. И тогда мы уже посмотрим на то, каким действительно будет волеизъявление народа. Поскольку то, что произошло в Псковском районе, я не считаю, волеизъявлением народа.

- Я почему еще спрашиваю про Псковский район: удивительно, что главным конкурентом там стала именно «Справедливая Россия». Не секрет – я не первый и не последний, кто вас об этом спрашивает, - что журналисты и ваши коллеги политики зачастую отождествляют «Справедливую Россию» с партией власти. И мне интересно и удивительно, что в этот раз результат получился именно таким. Скажите, как обстоят отношения «Справедливой России» и «Единой России», можно ли вас назвать политическими союзниками?

- Одной дорогой с «Единой Россией» мы никогда не шли. И партия, и фракция в областном Собрании занимают позицию исключительно исходя из здравого смысла. Мы не смотрим, как некоторые: вот тут нас не поддержали, значит мы не вас поддержим в чем-то другом. Я не могу позволить себе занять такую позицию, я могу мыслить и действовать только конструктивно. Обратите внимание, далеко не все законопроекты, которые предлагаются в областном Собрании, мы поддерживаем. Тот же закон о митингах: мы были против. Муниципальный фильтр: мы тоже выступали против, пока он не был снижен. Так что не везде и не всегда мы поддерживаем позицию «Единой России». У нас есть своя точка зрения по каждому проекту, и зачастую она может совпадать с теми же коммунистами и не совпадать с «Единой Россией».

- Но согласитесь: есть же ключевые проекты, которые продавливаются администрацией области через некоторые фракции. По некоторым из них некоторые коммунисты и справедливороссы поддерживают региональную власть. Давайте вспомним «Закон Димы Яковлева»: факт «продавливания» был налицо.

- Безусловно, действующая власть имеет возможность вести диалог с каждой из оппозиционных партий. И в зависимости от того, насколько аргументы будут вескими, региональные отделения партий принимают то или иное решение. Мы со своей фракцией собираемся и слушаем плюсы того или иного проекта, иногда нас пытаются в чем-то убедить… Но мы ни на какие убеждения не поддаемся, мы не имеем никакой зависимости от областной администрации вообще.

- Ближайшая проверка мнений и убеждений всех фракций – это бюджет. Какие у вас впечатления от бюджетного процесса этого года, что нам ожидать? Что делать с кредитами и бюджетным дефицитом?

- Для меня как для гражданина Псковской области, как для бизнесмена, как для депутата те кредиты, что берет администрация региона, – это основная проблема. И, знаете, я для себя пока не принял решение, будет ли наша фракция поддерживать бюджет на 2014 год или нет. Потому что то, что происходит сейчас, - это путь в никуда, это путь к катастрофе, это путь к банкротству. Нельзя постоянно брать и не отдавать. Есть аксиома: если ты берешь кредит, то потрать его только на то, что принесет тебе дивиденды, с которых ты сможешь обслуживать проценты и гасить данный кредит. Мы на сегодняшний день проедаем те деньги, которые берем. Просто проедаем! И я об этом буду говорить, и сейчас тоже говорю.

- Мы не единственные такие. Я спрашивал у ваших коллег, спрошу и у вас: может ли такая практика привести к чему-то серьезному, например, объединению регионов? Это реальная перспектива или до этого не дойдет?

- Вполне может дойти. Объемы поставок углеводородов резко упали и наше государство с нефтяной иглы слезть не успело. В отличие от арабов: те оказались более дальновидными, умными, хотя еще недавно на верблюдах ездили. Плюс наводнение на Дальнем Востоке – это же колоссальный удар по бюджету (на устранение последствий стихии направлено порядка 40 млрд. рублей – Д.К.). Два этих факта дают мне возможность предположить, что на 2014 год бюджет может быть урезан еще больше, потому что еще меньше мы получим финансовой помощи от федерального центра.

Сейчас уже видны некоторые признаки этого: не продлеваются некоторые федеральные целевые программы, которые касаются помощи нуждающимся слоем населения. Это говорит о том, что возможно и присоединение. Банкротства региона не допустят, конечно, но области будет сложно. Ведь кредиты, как правило, коммерческие.

- У населения есть такой вопрос, когда мы говорим о кредитах и дефиците бюджета, и он как раз по вашему профилю: у нас есть граница, у нас есть таможня. Почему то, что должно содержать область в безбедности, региону не достается?

- Это вообще обязанность региональной власти использовать то географическое положение, что у нас есть. Федеральная власть дала возможность региональной его использовать путем принятия концепции таможенного оформления переноса этого оформления к местам, приближенным к госгранице. С этой целью мы построили таможенно-логистический терминал «Убылинский». В бюджет мы принесли менее чем за полгода несколько миллиардов рублей плюс десятки миллионов налогов в региональный бюджет. Но вы сами знаете, что данный терминал закрыт в виду, скажем так, недобросовестной борьбы: он не приносит доходов ни стране, ни региону. Концепция переноса границы не работает, условия не создаются. Мы вместо этого… Чем-то мы заняты не тем, куда-то идем не туда. Мы лезем в какие-то непонятные мегапроекты с сомнительным результатом.

- Так как сделать, чтобы больше средств от этой деятельности оставалось в региональном бюджете? Вопрос лишь в Бюджетном кодексе? Кто-то с инициативой к федеральным властям обращался?

- Когда в государстве по сути не самая сильная вертикаль управления, для того чтобы каждый субъект РФ был на крючке и шел на поклон, все налоги стекаются в федеральный центр. А оттуда уже – кто ниже поклонился, тот больше и получил. Все эту ситуацию понимают, все знают, что это неправильно и что в развитых государствах такого нет. Поделать с этим что-либо невозможно, пока руководство страны не поймет, что так быть просто не может.

А наполняемость бюджета – я об этом могу говорить часами. Если заниматься этим вопросом грамотно, с точки зрения дальнейшей перспективы развития региона, опираясь на то, что есть, - правда, море возможностей. Я – депутат, я могу только предлагать, потому что не имею особых рычагов влияния для принятия решений. И когда я выхожу с тем или иным проектом, мне всегда задают один и тот же вопрос: где взять денег, Олег Михайлович? Меня возмущают эти вопросы. Ведь прекрасно все знают, что я не губернатор, я не должен отвечать на этот вопрос. Я депутат, я должен предложить. И, если проект полезный, мы должны его поддержать. А исполнительная власть пусть думает, где взять эти деньги, пусть напрягается, пусть шевелится! Только не кредиты берет, а зарабатывает (смеется - Д.К.).

- А вы себя видите представителем исполнительной власти?

- Ну, смотря на какой должности. На сегодняшний день я - самодостаточный человек, который ни в чем не нуждается. У меня есть большой круг обязанностей, у меня есть социальная ответственность, у меня есть бизнес. При принятии того или иного решения я абсолютно ни от кого не зависим. При поступлении на государеву службу этого не будет. И еще не понятно, где я буду полезнее: в исполнительной власти, получив массу обременений, или оставаться независимым человеком. На сегодняшний день я себя не вижу представителем исполнительной власти. Для кого-то это подъем, престиж, зарплата, для меня – исключительно обременение.

- Хорошо, вы сказали: смотря в какой должности. А если бы была возможность, было бы интересно руководить муниципалитетом или регионом? Можно ведь реализовывать свою собственную стратегию.

- Быть главой такого региона, как Псковская область, неинтересно, думаю, ни одному человеку, кроме того, который идет на эту должность ради зарабатывания денег. Точнее, это нельзя назвать зарабатыванием: освоение или воровство. Потому что если это Москва или Петербург, или регион, богатый полезными ископаемыми – это одно. Псковская область сейчас – очень проблемный регион. И если идти на должность губернатора, то нужно отдавать себе отчет в том, что забыть нужно будет про все: про себя, про семью. И 24 часа в сутки работать над тем, чтобы вытащить регион из той дыры, в которой он оказался.

Губернатору, который придет работать в регион, - не позавидуешь. Эта не та должность, которую стоит так сильно желать, которая что-то даст… Мне она ничего не даст в финансовом плане, а в плане обременения даст очень много. Поэтому для себя я решение такое не принял.

- Насколько я помню, у «Справедливой России» в Псковской области, а точнее, у конкретного человека из эсеров, большие традиции участия в губернаторских выборах. У Михаила Васильевича (Брячака – Д.К.) есть интерес поучаствовать в выборах? И вообще: фильтр вы преодолеваете без проблем, определялись ли вы уже с кандидатом?

- Если искренне говорить, то на выборы пойдем либо я, либо Михаил Васильевич. Правда, он вряд ли, потому что с должности депутата Госдумы и с учетом того, какими глобальными вопросами они там занимаются, и идти на субъект федерации? Вряд ли. Что касается меня, то мое решение, скорее всего, будет зависеть от руководства региона. Если я увижу, что ситуация не меняется, если мы и дальше будем скатываться в долговую яму, если социальные и демографические показатели будут ухудшаться, и я почувствую, что участвовать необходимо – я не исключаю такой возможности. Но сейчас говорить об этом рано.

- Для вас имеет значение, кто может стать вашим оппонентом от партии власти? Может быть, к кому-то из единороссов вы более лояльны и не хотели бы с ним конкурировать?

- Если я решу идти на выборы, для меня никакого значения не имеет, с кем бороться. Я буду бороться до конца и я буду бороться на победу. И, поверьте, у меня хватит финансовых ресурсов – что бы там ни говорили о кризисе в нашей партии. О человеческих ресурсах я уже говорил.

- Вас не обижает «титул», которым наградили и «Справедливую Россию», и ее представителей, и вас – «спойлер» для «Единой России». Правда это или нет, пусть каждый решает сам, но как вы к этому относитесь сами и как будете, если что, от этого лейбла отделываться?

- Отделываться мне вряд ли от чего-то придется, потому что я не считаю, что наша фракция или региональное отделение являются «спойлерами». Если я все-таки буду принимать участие в выборах, то, поверьте, в очень короткое время все поймут, кто здесь… что из себя представляет.

Спокойно здесь не будет, будут масштабные выступления, митинги, пикеты, демонстрации, привлечение федеральной власти, высокопоставленных лиц. Мы будем подавать те проблемные вопросы, которые замыливаются в регионе, уже на уровне федерального центра. Последствия себя ждать не заставят. Мы уже несколько таких кампаний прошли. Про нас уже все, что можно – про меня и Михаила Васильевича – выдумали, сказали, написали, и это уже никто не читает, это уже неинтересно. В этом тоже один из наших плюсов: тот рейтинг, что у нас есть, - ниже его уже не сбить, его можно только вырастить. А административный ресурс выше 30 процентов не разогнать. Хотя, как показал Псковский район – и вовсе 10 процентов. А остальное – наше. Так что надо работать.

Беседовал Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

 

 

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Политика
опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 28 человек